РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: Творческий проект
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Формирование знаний по проектированию изделий, умений проектирования изделия из текстильных материалов.
- Закрепление и совершенствование знаний о видах аппликации, знаний и умений по технологии изготовления аппликации на ткани.
- Развитие творческих, художественных способностей; расширение кругозора; развитие навыков самоконтроля, умения сравнивать, анализировать, принимать решения и аргументировать их.
- Формирование интереса к декоративно - прикладному искусству; привитие эстетического вкуса. Воспитание аккуратности, культуры труда, организации рабочего места, ответственности за качество выполнения работы; воспитание экономного отношения к использованию сырья и материалов.
ТИП УРОКА: комбинированный
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
- Образцы изделий с отделкой аппликацией.
- Образцы подставок под горячее
- Шаблоны деталей подставки и деталей аппликации.
- Образцы тканей
- Инструменты и принадлежности для шитья.
- Альбомы с распечаткой заданий
- Клей, картон, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, чертежные инструменты, самоклеющаяся пленка.
- Мультимедийный комплекс, презентация
Ход урока
Целеполагание и мотивация
Учитель:
Это не сенсация, просто ситуация!
На плите согрели чайник
И на стол его несем.
Где же здесь его поставить?
Места, в общем, не найдем
Ученик :
Места много на столе.
Где поставить чайник мне?
Я боюсь его поставить,
Что-то здесь мне не хватает.
Учитель:
Чтобы стол остался гладким,
Не хватает здесь подставки
Вопросы к учащимся
Подставка - это нужная, полезная вещь, необходимая на кухне?
Может она быть сувениром к празднику 8 Марта?
Может она являться украшением кухни?
Хотели бы вы сами спроектировать такую подставку под горячее?
Тему сегодняшнего урока мы сформулируем как:
Проектирование изделия для оформления интерьера кухни.
Учитель
Выдает задание группам. Предлагает организовать работу в группах по 2 человека. Каждый из учащихся попробует свои силы в определенном виде работ: художественном, технологическом, конструкторском.
Задание 1
При проектировании изделия необходимо ориентироваться на целый ряд требований, и подставка под горячее не исключение.
Вопросы к учащимся
Какие это требования ,назовите их, соотнесите их в группу требований к изделию красивые
- удобные
- недорогие
- несложной конструкции
- простые в изготовлении
- безвредные для здоровья человека и окружающей среды
Какое бы новое изделие не создавал человек, перед ним стоит целый ряд вопросов .
- Как изготовить ?
- Из чего изготовить?
- Как оформить
В какой технике изготовлен образец подставки?
- В технике аппликации
2. Актуализация опорных знаний
Задание 2
Что такое аппликация? Дайте определение.
Учитель демонстрирует слайды по классификации аппликационных работ, учащиеся дают характеристику представленной аппликационной работе
Аппликация может быть различной как по применяемому материалу, так и способу, технике выполнения. Аппликация на образце подставки под горячее имеет следующую характеристику
1. По видам различают:
- предметную аппликацию (изображает отдельные предметы, людей, различных животных)
- сюжетную (выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам)
- декоративную (орнамент ,узор)
2. По изображению:
- плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон)
- объемная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счет этого создается объемное изображение)
3. По способам выполнения:
- вырезанный контур (детали вырезаны ножницами по контуру)
- мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладываются в виде нужной композиции)
- аппликация обрыванием (детали выполняются обрыванием бумаги, крошкой)
4. По цветовому решению:
- монохромные (выполненные в одном цвете)
- полихромные (многоцветные)
5. По способу закрепления деталей на фоне:
- клеевые
- пришивные или настрочные
- на пластелиновой основе
6. По материалу:
- из бумаги, картона
- из текстильных материалов: ниток, веревок, ткани, тесьмы
- из природных материалов: листьев, цветов, семян, соломки, скорлупы, крупы, пуха и др.
- из нетрадиционных материалов: пластиковых упаковок, пробок, проволоки, стекла и др.
7. По технике изготовления:
- простая (однослойная, непосредственно крепящаяся на фоне)
- многослойная (несколько слоев крепятся один на другом, а затем крепятся на фоне)
2. Работа по теме занятия.
Вопросы к учащимся
- Какого размера должна быть подставка?
- Какой формы может быть наше проектное изделие?
Задание 3
Назовите и впишите в альбом те геометрические формы, которые представлены на рисунках
Задание 4
Из какого материала необходимо выполнить изделие?
Отобрать из предложенных образцов нужный, обосновать выбор.
Учащиеся рассматривают группы материалов, дают характеристику и обоснование своего выбора.
Задание 5
Очень важный момент - проектирование размещения декоративных элементов (композиция)
При проектировании подставки можно предложить несколько вариантов, схемы композиций представлены в альбоме, названия у них следующие:
- Диагональная
- Четырехсторонняя
- Круговая
- Двухсторонняя
- Угловая
- Четырехугольная
- Веерная
- Центральная
Найдите соответствие между схемой и названием композиции, запишите в альбом
Задание 6
Очень важную роль играет цвет в изделии.
На слайде представлены различные группы цветов, определите название этих групп, впишите в альбом.
Какие группы цветов целесообразно использовать при проектировании подставки под горячее?
4. Закрепление материала.
- Какие аспекты должны быть рассмотрены при проектировании изделия?
- Какие группы требований необходимо учитывать при проектировании изделия?
Динамическая пауза
5. Практическая работа
Задание 7
Каждой группе учащихся спроектировать один из вариантов композиции, используя цветную бумагу и самоклеющуюся пленку
Учащиеся
Приступают к самостоятельной творческой работе.
Индивидуальное задание (создать заданную композицию с использованием компьютера (текстовый редактор Word)
Учитель
Проводит анализ правильности выполнения задания.
Задание 8
Спроектировать подставку под горячее.
Учитель
Консультирует, уточняет цель и задачи каждой группы учащихся.
При необходимости проводит индивидуальный инструктаж с учащимися, осуществляет контроль за деятельностью группы в целом и каждого ученика в отдельности
Учащиеся
В конце практической работы оформляют готовыми изделиями стенды.
6. Подведение итогов занятия
Учитель совместно с учащимися
Делает анализ выполнения поставленных задач, достижения целей занятия, дает общую оценку деятельности учащихся, отмечает положительные и отрицательные моменты, организует обсуждение работ и выбор лучших.
- Получилось изделие?
- Учли мы требования к проектному изделию?
- Будет оно дополнять интерьер кухни?
- Можно его в качестве сувенира подарить к празднику?
Домашнее задание: Выполнить эскизный проект оригинальной декоративной подставки под горячее. (в тетради или в электронном варианте)
Учитель
В конце нашей встречи скажу пожеланье:
Всегда, чтоб творить у вас было желанье,
Чтоб дома подставки у всех получились
И вы поработали, а не ленились.
Новая встреча не за горами,
Через неделю встретимся с вами.
Банк новых идей пополнится наш,
И вновь мы откроем наш вернисаж.