Обобщающий урок по декоративно-прикладному искусству "Фольклорная ярмарка". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цель урока учителя:

  1. Развивать основы творческого воображения.
  2. Через художественные промысла и народную музыку.
  3. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о народных художественных промыслах.
  4. Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.
  5. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.

Цель ученика: Научить развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учетом формы и назначения предметов быта.

Оборудование и материалы:

Зрительный ряд:

  1. Произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Жостова, Гжели;
  2. Схемы-таблицы с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек разных стилей.
  3. Художественные материалы.
  4. Плотная белая и тонированная бумага, гуашь, кисть, ножницы, шаблоны.

Литературный ряд: Н. Григоренко. «Частушки на темы народных промыслов». Н.А. Горяева, О.В. Островская изобразительное искусство «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»

Музыкальный ряд: Вариации на темы русских народных песен исполнении ансамбля русских народных инструментов. Записи с компакт диска.

ТСО: Мультимедийная презентация.

Задание: Выполнить эскиз изделия по мотивам одного из русских художественных промыслов.

Ход урока

Учитель: Приветствует гостей. Сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Урок хотелось бы начать со слов русской народной пословицы.

«Работа хороша, если в ней польза и душа».

(На столах перед классной доской стоят произведения народных мастеров Хохломы, Городца, Гжели, Жостово.)

Ученики:

Заходи честной народ
Всех нас ярмарка зовёт.
С радостью вас встретим
На празднике приветим.

Чтоб у каждого была
Золотая хохлома,
Чтоб и жостово и гжель
Радовала каждый день

А у нас и тары бары
Всяки разные товары.
Приходи к нам подивится
Мастерству у нас учиться

Учитель: Мы с вами находимся в мастерской народных ремесел. И не случайно выставлены эти произведения. Мы познакомились народными промыслами. И сегодня постараемся изготовить своими руками предметы которые с могут украшать наш быт и дарить радость другим людям. Итак, тема урока: «Фольклорная Ярмарка».

Кем мы будем на этой ярмарке?

Ученики: Мастерами народных промыслов, продавцами, покупателями.

Демонстрация презентации.

Учитель: Желания у вас разные, но всем вам – и мастерам, и продавцам, и покупателям, – необходимо хорошо знать то, что вы делаете, что вы продаете или покупаете. Значит, нужно знать виды художественных промыслов, а именно: чем они отличаются друг от друга, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Не спешите с ответами. Мы сегодня построим урок по-особому.

Давайте разделим класс на артели так, чтобы каждая артель могла выбрать один из промыслов. В артели будут мастера, которые изобразят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые в конце урока доставят изделие на нашу ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы всем захотелось купить. Мастера же на ярмарке станут покупателями изделий других промыслов, и будут задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать, за оплошности в их работе.

Учащиеся объединяются в группы – артели. В классе 4-ре группы по 5–6 человек в каждой, но могут появиться и мастера-единоличники, что вполне допустимо.

Учитель: Итак, у нас в мастерской работают художественные артели «Городец», «Гжель», «Золотая Хохлома», «Жостово». Послушайте внимательно задание: выполнить эскизы изделий по мотивам промысла, на столах заготовки изделий (шаблоны) ваша задача подготовить их к выставке на нашей ярмарке.

Сдвигаются по две парты для групповой работы. В центре большого рабочего стола появляются предметы выбранного промысла и карточки, с элементами росписи, силуэтами игрушек или посуды в традициях выбранного промысла. Ученики составляют план работы и разделяются по виду деятельности: одни выполняют силуэты изделий, другие составляют эскизы композиции узоров для их росписи, а третьи тренируются в кистевой росписи.

Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен. Учитель раздает ученикам, которые будут продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек, посвященных этому виду творчества.

Преподаватель вывешивает на доску большой лист с надписью «Ярмарка» и изображением деревянного стола-прилавка, вертикальная плоскость которого представляет собой ряд карманов для помещения в них работ учащихся.

(Во время работы учащихся звучит музыка). <Приложение 1>

Учитель: Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку.

(Звучит музыка).<Приложение 2>

Купцы дорогие,
Люди торговые,
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.

По очереди выходят ученики из каждой художественной артели и «расставляют» свои изделия на ярмарочный прилавок.

Ученики: (из артели «Хохлома»)

Хохломская роспись
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи.
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша хохлома.

(Девушки подают ведущим посуду.)

Учитель:

Вот подарки
Так подарки!
Краской огненной и яркой
Кто искусно расписал
Сувениры-чудеса?

Учитель:

Чародеи Хохломы!
Что, ребята, если мы
Захотим узнать,
Откуда появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки?

Ученики: Жил в древние времена в Москве мастер иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керж:енские леса. Срубил избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. К нему приезжали люди любоваться его мастерством. Дошла слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти беглеца и привести. Узнал мастер о свей беде, собрал людей, раскрыл им свои секреты. А увидели люди, как горит ярким пламенем изба чудо-мастера. Изба сгорела, а мастера так и не нашли. Исчез мастер, но его мастерство живет и до сих пор, ярким пламенем горят хохломские краски.

Ученики: (из артели «Городец»)

Наши доски, расписные,
Посмотрите, вот какие
Все хотим вам показать
И подробно описать.

По розанам и купавкам
«Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чёго ж красивый он. –

Конь копытом бьет,
Удила грызет,
А молодушка
За водой идет.

Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.

Учитель: Какие краски вы используете в росписях своих досок?

Ученик: (из артели «Городец»).

Масляные. Доски покрываются лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.

Учитель: Ваши росписи похожи на Полхов-майданские, в них тоже пишут цветы.

Ученик: (из артели «Городец»).

Да, и мы пишем цветы, но их изображения не похожи на полховские по форме, т.е. наши сложнее и сказочнее. И вообще, в Городце совсем другие приемы письма цветов: во-первых, полховские, цветы пишутся анилиновыми водяными красками, и потому их изображения прозрачные, а мы пишем масляными. Во-вторых, полховские цветы пишутся в один слой и обводятся тонкой верной линией, а наши цветы пишутся в несколько слоев, в их изображениях несколько оттенков одного цвета или разных цветов.

Учитель: Есть еще вопросы к мастерам и продавцам артели «Городец»? Нет.

Спасибо вам, мастера, за рассказ ваш, за подарки! Никогда не забудем мы вашего чуда!

(Выходят ребята, в руках у них гжельская посуда.)

Учитель: А вы мастера откуда?!

Ученики:(из артели «Гжель»)

А вы угадайте!
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – весёлые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Учитель:Спасибо вам мастера! Хорошие ваши подарки!

И снова в путь, в подмосковное село Жостово.

Ученики: (из артели «Жостово»)

Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это ж просто вернисаж.
Черный фон сияет лаком,
А на нем цветов краса.
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились.
Покупайте все подряд!
В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.

Предшественниками жостовских железных подносов изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А близкими родственниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVII века. Но в начале промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими. Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее – цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный. Жостовские подносы поражают воображение, рождают чувство уважения к мастерам, желание приобщаться к этой красоте.

Учитель: Спасибо вам мастера! Хорошие ваши подарки!

Закончила работу наша ярмарка

Вы все хорошо поработали и проявили отличные знания народных художественных промыслов, кое – что новое узнали о народных произведениях народного творчества, которыми мы в праве гордиться, так как они известны на весь мир. Ваша коллективная работа «Фольклорная Ярмарка» будет украшать интерьер нашей школы и напоминать всем о красоте народного искусства. Русский народ очень любит родную землю, её природу. И именно из природы он черпал идеи для своего творчества. Во всех представленных работах мы видим растительные орнаменты. В русских народных песнях тоже звучит природа Руси. В подарок присутствующим на нашей ярмарке дарим русскую народную песню в исполнении вокальной группы школы под уководством учителя музыки.

Ученики исполняют русскую народную песню.

Ах, ярмарка, как песня хороша! 
Глядим мы как на чудо, не дыша,
Ведь ярмарка, веселая игра, 
Пришла ко всем счастливая пора! 
Как жаль, что нам нельзя беспечно
Веселиться бесконечно.
Пора и в путь дорожку собираться
И с вами дорогие, расставаться.