Идеи М.Монтессори во внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Мария Монтессори, выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, педагог и психолог, разработала точный и природосообразный метод работы с младшими школьниками в условиях их свободного саморазвития: метод свободного воспитания детей в специально организованной среде.

В основу программы внеурочной деятельности младших школьников положено представление Марии Монтессори о том, что каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития и энергией, необходимой для его раскрытия. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. При этом каждый человек в своем развитии проходит ряд сензитивных периодов, то есть периодов повышенной чувствительности к определенным свойствам, отношениям внешней среды.

Задача Монтессори-образования заключается в том, чтобы создать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала, приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру и помочь ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

Основу занятий внеурочной деятельности составляют принципы, метод воспитания, дидактические материалы, подготовленная среда, разработанные М.Монтессори принимаемые нами как основополагающие.

Создана подготовленная среда, подходящая для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания. Организована свободная работа детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Метод воспитания на занятиях сочетается с методами обучения. На этапе развития от 6-12 лет в силу особенностей развития выделяются следующие методы обучения:

  1. наблюдение за учащимся и оказание ему помощи в нужный момент,
  2. помощь в самостоятельном изучении выбранной темы на основе деятельности с дидактическим материалом,
  3. движение от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем. Это ключевой метод для данного возраста,
  4. пробуждение и активное использование силы воображения учащихся. Этот метод основан на том, что ребенок в 6-12 лет способен не только изучать предметы, непосредственно его окружающие, но способен представить предметы, отдаленные во времени и пространстве.
  5. групповые занятия по некоторым дисциплинам.

Среду наполняет дидактический материал, который является ключом для получения более обширных знаний и расширения представлений, полученного с помощью данного конкретного материала, на практике это определяет наличие творческой компоненты в содержании и возможность свободного творчества как такого.

В организации и проведении занятий используется сочетание групповых и индивидуальных форм. Структура занятий: дидактический круг, презентация дидактического материала, свободная работа учащихся по индивидуальным маршрутам.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка образовательную среду; поддерживать в ней отношения взаимоуважения и сотрудничества, обеспечивать выполнение правил групповой работы; побуждать ребенка к познанию, к деятельности за счет создания атмосферы безопасности и принятия, проводить презентации материалов и другие виды индивидуальных и групповых уроков; проводить диагностику уровня и динамики развития и образования ребенка, а также его психоэмоционального состояния, при необходимости проводить коррекцию; сотрудничать с родителями ребенка. Учитель – наставник, консультант, помощник.

Используя идеи М.Монтессори, нами составлена программа внеурочной деятельности развивающих занятий для младших школьников. Основу содержания составляют предметные области «Язык», «Математика», «Окружающий мир», предполагающие расширение предметных знаний.

При формировании учебного плана учтена специфика педагогической системы Марии Монтессори.

Учебный план построен в соответствии с программой внеурочной деятельности «Свободная работа учащихся с дидактическим материалом», с учётом требований СаНПиН. Объём нагрузки соответствует 5-дневной учебной неделе.

В структуру учебного плана входят развивающие области, обеспечивающие единство образовательного пространства курса, индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями и интересами.

Развивающая область «Математическая» рассматривается не как сумма неких специальных знаний, а как позицию человека, как особый способ овладения миром с помощью его познания, деятельности и эмоционального участия. В основу математического образования ставится концепция десятичной системы счисления, в которой главным является понимание перехода от одного десятка к другому и принцип групп десятичных разрядов.

Развивающая область «Языковая» рассматривает развитие чувства слова, его строения и значения, его этимологии, связи с другими словами; фонетические особенности русского языка, структура предложения, основы морфологии и морфемики.

Развивающая область «Естественно-научная» – это введение ребёнка в сложный мир взаимосвязей в Природе, путь осознания себя частичкой Вселенной. Очень важным является создание таких условий, чтобы каждый ребёнок мог получить новую информацию, научиться перерабатывать её, связать воедино разрозненные сведения, построить своё видение мира, в конечном результате. Эта область, в которой находится многочисленный обучающий материал по ботанике, зоологии, основам химии, физики.

Развивающая область «Лаборатория» включает в себя простейшие опыты, изучая свойства воды, почвы, рассматривание и изучение природных и искусственных объектов (минералы, полезные ископаемые, плоды, гербарии). Обилие справочной литературы, энциклопедий дают возможность самостоятельно либо с помощью учителя искать информацию для докладов и сообщений.

Программа внеурочной деятельности с использованием идей М. Монтессори «Свободная работа младших школьников» выполняет функцию пропедевтики для дальнейшего обучения, позволяет учащимся самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять и углублять их. Оказывает влияние на развитие базовых компетенций: общекультурных и учебных, готовит учащихся к самостоятельному получению знаний, реализации индивидуальных и групповых проектов, способствует личностным изменениям: повышению уровня развития самостоятельности, ответственности, творческой активности, самодисциплины, интеллектуальных способностей, учебной мотивации.