Цели:
- углублять знания учащихся о пословицах;
- развивать уместное употребление их в речи;
- развивать связную письменную речь детей.
Оборудование:
- выставка книг с пословицами, рекомендуемых учителем,
- напечатанные начало пословиц,
- отрывки из стихотворения М. Лапыгина «Пословица».
- слайд, где народ безжалостно высмеивал лодырей неумех.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.
II. Вступительное слово учителя.
Пословица – это мудрое народное изречение. Наблюдая из года в год, из века в век жизненные явления, народ выделял в них самое главное и свою мысль выражал точным и кратким изречением – пословицей. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к родине, к матери, к старшим. Одна пословица может дать самую точную, самую меткую характеристику человеку. О ком, например, так говорят: «Словами туда и сюда, а делом ни куда», «У него семь пятниц на неделе», «Рубашка беленька, да душа серенька»? (Ответы детей).
III. Проверка домашнего задания.
Дома вы подбирали пословицы о труде. Назовите их. (Ребята называют).
IV. Формирование новых знаний и умений.
Ребята, помогите подобрать конец пословиц:
- Дерево ценят по плодам, а человека…
- Землю солнце красит, а человека…
- Где труд, там и …
- Без труда жить – только…
- Недаром говорится, что дело…
- Что посеешь, то и…
Поэты некоторые пословицы вводят в свои стихи.
Чтение отрывка из стихотворения М. Лапыгина «Пословица»:
В поле рожь не пройдёшь, колос книзу клонится.
«Что посеешь, то пожнёшь», – говорит пословица.
Горы хлеба даст земля – даст тебе в награду.
Только помни: на полях труд жалеть не надо.
Какая пословица очень уместно употреблена поэтом?
V. Творческое задание.
У писателя Е. Пермяка есть сказка «Про торопливую куницу и терпеливую синицу».
Послушайте сказку. Я всю читать не буду. Дополните вы. (Читаю начало сказки, даю возможность пофантазировать детям, придумать концовку.) Затем читаю конец сказки по Е. Пермяку.
– Какие же пять волшебных слов надо запомнить?
(Семь раз отмерь, один раз отрежь).
– Прославляя трудолюбивого человека, народ безжалостно высмеивал лодырей неумех, нерадивых людей.
– Посмотрите на иллюстрации. (Слайд 1, 2. 3), (смотри ниже)
– Подберите к ним соответствующие пословицы.
Разбор одной из иллюстраций; подбор пословицы:
«Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».
Составление рассказа по пословице:
«Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».
1)
- Дайте имя девочке;
- как она выглядит;
- чем занимается?
- каково убранство комнаты?
- что можно сказать о девочке?
2) Лексико-орфографическая подготовка:
Рано утром, хочется всё успеть, зеркальце, совок, одеваться, нарядиться, любуется собой, работа стоит.
3) Написание рассказов по пословице.
4) Чтение их учащимися. Оценивание работ.
VI. Итог урока.
– На все случаи жизни созданы народом пословицы. Люди давно заметили могущество слова, его большую силу.
– Кто знает стихи о словах?
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету,
Слово – это ветер.
Слово улетает.
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова.
Ребята, вы молодцы! Прекрасно справились с этим заданием. Спасибо.
Выставка книг о пословицах, рекомендуемых учителем.
Примерное составление рассказа.
Встала рано утром Таня. Много дел у неё! Так хочется всё успеть! Вот она и принялась за уборку. А тут зеркальце не на месте лежало. Бросила совок, оставила перевёрнутым табурет и стала одеваться. Нарядилась, села на диван и любуется собой. Таня – то хороша, а работа стоит.
Ну как тут не вспомнить пословицу: «Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».