Урок развития речи по теме "Составление рассказа по пословице". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • углублять знания учащихся о пословицах;
  • развивать уместное употребление их в речи;
  • развивать связную письменную речь детей.

Оборудование:

  • выставка книг с пословицами, рекомендуемых учителем,
  • напечатанные начало пословиц,
  • отрывки из стихотворения М. Лапыгина «Пословица».
  • слайд, где народ безжалостно высмеивал лодырей неумех.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.

II. Вступительное слово учителя.

Пословица – это мудрое народное изречение. Наблюдая из года в год, из века в век жизненные явления, народ выделял в них самое главное и свою мысль выражал точным и кратким изречением – пословицей. Они учат нас многому: каким нужно быть человеку в труде, дружбе, учении, как он должен относиться к родине, к матери, к старшим. Одна пословица может дать самую точную, самую меткую характеристику человеку. О ком, например, так говорят: «Словами туда и сюда, а делом ни куда», «У него семь пятниц на неделе», «Рубашка беленька, да душа серенька»? (Ответы детей).

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы подбирали пословицы о труде. Назовите их. (Ребята называют).

IV. Формирование новых знаний и умений.

Ребята, помогите подобрать конец пословиц:

  • Дерево ценят по плодам, а человека…
  • Землю солнце красит, а человека…
  • Где труд, там и …
  • Без труда жить – только…
  • Недаром говорится, что дело…
  • Что посеешь, то и…

Поэты некоторые пословицы вводят в свои стихи.

Чтение отрывка из стихотворения М. Лапыгина «Пословица»:

В поле рожь не пройдёшь, колос книзу клонится.
«Что посеешь, то пожнёшь», – говорит пословица.
Горы хлеба даст земля – даст тебе в награду.
Только помни: на полях труд жалеть не надо.

Какая пословица очень уместно употреблена поэтом?

V. Творческое задание.

У писателя Е. Пермяка есть сказка «Про торопливую куницу и терпеливую синицу».

Послушайте сказку. Я всю читать не буду. Дополните вы. (Читаю начало сказки, даю возможность пофантазировать детям, придумать концовку.) Затем читаю конец сказки по Е. Пермяку.

– Какие же пять волшебных слов надо запомнить?

(Семь раз отмерь, один раз отрежь).

– Прославляя трудолюбивого человека, народ безжалостно высмеивал лодырей неумех, нерадивых людей.

– Посмотрите на иллюстрации. (Слайд 1, 2. 3), (смотри ниже)

– Подберите к ним соответствующие пословицы.

Разбор одной из иллюстраций; подбор пословицы:

«Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».

Составление рассказа по пословице:

«Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».

1)

  • Дайте имя девочке;
  • как она выглядит;
  • чем занимается?
  • каково убранство комнаты?
  • что можно сказать о девочке?

2) Лексико-орфографическая подготовка:

Рано утром, хочется всё успеть, зеркальце, совок, одеваться, нарядиться, любуется собой, работа стоит.

3) Написание рассказов по пословице.

4) Чтение их учащимися. Оценивание работ.

VI. Итог урока.

– На все случаи жизни созданы народом пословицы. Люди давно заметили могущество слова, его большую силу.

– Кто знает стихи о словах?

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету,
Слово – это ветер.
Слово улетает.
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова.

Ребята, вы молодцы! Прекрасно справились с этим заданием. Спасибо.

Выставка книг о пословицах, рекомендуемых учителем.

Примерное составление рассказа.

Встала рано утром Таня. Много дел у неё! Так хочется всё успеть! Вот она и принялась за уборку. А тут зеркальце не на месте лежало. Бросила совок, оставила перевёрнутым табурет и стала одеваться. Нарядилась, села на диван и любуется собой. Таня – то хороша, а работа стоит.
Ну как тут не вспомнить пословицу: «Плохой хозяин 10 работ начинает, а ни одной не кончает».