Исследовательские проекты и их роль в активизации учебной деятельности учащихся

Разделы: Биология


Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Одной из целей работы МБОУ “Лицей № 2” является экологизация знаний о мире, формирование экологического мышления. Экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.

Данная модель позволяет создать такие условия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, где он – активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Конкретные знания, их система, выступают при этом как средство познания и преобразования действительности, а не конечная цель.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Технология проектного обучения меня заинтересовала несколько лет назад. Особое место я выделила исследовательскому проекту. Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся, на мой взгляд, позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. В связи с этим, цель работы – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с исследовательской деятельностью; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.

1. Реализация технологии проектного обучения через учебно-воспитательный процесс

Преподавание курса “Биология” осуществляю в соответствии с календарно-тематическим планированием, разработанным на основе программы основного общего образования по биологии для 6–9-х классов (авторы:0 Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10–11-х классов – профильный уровень (автор: В.Б. Захаров). Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В дополнении программного курса биологии и с целью формирования экологической культуры учащихся осуществляется преподавание курса “Экология” по комплекту учебных пособий под редакцией доктора биологических наук, профессора Н.М. Черновой и допущенных Министерством образования Российской Федерации.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, экскурсий, направленных на формирование исследовательских навыков.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении я вижу во взаимосвязи между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

На своих уроках и во внеурочной деятельности использую индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы, которые являются ведущими в составе исследовательского подхода в обучении; приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским и их последователями; а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

При организации обучения с применением исследовательского подхода на уроках в старшем звене изучаемый материал выдаю крупным блоком, при этом учащиеся запоминают материал по теме в целом. Обязательным считаю широкое применение лекций (среднее, старшее звено). В содержании вводной лекции внимание учащихся акцентируется на основных идеях темы; формулируются ее проблемы, с одновременным привлечением материала, отражающего историю изучаемого факта или явления. Уроки-лекции разработаны по следующим темам: “Клеточное строение организмов”, “Эволюция жизни на Земле”, “Основы генетики” и др. Большое внимание уделяю урокам активной формы: урок-семинар, урок-исследование, урок-деловая игра и др.

Формирование глубоких и прочных знаний, устойчивого интереса к предмету добиваюсь через сочетание индивидуальных и групповых форм обучения, организацию систематического повторения, осуществления различных форм контроля: зачеты, семинары, тестовые задания, создание мультимедийных презентаций.

Данная работа имеет свои результаты в виде положительных динамик качества знаний учащихся и количества детей, участвующих в конкурсах и олимпиадах различных уровней по биологии и экологии.

Свою работу строю на основе компетентностного подхода. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

2. Реализация технологии проектного обучения через внеурочную деятельность

Исследовательская деятельность, организуемая мной на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Логическим продолжением урока являются предметные декады, научно-практическая конференция учащихся, День Науки, экологические акции “Чистый двор”, “Чистая вода”, “Помоги птицам”, конкурсы, олимпиады, викторины как формы научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. Во всех указанных мероприятиях учащиеся принимают участие на добровольной основе – олимпиады, конкурсы, участие в научно-практических конференциях, позволяют учащимся выйти на социальный уровень самоопределения. Дети сами устанавливают цели своей деятельности, выбирают средства и достигают результата. Следовательно, оказываются в ситуации проектирования деятельности. Но здесь они не свободны в выборе схем своего развития, так как предполагаемый результат известен учителю. А исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Учащиеся оказываются в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной ими области, сталкиваются с необходимостью анализа последствий данной деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии. Следовательно, появляются новые замыслы, творческие планы. Исследовательская деятельность приобретает более непрерывный и мотивированный характер.

На протяжении 13 лет организую и являюсь руководителем летних научно-исследовательских экспедиций учащихся лицея, которые считаю наиболее эффективными как форма внеурочной занятости. Экспедиции являются выездными, стационарными. На протяжении 12-14 дней учащиеся живут в полевых условиях, в палатках.

Цели экспедиционных исследований: усиление контактов школьников с природой; формирование ценностных экологических навыков наблюдения за природой родного края; знакомство с научными методами исследования природных объектов и систем; закладка мониторинговых работ, а так же изучение местных экосистем: выявление не столько их уникальности, сколько изучение взаимосвязей живых организмов в данных сообществах и степени влияния человека на них (см. рис. 1).

В ходе летней полевой экологической практики решаются такие задачи, как дальнейшее формирование знаний, приобретённых в классе, формирование умений наблюдать не просто природные объекты и явления, а взаимосвязи человека с природой, оценивать способы природопользования, принятие участия в делах охраны природы. Отсюда, одним из важнейших направлений работы является формирование нравственного сознания и чувства ответственности школьников за свое поведение в природе, осознания больших возможностей человека в природоохранной деятельности.

Рис. 1. Палаточный лагерь

Вместе с учащимися проводила исследования в Первомайском, Курьинском, Солтонском, Смоленском, Калманском, Косихинском, Тогульском районах Алтайского края, а также в Чемальском районе республики Алтай (рис. 2).

Рис. 2. Исследовательская работа

За данное время был собран большой материал по объектам исследования, налажено сотрудничество с главными специалистами комитетов по экологии и администрациями районов, где проходили экспедиции. Были организованы экскурсии на памятники природы районов исследования, изучены паспорта всех памятников природы, которые располагались на

исследуемых территориях. Дети ознакомились с архивными материалами, а также рассмотрели результаты исследований, проведенных ранее. Большое внимание во время экспедиции уделяется и краеведческой работе. Ребята знакомятся с историей районов через посещение музеев, знакомства с интересными людьми (см. рис. 3). Очень интересной и познавательной была поездка в Курьинский район. В ее задачу входила координация экологической работы, связь учебных заведений города и сел. Данный район представляет большой интерес и в биологическом, и в историческом плане. Поэтому в программе экспедиции было посещение таких памятников природы, как озеро Белое, Колыванское, гор Синюха и Воструха, музеев села Колывань. Кроме того, в этой поездке нам представилась возможность познакомиться с родственниками известного всему миру конструктора стрелкового оружия, нашего земляка Михаила Тимофеевича Калашникова. Мы побывали в гостях у его племянницы Надежды Николаевны Егиоя, которая рассказала нам много интересного из жизни Михаила Тимофеевича и представила фотографии из семейного альбома (см. Приложение 1).

Рис. 3. В музее имени алтайского писателя А.П. Соболева

По результатам проведенных исследований учащиеся пишут рефераты, которые ежегодно занимают призовые места на конкурсах и научно-практических конференциях районного, городского, краевого и Всероссийского уровней.

Алгоритм экспедиционных исследований включает следующие этапы:

– Выбор проблемы, определение актуальности темы проекта. Теоретическая подготовка начинается с планирования научных исследований. Для каждой темы выбираются конкретные исполнители. С учетом работы идет индивидуальная подготовка учащихся через консультативные занятия.

– Выбор района исследования. Общая подготовка участников экспедиции направлена на освещение междисциплинарных связей, необходимых для работы в конкретном районе, типичном для большей территории (зоны). При этом дается анализ природных и антропогенных факторов. Особое внимание уделяется отраслевому воздействию на территорию и отдельных экосистем. Данная подготовка осуществляется на заседаниях научного общества учащихся.

– Выбор методов исследования. Осваиваются методы работы с растениями, животными, почвенным покровом, картографическим, статистическим, экономическим материалом, изучается терминология по природопользованию и охране окружающей среды.

– Исследования в природных условиях. Полевая экспедиция проводится по плану научно-исследовательских и организационных работ (см. Приложение).

– Обработка полученных в ходе экспедиции данных (на консультативных занятиях).

– Оформление результатов (исследовательские рефераты).

– Обмен информацией между учащимися (заседания НОУ).

– Защита результата исследовательской деятельности (День Науки, конференции различного уровня).

Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.

В ходе таких исследований учащимися отрабатываются общие надучебные умения: ведение дневниковых записей в полевых условиях; постановление исследовательских задач; умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; проводить рефлексию; работать в команде, умение сотрудничать при решении исследовательских задач; умение работать со справочной литературой; умение осуществлять проверку полученных данных.

На основании опыта организации и проведения исследовательских экспедиций мной была разработана программа “Летняя полевая экологическая экспедиция учащихся МБОУ “Лицей № 2”, которая была представлена на Всероссийской научно-практической конференции “Образовательное партнерство: сущность, проблемы, перспективы” 14.11.2006 г. в Барнаульском государственном педагогическом университете (см. Приложение 2).

Успех обучения учащихся, по моему мнению, во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность.

Таким образом, исследовательская деятельность – движущая сила построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Следовательно, образование становится продуктивным – есть реальный продукт, который имеет интеллект и личностную ценность.