Цели урока:
- Приобретение знаний о пейзаже, как жанре в изобразительном искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника , композитора, поэта и их выражения в творческой деятельности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Знакомство с творчеством художника – пейзажиста И.И. Шишкина.
- Укрепление межпредметных связей.
Оборудование урока.
Зрительный ряд: репродукции картин И.И.Шишкина, педрисунки.
Музыкальный ряд: “Утро” из сюиты Э.Гринга “Пер Гюнт”.
Словари: С.И.Ожегова, Н.М.Сокольниковой.
Материалы: альбом, краски, кисти, и другие принадлежности к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель.
В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором мы должны приобрести знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Учитель. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово?
Предполагаемый ответ.
В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.
“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”
Учитель. Все значения, которые вы мне дали , я запишу на доске.
Пейзаж – природа: лес, поле.
Учитель. Ребята, давайте заглянем в рабочую тетрадь поэта и послушаем стихи о природе.
Ученик читает стихотворение С.А. Есенина “Береза”.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Учитель. Какое замечательное стихотворение. Кто желает высказать свое отношение к услышанному стихотворению.
Ученики.
– В этом стихотворении С.А. Есенин воспевает березу в зимнее время года,
– Иллюстрацией к этому стихотворению может быть дом с заснеженной березой,
– Пейзаж предполагает изображение любого состояния природы, а также дома, дороги,
– Пейзаж – это природа, местность, и даже можно сказать Родина, т.к. наша страна не мыслима без берез.
Учитель. Все высказывания верны и я допишу смысл слова “пейзаж”.
ПЕЙЗАЖ –
природа,
Родина,
местность.
А сейчас послушайте еще одно стихотворение.
Ученик читает стихотворение И.А. Бунина.
Какая теплая и темная заря!
Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя,
Померк над сонными весенними полями,
И мягкими на все ложится ночь тенями,
В вечерние мечты, в раздумье погрузив
Все, от затихших рощ до придорожных ив,
И только вдалеке вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты…
Учитель дает слово ребятам, которые желают выразить свое мнение по поводу прочитанного стихотворения.
Высказывания детей могут быть следующими:
– Здесь особый образ природы, особое настроение: природа готовится ко сну.
– Природа спокойная и, кажется, что поэт о чем – то грустит.
– В стихотворении поэт вкладывает свои чувства, настроение.
Учитель. Подвожу итоги смысла слова “пейзаж”.
На доске записывается
ПЕЙЗАЖ – природа,
Родина,
местность,
отношение человека к природе (его чувства).
Учитель. А сейчас я попрошу вас, ребята, открыть словарь и прочитать значение слова пейзаж.
Ученик зачитывает из толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Пейзаж – общий вид какой – нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении.
Учитель. Послушаем еще одно определение этого слова.
Ученик зачитывает из краткого словаря художественных терминов Н.М.Сокольниковой, стр. 56.
Пейзаж – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.
Учитель. Ребята, опираясь на наши выводы , лирику поэтов, словари, постарайтесь дать определение пейзажа.
Предполагаемый ответ ученика. Как произведение искусства – это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения, чувства. Пейзаж – это вид местности, страны.
3.
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.
Послушайте музыку.
“Ведь на музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы”. Оноре Бальзак.
Музыка дает настроение и помогает создать образ.
Звучит музыка “Утро” Э.Григ.
Практические советы учителя.
– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,
– Передний, дальний планы,
– Зависимость цвета от расстояния.
4. Анализ работ.
Работы вывешиваются на доске по видам:
– изображение природы,
– изображение местности,
– изображение воды.
Учитель предлагает детям прокомментировать рисунки.
Выступления учеников:
а). Пейзажи получились у всех разные. Здесь можно увидеть изображение природы в различное время года, очень выразительно изображено море, приковывает взгляд восход солнца. Изображена деревенская местность. Все эти работы относятся к жанру пейзаж и выполнены в графике и живописи.
б). Обобщение учителем видов пейзажа.
– Изображение природы,
– Изображение местности (архитектурный пейзаж – городской, деревенский),
– Водный – марина.
5. Знакомство с творчеством выдающегося художника И.И. Шишкина.
Учитель. Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Одним из таких художников является И.И.Шишкин.
Сообщение о жизни и творчестве готовил ученик. Оно сопровождается показом картин на экране.
“И.И. Шишкин – художник народный. Всю свою он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный”. В.В. Стасов.
С его именем связана история отечественного пейзажа 19 столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.
И.И. Шишкин родился в 1832 году в Елабуге – маленьком городке, расположенном на берегу реки Камы, в краю суровом и величественном. Впечатлительный и любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Он был небогатым купцом, человеком разносторонних знаний. Его увлекала техникой, занимался археологией, историей. Интерес к старине, природе, чтению книг он прививал к сыну, поощряя любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. В Московском Училище живописи сразу определилось влечение художника к пейзажу. Закончив училище, поступил в художественную академию в Петербурге. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Русский художник – автор замечательных пейзажей.
1. Рожь.
Само название выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Будто бы из-под ног зрителя убегаетвперед полевая тропа. Мотив дороги приобретает у художника радостное звучание. Это светлая, “гостеприимная” дорога, зовущая и манящая вдаль.
Все рожь кругом, как “степь” живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой чарующий простор.
(Отрывок из стихотворения Некрасова “Тишина”)
Наиболее широкой известностью пользуется картина “Утро в сосновом бору”
Художник хорошо передавал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца и, конечно же, медведи. Именно медведи придали живучесть, радость лесу.
К 1880-м годам И.И.Шишкин стал просто великим мастером пейзажа. На его полотнах появились такие картины как: “Лес весной”, “Лесные дали”, “Дубовая роща”, “Сосны, освещенные солнцем”.
На одном из пейзажей изобразил сосну, занесенную снегом. Могучее дерево возвышается на краю крутого утеса. Художник не просто назвал ее “Сосна”, а на “Севере диком”, первой строчкой стихотворения М.Ю. Лермонтова.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае , где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Именно лермонтовскую поэтическую сосну, овеянную мыслями о “далеком крае, где солнца восход” и изобразил на своем полотне художник.
Картина “Корабельная роща” написана в последний год жизни. Эта картина свидетельствует о великом искусстве художника. Свидетельствует о любви И.И. Шишкина к родной земле, к русской природе.
Умер художник в 1898 году, оставив нам прекрасные пейзажи.
6. Подведение итога.
Учитель: ребята, какой вывод можно сделать по теме сегодняшнего урока.
Ученик: пейзаж – это изображение природы, местности. Он может быть выполнен в любой технике.
Учитель: пейзаж – огромный мир, воспетый в лирике, прозе, музыке, на полотнах художников.
В одном картина не похожа ни на музыку, ни на литературное произведение. Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно. События в книге следует одно за другим. На картине все неподвижно, оно изображает только одно мгновение, достойное стоять на картине века.
Любите и берегите природу!
7. Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации на тему “Пейзаж – настроение” (природа в разных состояниях, изменчивость явлений природы).
Урок окончен.