Групповое логопедическое занятие по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи по теме "Дифференциация звуков [ц] и [ч]". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: вырабатывать умения у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах на слух и на письме.

Задачи.

Образовательные:

  1. Закреплять знания о механизме образования звуков [ц] и [ч] и их акустических особенностях.
  2. Закреплять понятия: звук, слог, слово.
  3. Совершенствовать навык слогового и звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать навык слогового чтения и чтения целыми словами.

Коррекционные:

  1. Развивать мелкую моторику.
  2. Развивать моторику речевого аппарата.
  3. Закреплять правильное произношение звуков [ц] и [ч] в изолированном виде, в слогах и словах.
  4. Развивать навыки фонематических процессов.
  5. Закреплять навыки звукового анализа слов со звуками [ц] и [ч].
  6. Расширять и активизировать словарный запас по теме “Птицы”.
  7. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Воспитательные:

  1. Формировать навыки общения в процессе учебной работы.
  2. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее объектам.

Оборудование: презентация; рабочие тетради; зеркала; сигнальные карточки; бархатная бумага и шерстяная нить.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

(Слайд 2). Презентация

Логопед: Назовите первый звук в словах. (Слайд 3)

Ученики: [ц].

Логопед: На какой звук начинаются все слова? (Слайд 4)

Ученики: [ч];

Логопед: Нзовите первые звуки в этих словах

Ученики: [ц] и [ч];

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки [ц] и [ч], в словах. Различать мы будем не только звуки, но и буквы.

2. Основная часть занятия.

2.1. Работа с зеркалами. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 5)

2.2. Сравнительный анализ артикуляции звуков [ц] и [ч]. (Слайд 6)

Логопед: ребята, давайте с помощью зеркал узнаем различия в произношении звуков [ц] и [ч].

Учащиеся выполняют задания:

[ц] – губы улыбаются, зубы не смыкаются, кончик языка у нижних зубов, воздушная струя холодная.

[ч] – губы в форме трубочки, зубы не сомкнуты, кончик языка у верхних альвеол; воздушная струя теплая.

2.3. Сравнительная характеристика звуков [ц] и [ч].

Логопед: Что могут звуки рассказать о себе? Звук [ц] ?

Учащиеся: Согласный потому что при произношении встречает преграду.

Глухой, так как голосовые складки не работают (тактильный контроль).

Всегда твердый. Обозначаем синим цветом.

Логопед: Молодцы! Звук [ч]?

Учащиеся: Согласный потому что при произношении встречает преграду.

Глухой, так как голосовые складки не работают (тактильный контроль).

Всегда мягкий. Обозначаем зеленым цветом.

Логопед: Умницы!

2.4. Развитие фонематических процессов.

Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц] и [ч]. Если вы услышите звук [ц], то поднимите сигнальную карточку синего цвета, если услышите звук [ч] – зеленую карточку.

Ца, чу, оч, уц, че, це, мяч, цирк, чайник, печка, овца, врач, заяц, скворец, умница, крючок, мальчик, палец.

Логопед: Повторите - ученица озорница получила единицу.

3. Соотнесение звуков с буквами.

Логопед: Для того чтобы на письме обозначать звук, что нам необходимо знать?

Учащиеся: Буквы.

Дети соотносят звуки и буквы, печатный и письменный вариант. (Слайды 7–9)

3.1. Пальчиковая гимнастика:

“Этот пальчик мой танцует,
этот вот кружок рисует,
этот пальчик ловко скачет
Словно легкий- лёгкий мячик.
А мизинчик, мой малышка.
ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок,
Он улегся на бочок.
А теперь все по порядку –
Пальцы делают зарядку”.

Логопед: Выложите на бархатной бумаге из нити письменные буквы Ч и Ц.

Отлично! А теперь откройте тетради, запишите дату, тему занятия и пропишите буквы – Цц, Чч.

4. Физкультурная пауза.

Руки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Руки за спину, головки назад.

5. Работа по совершенствованию навыка чтения

Слоговая таблица. (Слайд 10)

Ча чу ач уц чу
чи еч це оц ца
яч яц чле цве чте
цвИ чти ача аца учу
уце еце ица учи уче

6. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов.

Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед: ребята, посмотрите из наших слов исчезли буквы Ц и Ч. Надо их вернуть в слова. Только давайте букву Ч мы будем записывать зеленым цветом, а букву Ц синим цветом.

Фамилия Имя ____________

Пти_а, _айник, ули_а, огуре_, _исло, _айка, колоде_, пе_енье, меся_, ка_ели, _еловек, _ифра, _апля, у_ени_а.

Логопед: Прочитайте слова, которые у вас получились. Молодцы!

7. Работа со словами.

Логопед: Ребята, рассмотрите предложенные на слайде предмет. Как вы думаете, какой из предметов будет лишний? (Слайд 11)

Рассмотреть все ответы детей.

Учащиеся:

1 вариант. Лишний предмет – это цапля, так как в название чайка и черепаха есть звук [ч].

2 вариант. Лишний предмет – это черепаха, так как – это животное, а остальные птицы.

Логопед: Все ваши варианты верны, но давайте остановимся на 2 варианты, так как в названии птиц “цапля”, “чайка” есть звуки, которые мы учимся различать [ц] и [ч].

Логопед: Выберите на слайде схему, подходящую для слов: цапля и чайка. Объясните свой выбор. (Слайд 12)

Учащиеся выполняют звуковой и слоговой анализ слов.

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь, разделите на слоги и обозначьте ударный гласный.

Замечательно!

7.1. Лексическая тема “Птицы”. (Слайд 13)

  • По каким признакам можно отличить птицу (от животного).
  • Что общего у всех птиц.
  • Чем отличаются птицы друг от друга.

Цапля широко распространена на территории России. У цапли достаточно большие крылья. Особенность цапли - осанка: ее шея изогнута. Рацион цапли составляют рыбы, лягушки, раки, змеи, например, ужи. Самый главный инструмент цапли на охоте – это мощная шея и клюв. Им цапля молниеносно ловит свою добычу. Цапля очень терпелива. Птица может простоять на мелководье много часов, пока не подвернется какая-нибудь жертва. Интересно поведение цапли при появлении человека. Птица, увидев опасность, взлетает из воды. Отстрел цапель запрещен законом Российской Федерации.

Чайки — самые известные из всех морских пернатых. Это типичные прибрежные птицы. Все чайки — хорошие летуны, могут подолгу держаться в воздухе, ускорять и замедлять полет, останавливаться на месте, трепеща крыльями, делать быстрые повороты, пикировать. Вместе с тем они хорошо ходят по земле, даже бегают, прекрасно плавают, но не ныряют. Гнездятся они на водоемах или в непосредственной близости от них, пищу добывают также преимущественно в воде. Питаются чайки в основном животными кормами, излюбленные лакомства — рыба, рачки.

8. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки мы учились различать?

Повторите характеристику звуков [ц] и [ч].

Дайте оценку своей работе на занятии. (Слайд 14)

Сегодня на занятии мне:

  • было трудно выполнить…
  • было легко выполнить…
  • было интересно…

Выберите личико, которое соответствует вашему настроению.

Спасибо за работу на занятии! (Слайд 15)

Использованная литература.

  1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 5 за знания, 2005.
  2. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. Пособие для учителей, логопедов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.