Цель: вырабатывать умения у учащихся различать звуки [ц] и [ч] в слогах, словах на слух и на письме.
Задачи.
Образовательные:
- Закреплять знания о механизме образования звуков [ц] и [ч] и их акустических особенностях.
- Закреплять понятия: звук, слог, слово.
- Совершенствовать навык слогового и звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать навык слогового чтения и чтения целыми словами.
Коррекционные:
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать моторику речевого аппарата.
- Закреплять правильное произношение звуков [ц] и [ч] в изолированном виде, в слогах и словах.
- Развивать навыки фонематических процессов.
- Закреплять навыки звукового анализа слов со звуками [ц] и [ч].
- Расширять и активизировать словарный запас по теме “Птицы”.
- Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Воспитательные:
- Формировать навыки общения в процессе учебной работы.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ее объектам.
Оборудование: презентация; рабочие тетради; зеркала; сигнальные карточки; бархатная бумага и шерстяная нить.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Логопед: Назовите первый звук в словах. (Слайд 3)
Ученики: [ц].
Логопед: На какой звук начинаются все слова? (Слайд 4)
Ученики: [ч];
Логопед: Нзовите первые звуки в этих словах
Ученики: [ц] и [ч];
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки [ц] и [ч], в словах. Различать мы будем не только звуки, но и буквы.
2. Основная часть занятия.
2.1. Работа с зеркалами. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 5)
2.2. Сравнительный анализ артикуляции звуков [ц] и [ч]. (Слайд 6)
Логопед: ребята, давайте с помощью зеркал узнаем различия в произношении звуков [ц] и [ч].
Учащиеся выполняют задания:
[ц] – губы улыбаются, зубы не смыкаются, кончик языка у нижних зубов, воздушная струя холодная.
[ч] – губы в форме трубочки, зубы не сомкнуты, кончик языка у верхних альвеол; воздушная струя теплая.
2.3. Сравнительная характеристика звуков [ц] и [ч].
Логопед: Что могут звуки рассказать о себе? Звук [ц] ?
Учащиеся: Согласный потому что при произношении встречает преграду.
Глухой, так как голосовые складки не работают (тактильный контроль).
Всегда твердый. Обозначаем синим цветом.
Логопед: Молодцы! Звук [ч]?
Учащиеся: Согласный потому что при произношении встречает преграду.
Глухой, так как голосовые складки не работают (тактильный контроль).
Всегда мягкий. Обозначаем зеленым цветом.
Логопед: Умницы!
2.4. Развитие фонематических процессов.
Логопед: Сейчас я буду произносить слоги и слова со звуками [ц] и [ч]. Если вы услышите звук [ц], то поднимите сигнальную карточку синего цвета, если услышите звук [ч] – зеленую карточку.
Ца, чу, оч, уц, че, це, мяч, цирк, чайник, печка, овца, врач, заяц, скворец, умница, крючок, мальчик, палец.
Логопед: Повторите - ученица озорница получила единицу.
3. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: Для того чтобы на письме обозначать звук, что нам необходимо знать?
Учащиеся: Буквы.
Дети соотносят звуки и буквы, печатный и письменный вариант. (Слайды 7–9)
3.1. Пальчиковая гимнастика:
“Этот пальчик мой танцует,
этот вот кружок рисует,
этот пальчик ловко скачет
Словно легкий- лёгкий мячик.
А мизинчик, мой малышка.
ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок,
Он улегся на бочок.
А теперь все по порядку –
Пальцы делают зарядку”.
Логопед: Выложите на бархатной бумаге из нити письменные буквы Ч и Ц.
Отлично! А теперь откройте тетради, запишите дату, тему занятия и пропишите буквы – Цц, Чч.
4. Физкультурная пауза.
Руки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
Руки за спину, головки назад.
5. Работа по совершенствованию навыка чтения
Слоговая таблица. (Слайд 10)
Ча | чу | ач | уц | чу |
чи | еч | це | оц | ца |
яч | яц | чле | цве | чте |
цвИ | чти | ача | аца | учу |
уце | еце | ица | учи | уче |
6. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов.
Работа по индивидуальным карточкам.
Логопед: ребята, посмотрите из наших слов исчезли буквы Ц и Ч. Надо их вернуть в слова. Только давайте букву Ч мы будем записывать зеленым цветом, а букву Ц синим цветом.
Фамилия Имя ____________ Пти_а, _айник, ули_а, огуре_, _исло, _айка, колоде_, пе_енье, меся_, ка_ели, _еловек, _ифра, _апля, у_ени_а. |
Логопед: Прочитайте слова, которые у вас получились. Молодцы!
7. Работа со словами.
Логопед: Ребята, рассмотрите предложенные на слайде предмет. Как вы думаете, какой из предметов будет лишний? (Слайд 11)
Рассмотреть все ответы детей.
Учащиеся:
1 вариант. Лишний предмет – это цапля, так как в название чайка и черепаха есть звук [ч].
2 вариант. Лишний предмет – это черепаха, так как – это животное, а остальные птицы.
Логопед: Все ваши варианты верны, но давайте остановимся на 2 варианты, так как в названии птиц “цапля”, “чайка” есть звуки, которые мы учимся различать [ц] и [ч].
Логопед: Выберите на слайде схему, подходящую для слов: цапля и чайка. Объясните свой выбор. (Слайд 12)
Учащиеся выполняют звуковой и слоговой анализ слов.
Логопед: Запишите эти слова в тетрадь, разделите на слоги и обозначьте ударный гласный.
Замечательно!
7.1. Лексическая тема “Птицы”. (Слайд 13)
- По каким признакам можно отличить птицу (от животного).
- Что общего у всех птиц.
- Чем отличаются птицы друг от друга.
Цапля широко распространена на территории России. У цапли достаточно большие крылья. Особенность цапли - осанка: ее шея изогнута. Рацион цапли составляют рыбы, лягушки, раки, змеи, например, ужи. Самый главный инструмент цапли на охоте – это мощная шея и клюв. Им цапля молниеносно ловит свою добычу. Цапля очень терпелива. Птица может простоять на мелководье много часов, пока не подвернется какая-нибудь жертва. Интересно поведение цапли при появлении человека. Птица, увидев опасность, взлетает из воды. Отстрел цапель запрещен законом Российской Федерации.
Чайки — самые известные из всех морских пернатых. Это типичные прибрежные птицы. Все чайки — хорошие летуны, могут подолгу держаться в воздухе, ускорять и замедлять полет, останавливаться на месте, трепеща крыльями, делать быстрые повороты, пикировать. Вместе с тем они хорошо ходят по земле, даже бегают, прекрасно плавают, но не ныряют. Гнездятся они на водоемах или в непосредственной близости от них, пищу добывают также преимущественно в воде. Питаются чайки в основном животными кормами, излюбленные лакомства — рыба, рачки.
8. Итог занятия.
Логопед: Какие звуки мы учились различать?
Повторите характеристику звуков [ц] и [ч].
Дайте оценку своей работе на занятии. (Слайд 14)
Сегодня на занятии мне:
- было трудно выполнить…
- было легко выполнить…
- было интересно…
Выберите личико, которое соответствует вашему настроению.
Спасибо за работу на занятии! (Слайд 15)
Использованная литература.
- Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 5 за знания, 2005.
- Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! Книга для логопеда. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. Пособие для учителей, логопедов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.