Цели:
- дифференциация кинетически сходных букв “б” и “д” путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия;
- уточнение пространственной ориентировки;
- развитие логического мышления;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Дидактические средства: таблицы с буквами “б” и “д”, вписанными в силуэты белки и дятла; буквы “б” и “д”, вырезанные из наждачной бумаги; “волшебный мешочек”; индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры; слоговые таблицы; листы с заданиями под плёнкой, доска, мел.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Ребята, сейчас я вам загадаю 2 загадки:
Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
(Белка)
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям – друг? (Дятел)
- Молодцы, это действительно белка и дятел. А сейчас рассмотрите картинки и скажите, какие буквы в них спрятались? (Б и Д)
II. Основная часть занятия
1. Характеристика звуков:
[б] – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;
[д] - согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у десен.
- Сопоставление звуков, установление сходства и различия перед зеркалами. Сходство: оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.
Различие: место преграды.
- Сопоставление звука с буквой:
- сравнение буквы “б” с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква “б” вписывается в силуэт белки);
- сравнение буквы “д” с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква “д” вписывается в силуэт дятла.
2. Чтение слоговых таблиц.
3. Дифференциация букв “б” и “д” в слогах. Игра “Чей это хвостик?”
(У каждого ребенка на парте карточка)
- Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Точки над или под овалом подскажут вам, чей это хвостик.
4. Дифференциация букв “б” и “д” в словах.
(Работа на доске)
оант, оазар, оушно, оорога, оилет, руоашка, раоота, раоуга, гвозоики, орошка, загаока, оаоушка.
5. Динамическая пауза.
- Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д” – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:
Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.
6. Дифференциация букв “б” и “д” в словосочетаниях.
Детям раздаются карточки с заданием. Логопед выполняет то же задание на доске.
– Впишите пропущенные буквы “б” и “д” в следующие слова:
голу_ой _ант;
_елая _умага;
_линный кори_ор;
_ольшая ра_ость;
_ежал по _ороге;
ра_отал на заво_е;
по_арок _ля _у_шки.
7. Дифференциация букв “б” и “д” в предложениях.
- Белка и дятел предлагают тебе новую игру: прочитай предложения и закончи их.
Ребята набрали в лесу много ...
В магазин привезли карандаши и ...
Боря сделал игрушки из цветной ...Боров нашел под дубом ...
У Дуси красивая …
Слова для справок: бумага, тетради, жёлуди, клумба, грибы, собака.
III. Итог занятия
- Над какими буквами мы сегодня работали? (Повторение ориентиров для запоминания различий букв “Б” и “Д”).
Пароль на выход: определить на ощупь (букву, вырезанную из наждачной бумаги) в “волшебном мешочке”.
Литература
- Е.В.Мазанова. “Учусь не путать буквы”. Альбом № 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2006. – 32 с.
- Л.Н.Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 335 с.
- “Логопедия в школе: практический опыт”/ под ред. В.С.Кукушина – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 368 с.