Цели и задачи.
Образовательные:
- познакомить с характерными особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения;
- научить находить горы на картах.
Развивающие:
- формировать умения работать с картой, справочной литературой;
- развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы.
Воспитывающие:
- способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о природе.
Основные знания, умения, навыки.
Знать:
- глобус, карту, условные обозначения к ним;
- части света, материки;
- характерные особенности гор, равнин;
- основные природные зоны;
- о смене природных зон на поверхности Земли.
Уметь:
- использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
- пользоваться книгой для ответа на возникшие вопросы;
- научиться читать карту и пользоваться ею;
- владеть элементарными приёмами чтения карты (определение суши и воды, высоты, форм рельефа, условные обозначения);
- показывать на карте материки;
- определять равнины, горы на карте;
- показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света.
Оборудование.
Для учащихся:
- учебник-тетрадь “Наша планета Земля”, ч.1;
- индивидуальные листы с заданиями;
- учебное пособие по географии “Наш мир. Горы”.
Для учителя:
- учебник – тетрадь “Наша планета Земля”, ч.1;
- учебное пособие по географии “Наш мир. Горы”;
- физическая карта полушарий;
- таблицы “Равнины”, “Горы”;
- репродукции картин М.Ю. Лермонтова к его произведениям о горах.
Ход урока
Деятельность учителя. УУД (в таблице)
I. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята.
II. Актуализация опорных знаний. Мотивация
- Что мы с вами изучали на прошлом уроке? (Природу Земли, её поверхность)
- С какой формой поверхности Земли уже знакомы? (Равнины)
- Что можете рассказать о равнинах? (При ответе используют таблицу “Равнины”)
- Как думаете, существуют ли другие формы поверхности?
- Обоснуйте своё мнение.
“Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял…
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты…
Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ”.
М.Ю. Лермонтов
(Демонстрация репродукций зарисовок М.Ю. Лермонтова)
- О чём так восторженно написал великий русский поэт М.Ю. Лермонтов? (О горах)
- А ведь он ещё и делал иллюстрации к своим произведениям.
(Демонстрация репродукций)
- Что его поразило, привело в такое восхищение?
- О чём будем говорить сегодня на уроке?
- Как можно назвать наш урок?
- Предлагаю взять строчку из песни В. Высотского “Лучше гор могут быть только горы…”
(Запись темы на доске)
III. Постановка проблемы. Целеполагание
- О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- На какие вопросы по данной теме хотели бы получить ответы?
На доске
Знаем | Хотим узнать | |
- Формы поверхности Земли. | - Как образовались горы? | |
- Какие бывают горы? | ||
- Силы природы. | - Природа гор? |
IV. Открытие нового знания
- Что же называют горами?
- Какую форму имеют горы?
- Как же образуются горы?
- Что вы думаете по этому поводу?
(Работа с иллюстрациями, толковым словарём)
- Подтвердились ли предложения?
- Докажите, используя текст учебника.
Вывод.
Горы – возвышение на земной поверхности, связанное чаще всего с деятельностью подземных сил Земли.
- Какие же силы принимают участие в создании облика планеты?
- Что называют выветриванием?
Выветривание – разрушительная деятельность воды, ветра и других природных сил.
- Обобщите полученные знания.
- Составим схему:
- Рассмотрите внимательно таблицу “Горы”.
- Какой вывод можно сделать?
- В какой форме его можно записать?
- Почему их так называют?
- Как горы “стареют”? Попробуйте объяснить.
Работа с учебным пособием по географии “Наш мир. Горы”, Волгоград кооператив “Книга”. 1995 г.
- стр. 12-13 – вулканы;
- стр. 14-15 - столкновение плит;
- стр. 18-19 – эрозия.
- Пользуясь полученными знаниями, найдите на рисунках молодые и старые горы. Обоснуйте свой выбор.
(Сравнивают горы Кавказ и Урал)
Физкультминутка
Сначала буду я равниной,
К коленочкам прижмусь.
Потом горой я обернусь,
До неба тут же дотянусь.
(Приседают на корточки, обнимают руками колени. Встают на носочки, вытягивают руки вверх)
V. Включение в систему знаний
Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
- Прочитайте внимательно задание на листах:
Используя “Физическую карту полушарий” соедините названия рек с названием гор, в которых расположены их истоки.
Альпы | Амазонка | |
Кордильеры | Дунай | |
Гималаи | Миссури | |
Анды | Ганг |
- Какие знания, по-вашему, мнению, необходимы, чтобы выполнить данное задание? Все ли знания, необходимые для выполнения задания, у нас есть?
- Покажите каждую географическую пару на карте.
(Работа с картой у доски. Проверка по образцу)
м. Южная Америка —> г. Анды —> р. Амазонка
м. Сев. Америка —> г. Кордильеры —> р. Миссури
Европа —> г.Альпы —> р. Дунай
м. Евразия
Азия —> г. Гималаи —> р. Ганг
Физкультминутка: зарядка для глаз “Бабочка”, “Сова”.
Включение в систему знаний и повторение.
- Подумайте, что будет представлять собой природа гор?
- Объясните, как вы понимаете, что такое высотная поясность.
- Проверим себя. Найдите определение в толковом словаре.
Высотные пояса – экосистемы, сменяющие друг друга при подъёме в горы.
- Почему же, чем выше мы поднимаемся в горы, изменяется природа?
Работа с учебным пособием по географии “Наш мир. Горы”, Волгоград кооператив “Книга”. 1995 г.
- стр. 22 – погода и климат в горах зависят от высоты,
- стр. 24 – 25 – флора (на примере растительности Гималаев),
- стр. 26 - 27 – фауна (на примере животного мира Гималаев).
VI. Домашнее задание
По выбору.
- Растения и животные гор. (Рисунки, аппликация и т.д.)
- “Люди и горы”
Подумайте, могут ли люди жить в горах. Чем они смогут заниматься?
- Нужна ли горам защита? Докажите свои предположения.
Если да, то, что можете предложить для их защиты?
VII. Итог урока. Рефлексия
- Какие цели ставили перед собой в начале урока?
- Каким способом добывали знания?
- Что нового узнали?
(Горы характеризуются рядом свойств: возвышенная поверхность, остроконечная форма и т.д. Горы возникают в результате действия подземных сил и разрушаются с помощью выветривания. В горах могут происходить извержения вулканов, землетрясения)
- Что на уроке было интересным?
- А что на уроке было главным?
- Что удалось? Над чем еще нужно поработать?
- О чём ещё хотели бы узнать?
Природа Земли величественна и неповторима. Таинственные глубины морей и океанов. Покорное бормотание равнинных рек и возмущённый рокот горных. Бескрайние манящие вдаль равнины. Могучие, приводящие в трепет горы… Всё это мощно, но одновременно хрупко, и потому требует заботы, бережного отношения.
- Спасибо за работу на уроке, за вашу активность.
- До свидания! Желаю вам удачи!
Литература
- Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М.: “Баллас”, Издательский Дом РАО, 2003.
- Образовательная система “Школа 2100”. Наша планета Земля. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу окружающего мира “Мир и человек”. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – М.: “Баласс”, 2002.
- Образовательная система “Школа 2100”. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. В 4-х частях. Часть 2. / Авторский коллектив под руководством А.А. Вахрушева. – М.: “Баласс”, 2004
- Образовательная система “Школа 2100”. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. В 4-х частях. Часть 4. / Авторский коллектив под руководством А.А. Вахрушева. – М.: “Баласс”, 2004
- Горы. Учебное пособие по географии для школьников.: Перевод с английского, переработано и дополнено. / Под редакцией Т. Рониной. – Волгоград: кооператив “Книга”, “Международный Центр просвещения Вайланд – Волгоград”, 1995 г.