Волшебный клубок (вязание)

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Я свяжу тебе жизнь...
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь...
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь...
Где узором по полю молитвы
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви...
Я свяжу тебе жизнь...
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь...
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь...
Я тайком распускаю свою.

В. Беляева

Вязанием люди занимаются с древних времен. Вязали все и мужчины, и женщины. Вязание было источником дохода. Сейчас оно превратилось в увлечение, и позволяет модницам создавать свои неповторимые и эксклюзивные изделия, учит создавать красивые вещи, потому что творческий труд всегда созидателен и эстетичен.

Обучение вязанию достаточно сложный и долговременный процесс. Ввиду большой распространенности этого вида прикладного творчества среди населения, существует очень много способов вязания, определенные приемы распространены в одной местности, а в другой они выполняются по-другому. Кажется, что вяжут все или почти все, кто-то пробовал вязать в детстве, кто-то уже связал носки или шапку и т.д. и т.п. Вязание считается достаточно простым видом творчества, рукоделием масс и поэтому каждый считает себя мастером вязания, но это только кажущаяся простота.

На самом же деле, вязание – настолько многогранный вид декоративно-прикладного искусства, что можно только позавидовать. Связать можно все: от салфеток до предметов мебели. Можно выполнить декоративные панно и объемные картины, игрушки, сувениры, ну и, конечно же, вещи, одежду: праздничную и повседневную, зимнюю и летнюю, плотную и ажурную. Для вязания можно использовать любой материал: пряжа разная по составу, любой бросовый материал, который можно порезать на полоски, даже проволоку при желании можно использовать. А узоров, которые можно выполнить спицами и крючком, бесчисленное множество. Например, вязание крючком. Вязать крючком можно с 5-6 лет. Вязание крючком – техника универсальная, поэтому мы можем повторять узоры разных кружев. Шитые венецианские кружева – это ирландское кружево, кружево “ретицелла” - гипюрное вязание, “брюггское” кружево – кружево из тесьмы – вилюшки, численное кружево – различное кружево с геометрическим рисунком.

Но чтобы ребенок достиг определенного уровня мастерства, он должен много тренироваться, освоить массу приемов вязания на спицах и крючком. Для этого потребуется 2-3 года обучения. И это только на начальном этапе. Существует большое разнообразие техник вязания: такие как афганское плетение, вязание на вилке, вязание на аппаратах и приспособлениях, брюггские кружева, ирландское и шнурковое кружево, вязание мехом и вязание с бисером и многое другое.

Создавая свою программу по обучениию вязанию, я постаралась сделать ее наиболее доступной, охватить больший возрастной контингент учащихся, и осветить много современных техник вязания.

Возраст обучающихся по программе от 6 до 18 лет.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что связано или сплетено, можно либо подарить, либо носить или применять самому. Дети на самом деле очень часто задают вопрос: “Для чего это нужно?”. То есть в них очень развита практическая жилка. И ценность вязания в том и состоит, что все, что мы изготовим, нам пригодится в жизни. Вязание такой вид прикладного творчества, который неразрывно связан с повседневной жизнью.

Педагогическая целесообразность: работа по программе способствует развитию личностных качеств учащихся. Таких как целеустремленность, терпение, аккуратность. Способствует развитию творческого мышления, эстетического вкуса. Давно известно о взаимосвязи развития двигательной способности рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют внимания и заставляют учащегося думать. Ведь говорят же, что труд создал из обезьяны человека именно потому, что были задействованы руки, развивался и совершенствовался ручной труд.

Ученые установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие ребенка.

Использование в обучении проектной технологии позволяет ребятам научиться планировать свою работу, видеть конечный результат, уметь рассчитывать свои силы и способности. Использование в работе ИКТ делает процесс обучения такому древнему виду рукоделия более современным.

Новизна данной программы: последняя типовая программа обучения по вязанию на спицах и крючком (1986 г.), позволяет освоить вязание на начальном уровне, я же в своей программе обучаю разным техникам вязания; в программу обучения включены не только традиционные способы создания ручного трикотажа, но и такие, малоизвестные, как тунисское вязание, вязание на вилке, вязание мехом, вязание с бисером, ирландское кружево и другие техники; а так же использую в работе сопутствующие техники: бумагопластика, ткачество, ковроткачество, гобелен, вышивка, мягкая игрушка и др.

Цель программы: создание условий для формирования культуры творческой личности, на ее приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи.

Образовательные.

  • Знакомить детей с различными видами народного творчества, историей их возникновения и этнической принадлежностью.
  • Обучить технологическим приемам выполнения вязаных изделий различной степени сложности.
  • Прививать учащимся трудовые навыки в работе с разными материалами и инструментами.
  • Применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.
  • Учить детей пользоваться литературными источниками, работать по схемам и описаниям и выполнять современные изделия.

Развивающие.

  • Способствовать развитию образного восприятия и мышления, творческой и познавательной активности детей, прививать эстетический вкус.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные.

  • Воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, целеустремленность и аккуратность при выполнении работы.
  • Воспитывать чувство гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение и развитие национальных традиций.

Структура программы.

Программа состоит из нескольких блоков с учетом возрастных особенностей и сложностью программного материала. Набор детей осуществляется на любой из блоков обучения по желанию ребенка, а так же по итогам входящей диагностики на начало года. Программный материал разбит по принципу от простого к сложному.

Перечень применяемых техник и уровень сложности на каждом этапе обучения показан в Приложении 1.

Ребенок может обучаться сразу только на одном уровне, освоив программный материал, обучающийся может окончить обучение или перейти на следующий уровень. Подробная структура программы представлена в Приложении 2.

Структура и сетка часов по направлениям программы “Волшебный клубок”

Название программы Возраст обучающихся
6-10 лет 7-12 лет 11-16 лет 12-18 лет
    1 год 1 год 2 год 1 год 2 год 1 год
1 “Дом Игрушки” 144          
2 “Мастерская рукоделия”   144 144      
3 “Дизайн одежды”       144 144  
4 “Арт-дизайн” Использование различных техник ДПИ при создании декоративных изделий           144
5 “Марья Искусница” Изучение сложных техник вязания           144
6 “Уроки рукоделия” программа деятельности   72

1. Программа “Дом Игрушки”.

Данная программа создана для совсем маленьких ребят 6-7 лет. Дети в этом возрасте еще не имеют определенных пристрастий в занятии творчеством. Им нравится и рисовать и лепить… На данном этапе я поставила главную цель познакомить учащихся с различными видами прикладного творчества: вязание крючком: цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом, способами вязания (прямое и обратное вязание, вязание по кругу); вышивка по трикотажному полотну (“петля вприкреп”, стебельчатый шов); техника ковроткачества (работа на детском ткацком станке); работа с бумагой и картоном (изготовление дома из готовой картонной коробки, мебель для игрушки, открытки простой формы); мягкая игрушка (объемная мягкая игрушка на основе шара);

Дети получают первый опыт работы по проектной технологии (коллективный проект “Дом игрушки”).

Содержание программы и тематический план в Приложении 3.

2. Программа “Мастерская рукоделия”.

Данный этап разбит на два года обучения, по видам вязания (крючок — 1 год, спицы — 1 год).

На первом году дети осваивают все приемы вязания крючком: воздушные петли, столбики разной высоты, столбики из одной петли, столбики с одной вершиной, пышный столбик, пико и др., учатся создавать плотное и ажурное полотно.

Учащиеся выполняют первые изделия, учатся строить простейшие выкройки по определенным размерам и работать по ним: сумочка для сотового телефона, игрушки-сувениры, настенные панно, объемное вязание по каркасу — шкатулка, пенал.

Продолжают использовать метод проектирования, реализуя индивидуальные проекты.

На втором году обучения ребята учатся вязать на спицах: набор петель, лицевая и изнаночная петля, кромочная петля, накиды, такие приемы вязания, как две и более петли вместе за переднюю и заднюю стенки, “жгуты” и “косы”, создают плотные и ажурные полотна.

В этот год дети выполняют такие изделия: носки и перчатки (краги), шапка, шарф, игрушки-сувениры, подарки-сувениры, панно.

Создают индивидуальный проект “Теплый мир”.

Содержание программы и тематический план в Приложении 4.

3. Программа “Дизайн одежды”.

Рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста. Как правило, дети в этом возрасте уже имеют элементарные знания по основам вязания, они проявляют интерес к модной и индивидуальной одежде, хотят быть не похожими на других.

В программу обучения первого года включены такие темы: вязание крючком (воздушные петли, столбики разной высоты, столбики из одной петли, столбики с одной вершиной, пышный столбик, пико и др., учатся создавать плотное и ажурное полотно); вязание спицами (набор петель, лицевая и изнаночная петля, кромочная петля, накиды, такие приемы вязания, как две и более петли вместе за переднюю и заднюю стенки, “жгуты” и “косы”, создают плотные и ажурные полотна); вышивка по трикотажному полотну (“петля в прикреп”, тамбурный шов, стебельчатый шов, шов рококо, узелок); проектная деятельность (создание индивидуальных проектов); подарки своими руками (игрушки-сувениры, подарки к праздникам).

При работе над индивидуальными проектами “Зимняя карусель” и “Красивое решение” девочки не только учатся планировать свою работу, составлять эскизы, подбирать материалы и инструменты, но и выполняют расчет петель по индивидуальным меркам, учатся оформлять изделия в технике вышивки, осваивают технику вязания прямого полотна и кольцевого вязания крючком и спицами, проводить влажно-тепловую обработку трикотажных изделий.

Девочки изготавливают предметы одежды и аксессуары: шарф, шапка, носки (гольфы), берет, перчатки, сумка-кошелек (сумка-клатч).

На втором году обучения кружковцы учатся снимать мерки, строить и работать по индивидуальным выкройкам. Выполнять сложные элементы в вязании крючком и спицами (пройма, вырез горловины, окат рукава, карманы). Учатся моделировать одежду, подбирать пряжу и инструменты для вязания, используют известные техники в отдельности и в сочетании друг с другом.

Выполняют изделия по своим меркам и по индивидуальному выбору.

Содержание программы и тематический план в Приложении 5.

4. Программа “Арт-дизайн”.

В программу обучения вошли следующие техники:

  • вязание на вилке (вязание ленты, плотное и ажурное соединение);
  • тунисское вязание (основные приемы, вязание прямого полотна);
  • вязание на приспособлениях для вязания (шаблоны, ручные приспособления; создание мотивов, кольцевое вязание, прямое полотно, шнуры);
  • вязание с бисером (приемы вязания с бисером крючком и спицами);
  • ковры ручной работы (создание ковров при помощи иглы);
  • вышивка лентами (приемы вышивки лентами),
  • валяние (способы валяния: мокрое, фильцевание).

В течении года учащимися выполняются как полноценные изделия (салфетки, сумки, шарфы, наволочки для подушек, панно), так и предметы декора (аппликации для оформления готовых изделий, броши, декоративные элементы).

Содержание программы и тематический план в Приложении 6.

5. Программа “Марья Искусница”.

Занятия для учащихся старшего школьного возраста, уже умеющих вязать спицами и крючком. В данный модуль входят сложные техники вязания, требующие большой усидчивости и терпения, а так же навыка в работе.

“Вязание мехом”. Изучение способов создания мехового трикотажа разными способами: оплетение, вязание, продергивание.

“Шнурковое кружево”. Изучение способов вязания шнуров спицами и крючком, приемов соединения шнуров в единое полотно.

“Фриформ”. Изучение элементов, способов создания полотна. Выполнение изделий малых форм: берет, сумка.

“Ирландское кружево”. Изучение способов вязания элементов кружева, соединения в кружевное полотно. Выполнения берета в данной технике.

“Брюггские кружева”. Изучение способов вязания тесьмы-вилюшки, элементов кружева. Изготовление салфетки.

Содержание программы и тематический план в Приложении 7.

6. Программа “Уроки рукоделия”.

На занятиях дети знакомятся с различными видами прикладного творчества, историей их возникновения. Виды рукоделия, как самые древние, так и современные.

В программу могут войти такие виды декоративно-прикладного искусства: “Мягкая игрушка” (знакомство с историей возникновения игрушек, их видами, техникой выполнения); “Нитяная живопись” (аппликация из ниток, пряжи); “Природная кладовая” (знакомство с природой родного края, работа с флористическим материалом, пряжей, тканью); “Пластилиновая страна” (аппликация пластилином на стекле); “Плетение из фольги” (приемы работы), “Макраме” (основные узлы), “Шерстяная акварель” (изготовление картин из шерсти для валяния). Разнообразный мир творчества, снова и снова появляются новые виды декоративного творчества. Данная программа самая мобильная и может включать в себя самые разнообразные техники. Цель данной программы объединить ребят творческих, ищущих, креативных.

Содержание программы и тематический план в Приложении 8.

Использование методов ИКТ.

Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. При знакомстве с новым материалом применяю ИКТ-презентации. Образец одной из презентаций представлен в Приложении 9.

Рабочие тетради.

Освоение и закрепление материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Большую роль в закреплении пройденного материала я отвожу самостоятельным работам с использованием дополнительной литературы – в частности “рабочие тетради”. Рабочие тетради разработаны для каждого вида прикладного творчества. Для начального этапа обучения “Дом Игрушки” рабочая тетрадь содержит игровые задания. Образец одной рабочей тетради представлен в Приложении 10.

Диагностика.

Приобретенные знания, умения и навыки проверяются, и отслеживается результативность в течении всего периода обучения детей с помощью анкет, небольших контрольных заданий, основанных на выполнении изделий в различных техниках, заполнения диагностической карты освоения программы (“карта успешности освоения программы”). Пример диагностической карты по программе “Дом Игрушки” представлен в Приложение 11.