Урок-презентация "В гостях у русских умельцев"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи.

Образовательные: познакомить детей и дать представление о характерных особенностях народных промыслов: о хохломской расписной деревянной посуде и самой популярной народной деревянной игрушке - русской матрешке (Сергиев Посад); закрепить умение работать с бумагой и выполнить аппликацию, дать возможность проявить творческие способности на практике, учить работать в паре.

Воспитательные: воспитывать детей на русских народных традициях, углубить их знания о народном творчестве, формировать эстетическое отношение к окружающему миру, показать связь с устным народным творчеством.

Развивающие: развивать творческое воображение, чувство красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей обучающихся.

Форма проведения: урок-презентация.

Оборудование, материалы, инструменты: компьютер, проектор, изделия народных промыслов: хохломская посуда, матрешки, репродукции, изображающие изделия народных промыслов “Хохлома”, “Матрешки”, книга о народных промыслах РМЭ, магнитофон с записями народных песен, рабочая коробка с раздаточным материалом (ножницы, цветная бумага, простой карандаш, шаблоны досок и матрешек.)

Организация. При подготовке к уроку учащиеся класса делятся на две команды по числу промыслов представляемых на уроке. В каждой команде – Скоморох, Историк, Мастер, Художник, может быть еще и Сказочник, которые готовят материал для презентации одного из промыслов в соответствии со своей ролью.

Ход урока

I. Организация урока. Всем добрый день! Поприветствуем друг друга и начнем урок.

II. Объявление темы, постановка учебных задач.

Учитель: Мы уже знаем, что окружающий нас мир состоит из природных объектов, вещей и предметов, которые создал человек своим трудом.

Сегодня мы продолжим знакомство с изделием народных мастеров.

Урок пройдет в форме презентации предметов декоративно – прикладного искусства, которые известны не только в России, но и во всем мире.

Каждый из вас готовился рассказать об одном из видов народных промыслов, а также показать образцы работ мастеров – умельцев.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Это карта Республики Марий Эл. С помощью карты мы можем совершать путешествия по Родной стране, в любой ее уголок.

Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист
У нас в сердцах
Мой край марийский милый,
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.

Мы с вами умеем читать карту: понимаем особый язык - условные знаки. Большая часть территории нашей республики на карте обозначена зеленым цветом. Это значит, что РМЭ, ее территория находится в лесной зоне.

Лес - это главное богатство нашей республики! Дерево с древнейших времен было материалом для постройки жилища и создания необходимых и красивых предметов быта.

А также одним из самых доступных и любимых материалов народных умельцев.

Посмотрите, какие чудесные мастера живут в нашей республике. А какие красивые изделия из дерева и из других материалов они изготавливают своими руками. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! На нашей сувенирной фабрике “Подарок” в г.Йошкар-Оле выпускают и марийскую матрешку.

IV. Изучение новой темы.

А сегодня отправляемся в гости в мир творчества и в мир прекрасного - к русским умельцам. Здесь живут известные во всем мире мастера старинных деревянных промыслов России. Художественная резьба и роспись по дереву являются самыми древними видами русского народного творчества.

Об этом нам и расскажут сегодня гости.

V. Познавательные сообщения учащихся

Команда “Матрешки”

Русские матрешеньки,
Девицы белешеньки.
Все с аленькими щечками,
Покрытые платочками.

Историк. Впервые матрешка появилась в 90-х г.г. 19 века в г.Москве. Она была сделана по эскизу известного художника С.Малютина. Новая Игрушка всем очень понравилась, ее стали создавать в Сергиевском Посаде, в г.Семенове (под Н-Новгородом) и во многих других городах и селах России. Эти матрешки различаются и размером, и росписью, но общим для всех является то, что это деревянная, разъемная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается следующая, меньшего размера. (Демонстрирует, как это происходит)

Мастер. Сделать матрешку можно только на токарном станке, где из выдержанной березовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем ее верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки. Формы у матрешки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое. (Рассказ мастера сопровождается показом матрешки.)

Художник. После того как мастер сделает деревянную заготовку матрешки, к работе приступает художник. В каждой местности матрешку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрешки из Сергиева Посада. Рисуем матрешке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щечки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрешку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Учитель. Спасибо вам, матрешки, порадовали нас своим интересным рассказом.

Команда “Хохлома”

Золотом сверкает эта чаша
Светом она солнечным полна
Вы уже, конечно, догадались
Родина той чашиХохлома

Историк. Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда. А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажет вам Сказочник.

Сказочник. В давние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. Однажды он тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог-глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал.

Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуду сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем, кто захочет.

Мастер. Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда хохломской росписью. Я вам еще напомню, что вытачивается она на токарном станке или вырезается ножом из липы и березы. Затем покрывают тончайшим слоем глины, просушивают, покрывают олифой.

Художник. Теперь за дело принимается художник. Сначала все изделие надо покрыть сребристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро дает серебристый оттенок, а красные узоры пламенеют на золотом и черном фоне. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Элементы хохломской росписи: (берет образцы и показывает) “яблочко”, ягодка”, “виноград” и др. Самые главные виды росписи: “травка” и “кудрина”.

Учитель. Ох, и хороша наша Хохлома! Все о себе рассказали, да как интересно!

Теперь вы имеете представление о различных народных промыслах. Поэтому предлагаю вам самим стать творцами красивых расписных игрушек и посуды с использованием элементов одного их промыслов.

VI. Практическая работа учащихся.

1) Задание: элементы нужного вида росписи перенести в виде аппликации на свою заготовку. (Работа в паре)

2) Анализ образца; обсуждение приемов изготовления изделия в группах.

3) Текущий инструктаж.

4) Самостоятельная работа учащихся (под музыку).

5) Представление работ.

Матрешки

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет. (Песня “Матрешки”)

Хохлома

Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете, нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома. (Песня “Иванушка”)

6) Подведение итогов.

Вопросы.

1. С каким центром декоративно-прикладного искусства и народного промысла мы сегодня познакомились?

2. Какой материал брали за основу мастера и умельцы для изготовления своих изделий?

7) Обсуждение получившихся работ.

Выставка. Показ работ. Понравились вам получившиеся изделия?

Действительно, все изделия получились очень красивые, и соответствуют образцам работ мастеров - умельцев. У вас все получилось, потому что вы работали дружно, помогали друг другу.

Итог урока. Молодцы! Всем спасибо за отличную работу.

Литература

  1. Водолазская И.В. Урок-праздник “Русские матрешки” // Начальная школа. – 2006. - № 1.
  2. Драненко Л.С. Праздник русской матрешки // Начальная школа. – 2005. - № 11.
  3. Матрешка: ярмарка матрешек // Внеклассное мероприятия. 3 кл. – М.: ВАКО, 2005.