Актуальность и целесообразность.
Формирование у современных школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного развития образовательной системы.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Проектная деятельность обучающихся (ПД) - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
К таким методам и приёмам могут быть отнесены проектные технологии, которые учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Моя педагогическая практика показала, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. Я организовала ПД в работе кружка по истории города.
1. Организация работы над проектом
Я выбрала один из разделов по изучению истории города “Водоёмы Санкт-Петербурга”.
В начале года я объявила о планирующейся работе по теме, что будет:
“увлекательное занятие”, в котором дети могут проявить свои способности,
“праздничное мероприятие”, на которое будут приглашены родители,
“непростое дело”, требующее времени и усердия.
Появилось большое количество желающих.
2. Выбор проектов учащимися
Некоторые учащиеся выбрали один из предложенных подпроектов:
“История реки”. “Реки нашего города”. “Какую воду использует человек?”. (Парные проекты)
Уточнили, какие книги, материалы, будут нужны, к кому можно обратиться за помощью. Собирали информацию из разных источников.
3. Формирование групп для проведения исследований
Некоторые предложили интересные идеи для исследования. Зачем нужна в доме вода? (Парный проект)
Исследование: Каким способом вы очищаете воду дома? (Парный проект)
Учащиеся захотели поехать в Музей Воды и узнать
Как вода попадает в дома? Как очищают воду? (Групповой)
Исследование: Как в наш дом приходит вода и куда уходит?
Олег с папой сделали модель насоса и узнали, как же работает насос, который качает воду? Также работает и настоящий насос на станции, только он гораздо больше.
4. Выбор формы защиты проекта.
Вместе с детьми выбирали форму защиты проекта:
- выставка плакатов “Береги, воду”,
- малая конференция “Как в наш дом пришла вода?”,
- сборник творческих работ (стихи, загадки о воде),
- фотовыставка “Экскурсия на водопроводную станцию”, “Красавица Нева”.
Каждому ребёнку хотелось быть увиденным, услышанным, замеченным, успешным.
Итоги работы над проектом были представлены на заключительном праздничном мероприятии в конце года, на котором присутствовали одноклассники, родители, педагоги. (Презентация 2)
5. Рефлексия
Обязательной частью выступления ребёнка была рефлексия на получение знаний и практических умений вовремя работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: “Я узнал…Я научился…Меня удивило…”.
Наличие презентации в цикле проектной деятельности несёт важные функции:
- демонстрация результатов проделанной работы, проживание успеха ребёнком,
- участие в мероприятии зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектом, но после удачных выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем.
Результаты проделанной работы:
1. Глубокое изучение темы “Водоёмы города”.
2. Разработан материал для изучения темы (презентации по подпроектам, фотографии, стихи).
3. Формируется интерес к предмету и активная позиция ученика.
4. Формируются УУД, на которые проектная деятельность оказывает влияние:
- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение),
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло),
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других),
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации),
- рефлексивные (отвечать на вопрос “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”,
- менеджерские (планировать деятельность-время, ресурсы).
В заключении хочется отметить, что проектная деятельность с использованием ИКТ нужна, современна - это наше будущее.
Использованная литература.
- М.В.Дубова “Организация проектной деятельности младших школьников”.
- О.В.Быкова “Проектная деятельность в учебном процессе”.
- А.И.Савенков “Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании”.