Проектно-исследовательская деятельность по истории города. 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Актуальность и целесообразность.

Формирование у современных школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного развития образовательной системы.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Проектная деятельность обучающихся (ПД) - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

К таким методам и приёмам могут быть отнесены проектные технологии, которые учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

Моя педагогическая практика показала, что полноценная работа над проектом наиболее эффективна в рамках внеурочной деятельности. Я организовала ПД в работе кружка по истории города.

1. Организация работы над проектом

Я выбрала один из разделов по изучению истории города “Водоёмы Санкт-Петербурга”.

В начале года я объявила о планирующейся работе по теме, что будет:

увлекательное занятие”, в котором дети могут проявить свои способности,

праздничное мероприятие”, на которое будут приглашены родители,

непростое дело”, требующее времени и усердия.

Появилось большое количество желающих.

2. Выбор проектов учащимися

Некоторые учащиеся выбрали один из предложенных подпроектов:

“История реки”. “Реки нашего города”. “Какую воду использует человек?”. (Парные проекты)

Уточнили, какие книги, материалы, будут нужны, к кому можно обратиться за помощью. Собирали информацию из разных источников.

3. Формирование групп для проведения исследований

Некоторые предложили интересные идеи для исследования. Зачем нужна в доме вода? (Парный проект)

Исследование: Каким способом вы очищаете воду дома? (Парный проект)

Учащиеся захотели поехать в Музей Воды и узнать

Как вода попадает в дома? Как очищают воду? (Групповой)

Исследование: Как в наш дом приходит вода и куда уходит?

Олег с папой сделали модель насоса и узнали, как же работает насос, который качает воду? Также работает и настоящий насос на станции, только он гораздо больше.

4. Выбор формы защиты проекта.

Вместе с детьми выбирали форму защиты проекта:

- выставка плакатов “Береги, воду”,

- малая конференция “Как в наш дом пришла вода?”,

- сборник творческих работ (стихи, загадки о воде),

- фотовыставка “Экскурсия на водопроводную станцию”, “Красавица Нева”.

Каждому ребёнку хотелось быть увиденным, услышанным, замеченным, успешным.

Итоги работы над проектом были представлены на заключительном праздничном мероприятии в конце года, на котором присутствовали одноклассники, родители, педагоги. (Презентация 2)

5. Рефлексия

Обязательной частью выступления ребёнка была рефлексия на получение знаний и практических умений вовремя работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: “Я узнал…Я научился…Меня удивило…”.

Наличие презентации в цикле проектной деятельности несёт важные функции:

- демонстрация результатов проделанной работы, проживание успеха ребёнком,

- участие в мероприятии зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектом, но после удачных выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем.

Результаты проделанной работы:

1. Глубокое изучение темы “Водоёмы города”.

2. Разработан материал для изучения темы (презентации по подпроектам, фотографии, стихи).

3. Формируется интерес к предмету и активная позиция ученика.

4. Формируются УУД, на которые проектная деятельность оказывает влияние:

- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение),

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло),

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других),

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации),

- рефлексивные (отвечать на вопрос “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”,

- менеджерские (планировать деятельность-время, ресурсы).

В заключении хочется отметить, что проектная деятельность с использованием ИКТ нужна, современна - это наше будущее.

Использованная литература.

  1. М.В.Дубова “Организация проектной деятельности младших школьников”.
  2. О.В.Быкова “Проектная деятельность в учебном процессе”.
  3. А.И.Савенков “Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании”.