Урок русского языка по теме "Буква как знак звука"

Разделы: Начальная школа


Урок 1

Тема: “Буква как знак звука”

Цель: создать ситуацию необходимости изобретения знаков, позволяющих различать звуки.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

Звуковая зарядка.

У.: Ребята, закройте глаза. Слышите, как шумит листва, поёт скворец? Мы с вами в Звуковом лесу. Станьте звуковичками! Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Звуковому лесу вот по этой дорожке (запись на доске: изогнутая линия). Обучающиеся обводят по пунктирным линиям такую же изогнутую линию в “Прописях”.

У.: Мы вышли на звуковую спортивную площадку. Приготовьтесь к звуковой зарядке! Составьте цепочку гласных звуков. (Первый ребёнок называет один звук, второй – предыдущий звук и “свой” и т.д.).

У.: Сейчас звуковой баскетбол! (класс делится на две команды)

У.: Представители команд будут бросать слоги в звуковую корзину.

(Ребята из первой команды называют слоги, содержащие твёрдый согласный, а ребята из второй команды называют слоги, содержащие мягкий согласный. Правильность (точность попаданий) контролируют ребята противоположной команды.).

У.: Звуковички, спасибо за старание. Теперь вы сможете выполнить более сложные задания?

Выбор звуковых моделей слов.

У.: Злой волшебник спрятал в звуковом лабиринте слово “дождь”. Из-за этого дождь навсегда ушёл из леса, и от засухи стало погибать всё живое. Звуковички – малыши отправились в трудный путь на поиски слова “дождь”. Попав в лабиринт, они довольно быстро заблудились. Вот как это выглядит. (Раздаёт карточки, на которых изображён лабиринт, 2 звуковичка и 3 звуковые модели.)

У.: Если вы хотите помочь малышам, самостоятельно отыщите модель слова “дождь”. Обведите её.

(Коллективное обсуждение).

У.: В какие “ловушки” вы не попали? Как вы отличали гласный звук от согласного? Твёрдый согласный от мягкого? Звонкий согласный от глухого? Что нужно оценить в задании? Кому легко справляться с такими заданиями?

2. Постановка учебно-практической задачи.

У.: Когда мама звуковичков узнала, кто им помог выбраться из лабиринта, она решила пригласить нас всех в гости. Хотите пойти?

Р.: Да!

У.: Тогда отправляемся в путь!

Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий,
К маме покажи дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
К звуковичкам придёшь домой.

У.: Молодцы! Как вы дружно шли! А вот и сюрприз.

Учитель показывает модель:

У.: Кто догадался, какой сюрприз приготовила мама?

Р.: Это может быть рыба. А может, луна. Море. Кино. Лыжи. Сюда много слов подходит! Так мы никогда не угадаем!

У.: А как же быть?

Р.: Покажите, где мягкий и твёрдый согласный. Где звонкий, а где глухой.

Учитель уточняет звуковую модель, дополняя её знаками твёрдости – мягкости и т.д.

Р.: Тогда это может быть рыба или лыжи. Если подумать, можно подобрать ещё слова. Дайте подсказку!

У.: В чём заключается проблема? Почему не получается?

Учитель направляет детский поиск на анализ условий задачи.

Р.: Мы не можем назвать слово, потому что много разных слов подходит к модели. А нам нужно узнать, какой сюрприз приготовила мама.

У.: Но ведь раньше вы могли подбирать слова к моделям?

Р.: Мы и сейчас можем! Но слов получается много! А нам нужно точно определить!

У.: Давайте сделаем запись, которая расскажет о нашей проблеме.

(Ребята предлагают варианты).

Появляется запись.

У.: Какую подсказку вам дать?

Р.: А мы всё уже знаем про звуки? Может, есть какой-то новый секрет звуков?

У.: Если возникла проблема, значит, секрет есть. Как вам интереснее: чтобы я вам рассказала или самим открыть секрет?

Р.: Попробуем сами.

У.: Что вам поможет различить модели?

Р.: Нужны ещё какие-нибудь значки.

У.: Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Р.: Придумывать значки, чтобы правильно выбрать слова. И узнать про сюрприз.

3. Итоговая рефлексия.

У.: Мы узнали что-нибудь новое на уроке?

Р.: Нет.

У.: Получается, мы зря потратили время? Зачем тогда мы его проводили?

Р.: Нет, не зря! Мы думали, что уже всё знаем о звуках, а оказалось, что нет.

У.: Как вы думаете, на Лесенке знаний мы остались на той же ступеньке, или поднялись?

Р.: Поднялись на полступеньки.

У.: Кто доволен своей работой на уроке? Почему?

У.: Спасибо за урок!

Урок 2 (продолжение)

Цель: организовать решение задачи и “открыть” букву как знак звука.

Оборудование: по 2 листа А-4, маркеры (по количеству групп), карточки с буквами.

Ход урока

1. Анализ условий решения учебно-практической задачи. Моделирование.

(Запись проблемы из предыдущего урока на доске).

У.: Ребята, давайте вспомним, о чём рассказывает эта модель?

Для восстановления логики предыдущего урока достаточно озвучить модель.

Р.: О том, что мы не смогли угадать слово. Потому что к одной модели подходит много слов. А нам нужно узнать, какой сюрприз приготовила мама.

У.: Как мы будем решать эту проблему?

Р.: Мы будем придумывать значки.

У.: Значки для чего?

Р.: Значки для звуков.

У.: Вы будете придумывать значки самостоятельно или в группах?

Р.: В группах.

(Ребята собираются в группы, распределяют обязанности).

У.: Что вы сейчас будете делать?

Р.: Мы придумаем значки для звуков.

(Ребята выполняют работу).

У.: Время истекло. Если вы не успели придумать значки для всех звуков, не страшно. С помощью своих знаков запишите слова: шар, дом, сыр, дым. (Каждой группе учитель шёпотом произносит по одному слову). Представители групп прикрепляют на доску листы с записанными словами. Ребята из других групп читают слова. (Ребята не могут справиться с этим задание).

У.: Помогли ли нам знаки узнать слово?

Р.: Нет, потому что мы не знаем, какие звуки обозначают эти знаки. Эти слова могут прочитать только те, кто их придумал.

У.: А нет ли таких знаков, которые были бы понятны всем?

(Достаточно часто, даже в этот момент, дети не догадываются, что искомым знаком является буква. Диалог необходимо строить так, чтобы ребята вспомнили о буквах)

Р.: Так это же буквы!

У.: Тогда обозначьте звуки своего слова буквами и покажите его нам.

(Представители групп делают буквенные записи. Ребята читают слова.)

У.: Раз это буквы, что я должна сделать, чтобы вы узнали о сюрпризе?

Р.: Записать слово.

У.: То есть обозначить звуки буквами.

(Закрывает каждый звук в модели слова карточкой с соответствующей буквой. (Ребята читают слово: роза.)

У.: Да, ребята, мама малышей-звуковичков дарит вам букет роз. Эти розы расцвели благодаря тому, что вы спасли дождь.

2. Итоговая рефлексия.

У.: Какую проблему мы решали на уроке? Решили?

Благодаря чему мы её решили? Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний?

Что мы напишем на этой ступеньке? Как назовём этот урок? Как вы думаете, что мы будем делать завтра?

Кто чувствует, что он вырос? Что изменилось?

Спасибо за урок!