Внеурочная деятельность как средство развития личности школьника

Разделы: Классное руководство


В настоящее время одной из центральных задач образования молодого поколения становится подготовка людей, готовых к проектированию и осуществлению своих проектов в широком диапазоне деятельности: от организации собственного учебного процесса, необходимого для успешного обучения, до таких значимых для государства инноваций как проектирование перехода экономики на новые принципы, от налаживания современных технологий до формирования прорывных наукоемких проектов. Целями и задачами работы в кадетской школе ставятся такие, как формирование социально-активной гражданской позиции обучающихся, активизация развития у детей и подростков отрицательного отношения к распространению и употреблению психоактивных веществ посредством отвлечения и приобщения в подготовку и участие к значимым для кадетской школы мероприятиям, формирование навыков здорового образа жизни, неприятия алкоголя, табака, и наркотиков, ценностного отношения к своему здоровью, развитие творческих и физических способностей детей и подростков, повышение активной позиции подрастающего поколения, улучшение социально-активного климата в организованных контингентах детей и подростков.

Для решения задач профилактики помимо предметного знания необходимы знания проектной деятельности, когда закладываются основания для конкретного решения проблем школьника как субъекта собственной деятельности.

Введение проектной деятельности в образование позволяет учащимся получить опыт участия в проектах, способов постановки проектных задач, их корректировки, развитие личностного потенциала человека посредством приобщения его к духовной культуре. Каждый проект отличается определенной уникальностью, может транслироваться и тиражироваться в социальной практике, отличается комбинацией личностных позиций учителя и его учеников. Смысл и цель любого проекта – развитие личностных позиций учителя и учеников в проблемной образовательной ситуации.

В этой связи центральной задачей педагогического коллектива Петровского кадетского корпуса является проектирование модели современного кадетского образования, ориентированного на формирование выпускника, для которого ценностью является служение Отечеству на военном и гражданском поприще. Петровский кадетский корпус – это школа развития, где строятся условия для максимального раскрытия потенциала ребенка, формирования персональной ответственности и способностей, культуры мышления и социального действия, что позволит ему продолжить свое образование, стать подлинным субъектом культурной и социальной сферы, хозяином своей судьбы.

Важнейшей целью системы кадетского образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.

Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка. Параллельно разрешенная реклама тоже вносит свою лепту в формирование личности подростка.

Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди обучающихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.

Первичная профилактика потребления ПАВ в кадетской школе направлена на предотвращение аддиктивного поведения детей и подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.

Одним из основных принципов ведения работы по профилактике ПАВ в условиях образовательного учреждения является дифференцированный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В основу профилактики положен принцип опережающего обучения. Работа с детьми предваряет реальный этап возможного наркогенного заражения и учитывает факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения, более актуального для последующего возраста.

В этой связи, исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения школьников, а именно – затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции, ощущения, а не ограничиваться исключительно дидактическими педагогическими воздействиями, помочь ребенку становиться активным действующим лицом в учебном процессе, давать возможность детям общаться друг с другом, в позитивном стиле предусматривать разнообразные формы работы в классе. Педагогический коллектив кадетской школы остановил свой выбор на методе проектного обучения, который полностью отвечает этим требованиям, но в средней школе используется не достаточно широко.

Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется для решения коммуникативных задач, направленных на развитие личности школьника и позволяющих совершенствоваться детям посредством совместного выполнения проекта, получение новых знаний, умений, навыков. Работа над проектами не должна быть хаотичной, спонтанной, поэтому, прежде всего, была предпринята попытка определить исходные положения проектной деятельности в целом и качественный состав каждого проекта в рамках определенной темы.

Так, например, в качестве основной проблемы проектной деятельности было выделено несоответствие между существующей моделью учебно-воспитательного процесса задачам формирования субъектной позиции личности на основе реализации проектной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.

Объектом исследовательской деятельности стал учебно-воспитательный процесс, тогда как в качестве предмета рассматривалась модель учебно-воспитательного процесса и условия ее реализации ориентированные на формирование субъектной позиции личности в рамках проектной деятельности.

Цель проектной деятельности предусматривает разработку содержания и организационно-педагогических условий проектной деятельности воспитанников в условиях действующего образовательного процесса.

В ходе эксперимента были выделены этапы работы над ученическим проектом:

1. Поисково-исследовательский этап.

1.1. Выбор темы проекта, ее обоснование, определение цели проекта или получение проектного задания от учителя.
1.2. Формирование рабочих групп и определение исходного положения: что уже есть и что необходимо иметь.
1.3. Сбор интересующей информации по проекту /исторической, экологической, стихи, рассказы, песни, сказки и т.д./
1.4. Планирование. Уточнение информации, составление понедельного плана работы с утверждением его учителем; распределение обязанностей. Выдвижение ряда идей. Выбор оптимальной идеи.

2. Технологический этап.

2.1. Выполнение проекта. Определение основной проблемы и выделение подпроблем, посильных для решения школьникам. /Что самое трудное в работе над проектом?/
2.2. Есть ли другие пути решения основной проблемы?
2.3. Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон /в том числе личностных/, выбор наилучшего.
2.4. Разработка конструкторской документации /рисунки, схемы, эскизы, словесное описание, чертеж/.
2.5. Разработка технологии изготовления проектного изделия, порядка действий.
2.6. Подбор материалов, инструментов, приспособлений, шаблонов и т.д. для изготовления проекта.
2.7. Изготовление отдельных деталей изделия.

3. Заключительный этап.

3.1. Сборка и отделка изделия. Контроль качества.
3.2. Подготовка материалов для защиты проекта. Анализ удач и неудач. Рефлексия
3.3. Разработка товарного знака.
3.4. Защита проекта.

Разработанная теоретическая база позволила подойти к реализации практических работ. В течение осуществления ученической и педагогической проектной деятельности воспитанниками кадетской школы № 1702 было осуществлено много проектов, и, хотя, рамки статьи не позволяют описать проектную деятельность в целом, тем не менее хотелось бы остановиться на двух проектах более подробно. Эти проекты получили названия: «Издательское дело» и «Моя семья», и были предложены воспитанникам 51 взвода (5 класса «А») в рамках государственной программы Года Семьи.

Педагогический коллектив исходил из того, что выпускник средней школы должен обладать стремлением к самореализации в общественной жизни, для чего у него должна быть сформирована способность адекватно оценить свои учебные, профессиональные возможности, проектировать своё будущее.

Работа с различными источниками информации и размышления по этому поводу привели педагогов к убеждению, что целесообразно провести её с использованием портфолио. Ибо портфолио достижений ученика является наиболее эффективным инструментом развития способностей учащихся, самооценки достижений и способом их презентации. Работа же по созданию портфолио может быть реализована как долгосрочный проект. Так родилась идея проекта «Издательское дело».

Вначале перед воспитанниками была поставлена цель – узнать, кто такие журналисты, редакторы, работники типографии. Затем надо было создать свой журнал, привлекая («нанимая») сотрудников – членов своей семьи. Заключительный этап состоял из презентации своей работы.

Детям было предложено провести презентацию в форме деловой игры, поскольку игра моделирует ситуацию рынка труда, т.е. ситуацию, при которой на существующие вакантные рабочие места для школьников претендует несколько человек. Вероятность быть принятым на интересующую соискателя работу связана с умением представить свой опыт и личные достижения, убедить работодателя в том, что твоя кандидатура в наибольшей степени отвечает выдвинутым требованиям. Детям было объявлено, что имеют вакансии и ищут сотрудников пять фирм:

  • фирма “Интеллектуал” – ключевое направление: интеллектуальная деятельность, связанная с разработкой новых идей для развития различных сфер жизнедеятельности;
  • фирма “Для человека” – ключевое направление: социальная деятельность в сфере коммуникаций, педагогические, психологические, медицинские практики;
  • фирма “Предприниматель”– ключевое направление: предпринимательская деятельность, производство и продвижение на рынке новых идей, продуктов, услуг, управление персоналом;
  • фирма “Художник” – ключевое направление: создание творческих продуктов, художественных, музыкальных текстов и т. д., объединяет творчески мыслящих людей.
  • фирма “Спортивная” – ключевое направление: развитие спорта и активного отдыха, тренерская деятельность, выступление на соревнованиях и т. п.

У каждого воспитанника была возможность выбрать фирму в соответствии со своими способностями и возможностями, учесть востребованность обществом продукции или услуг фирмы. По условиям игры заявления можно было подать в одну или несколько фирм. Задача участников – добиться получения рабочего места, при условии, что набор в фирмы будет производиться на основе индивидуальной рейтинговой оценки проекта претендента на рабочее место.

Учащиеся самостоятельно и с помощью родителей искали информацию, которая так или иначе была связана с издательским делом. Обменивались информацией друг с другом. Каждый выбрал для себя интересующую его «фирму», куда он хотел быть принят. На презентации проектов присутствовало жюри, которое состояло из учителей и родителей учащихся. Каждый ребенок должен был не только показать свою работу, но и рассказать о ней: почему он выбрал именно эту фирму, кто были его помощники.

Совместная работа детей, родителей и педагогов была очень результативной. Презентация дала возможность детям показать свои достоинства, представить себя и результаты своей работы. Родители стали участниками деловой игры и сотрудничали с учителями и детьми, что, в конечном итоге, и привело к возникновению совместной детско-взрослой общности.

Публичная презентация и предшествующая ей системная работа действительно

  • содействовала возникновению условий для развития субъектности учащихся, формированию позитивной Я-концепции и адекватной самооценки;
  • являлась механизмом развития образовательного сообщества на конструктивной основе;
  • мотивировала родителей, детей и учителей на самостоятельное, осмысленное, обоснованное проектирование процесса и вектора образования.

Второй проект «Моя семья» был нацелен на формирование культуры диалога, самоуважения, понимания, развития совместной деятельности и социального партнерства с широким социальным окружением: родителей, педагогов, военнослужащих, офицеров, ветеранов, деятелей культуры, предпринимателей.

В этом смысле, реализация проекта «Моя Семья» – это приоритет уникальности личности, ее развития и саморазвития, опирающегося на культурное наследие на основе современных образовательных технологий и в первую очередь на технологии развивающего обучения.

В процессе разработки и реализации проекта решались задачи по вовлечению родителей в создание проекта, расширению знаний детей о своей семье, о своих родственниках, привитию умения представлять собственную работу, формированию чувства делового сотрудничества и коллективизма.

На подготовительном этапе произошло знакомство воспитанников с темой проекта, все коллективно пришли к мнению, что необходимо изучать историю своей семьи и знать родственников, их профессию, увлечения, место жительства. Эта тема была интересна для ребят, и , как показала практика, захватила их полностью.

Воспитанники самостоятельно опрашивали родителей о своей семье, о близких и далеких родственниках. Рассматривали семейные фотографии, знакомились с историей семьи. Ребята старались узнать как можно больше интересного о своих родных.

Затем с помощью родителей создавали презентацию, в которой были помещены фотографии и небольшие пояснения к ним. Это была захватывающая и интересная работа. В школе ребята с удовольствием рассказывали о том, как продвигается их работа.

На заключительном этапе состоялась презентация проектов. В жюри пригласили учителей и родителей. Родители с удовольствием принимали участие в подготовке и оценке работ. Такие совместные проекты сплачивают детей и родителей. Родители участвуют в жизни своих детей и школы, что оказывает положительное влияние на весь учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, реализация целей и задач проектной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса предполагает создание пространства совместной жизнедеятельности и встреч всех участников образовательной среды, определение смысла реальной жизни, через участие в которой и происходит развитие личности школьника. Ведь образование есть, прежде всего, история и путь становления «собственно человеческого в человеке» во всех его дарах и обретениях, и в то же время способ утверждения каждым собственного образа, своего лица. Работа, связанная с проектной деятельностью, продолжается и в старших классах.

Приложение 1