Цель: познакомить детей с историей развития видов авиации. Закреплять знания видов самолетов. Воспитывать любознательность, интерес к авиации. Развивать воображение, мышление, обогащать словарный запас детей.
Материал: мультимедийная установка, шарики, разрезные картинки воздушного шара, лист белой бумаги, простой карандаш на каждого ребенка, листы с картинками на каждого ребенка.
Связь с другими видами деятельности: чтение рассказов об авиации, посещение музея авиации, рассматривание иллюстраций воздушного транспорта, отгадывание загадок о воздушном транспорте.
Ход занятия
Сегодня к нам пришло много гостей. Мы вас очень рады видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Глазки откройте и посмотрите:
Мы вас любим, и вы нас любите!
Возьмемся за руки и передадим наше хорошее отношение друг другу. А теперь я приглашаю вас посетить наш мини-музей. Скажите, какие экспонаты размещены в этом музее? Какие виды самолетов находятся здесь? Как вы думаете, всегда ли человек летал на самолете как сейчас? А на чем он летал? Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие во времени и узнаем как человек покорил небо. Полетим мы на самолете, а перед полетом сделаем упражнение для пальчиков – пальчиковую гимнастику:
Тук-тук, тук-тук (2 раза)
Наши уши слышат стук (возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза)
Вот ладошки шуршат (потирание ладоней друг о друга)
Наши пальчики трещат (потирние кулачков друг о друга)
Теперь в ладоши громко бей (хлопки)
А теперь ты их согрей (ладошки к щекам)
В путь готовы?
Да!
В путь отправимся тогда.
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет. (Руки выставить в стороны.)
Вот мотор у самолета набирает обороты.
Быстро лопости крути,
Самолет быстрей лети (вращение большими пальцами, соединить остальные пальцы)
Занимайте места.
Вот мы и прилетели в далекое прошлое. Мы с вами попали в то время, когда еще не было никакого воздушного транспорта, но человек очень сильно хотел научиться летать, чтобы как птица перелетать широкие горы и реки. В своих мечтах он придумывал сказочных герое и наделял их этим умением.
Какие герои сказок умеют летать?
(показ слайдов 1, 2, 3, 4, 5) Приложение 1
Существует одна древняя легенда о мастере Дедале, который собрал много-много перьев птиц, соединил их с помощью воска и смолы. На этих крыльях он и его сын Икар поднялись в небо. Но Икару захотелось подняться еще выше и он полетел к самому солнцу. Жаркое солнце растопило воск, перья рассыпались, и храбрый Икар упал вниз. Но он не разбился, а упал в море и превратился в прекрасного лебедя.
(показ слайдов 6, 7, 8)
Это конечно легенда, но в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли.
Прошло много времени прежде чем люди смогли подняться в небо. Сначала они полетели… а на чем, вы узнаете, если сложите из кусочков целую картинку.
Что у вас получилось?
– Воздушный шар.
(слайд 9)
Правильно, воздушный шар. Его наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха, и он мог летать. Со временем его форма изменялась, появился дирижабль.
(слайд 10)
Чтобы почувствовать себя в полете как птица с крыльями люди придумали планер. Но у воздушного шара, дирижабля и планера был один недостаток: они летели туда, куда подует ветер. А человек хотел сам выбирать куда ему лететь. И поэтому инженеры создали… отгадайте загадку:
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц поет, человек им управляет,
Что такое?… (самолет)
Самолет летит сам? Почему? (Ему помогает летчик, двигатель)
Правильно, у самолета есть реактивный двигатель. Хотите узнать как он работает? Надуйте шарики и крепко сожмите горлышко.
Что внутри шарика? (Воздух). Разожмите пальцы.
Что случилось? (Шарик полетел вперед)
Когда вы разжали пальцы, воздух устремился наружу и толкнул шарик вперед. Также происходит и с двигателем самолета. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие. Газ летит в одну сторону, а самолет в противоположную.
А еще самолету держаться в небе помогают крылья, которые опираются на воздушные потоки. Чтобы это представить, возьмите листок бумаги, поднесите ко рту и сильно подуйте. Что вы видите? (листок начал подниматься). Вот также воздушные потоки поднимают крылья самолета. Ребята, что еще умеет летать? Выходите из-за столов, давайте поиграем в игру.
– Я самолет – мои друзья все, что умеет летать – полетели! (Воздушный шар, вертолет, ракета, воздушный змей, лайнер, дирижабль, спутник, планер).
Садитесь на места.
– Человек, создавая воздушный транспорт, форму подсматривал у природы. Возьмите листочки с картинками и соедините похожие по форме рисунки воздушного транспорта с похожими по форме рисунками живого объекта.
Многие из вас летали на самолетах. Скажите, самолет это «хорошо»? Почему самолет «хорошо»? (Ответы детей.)
Но самолет может быть и «плохо». Почему самолет «плохо»? (Ответы детей).
Но все же самолет для человека – это хорошее изобретение. Спасибо ученым и конструкторам, которые его создали.
Вот и закончилось наше путешествие. Возвращаемся назад. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали?
Самолет изобрели не так уж давно. Но с тех пор конструкторы строят все новые и новые модели. Как вы думаете, на чем в будущем будут летать люди? Вечером вы нарисуете рисунки транспорта будущего и мы поместим их в мини-музей.