Нарушение грамматического строя речи наиболее характерно для детей с общим недоразвитием речи, им трудно без посторонней помощи овладеть такими грамматическими категориями, как род, число, падеж.
Преодолевать речевые нарушения надо любыми способами, но опыт свидетельствует: наилучших результатов легче всего добиться, играя или рассказывая сказки.
Помощь, оказанная средствами сказки, основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Применение сказкотерапии дает очень хорошие результаты: дети быстро усваивают то, что недавно для них было недоступно.
Ниже приводятся сказочные истории, которые помогают детям овладеть грамматическими формами, активизируют их мыслительную деятельность, развивают воображение.
Истории рассказываются сначала логопедом или воспитателем, а потом и самими детьми. При этом надо использовать игрушки, куклы, иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, фланелеграф, теневой театр.
Сказка “Жадный медвежонок”
Жил в лесу жадный медвежонок. Самыми любимыми его словами были слова “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”
Шел он однажды по лесу, навстречу ему ежик бежит, на спине гриб несет. “Мой!” – заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот заплакал и свернулся клубочком. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. “Бедная моя лапа!” -зарычал он.
Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку земляники несет. “Моя!” – закричал медвежонок и отобрал у белочки корзину.
Дальше идет медвежонок, а из кустов выпрыгнул зайчишка. В лапках яблоко держит. “Мое!” – свирепо проговорил медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова в кусты шмыгнул.
С тех пор никто не дружил с медвежонком, все обходили его стороной, а он все ходил по лесу и кричал: “Мой! Моя! Мое!”
После рассказа и показа этой сказки логопед спрашивает у детей: “Как вы думаете, о чем медвежонок мог кричать “Мой!”, “Моя!”, “Мое!”?
Дети подбирают предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений, называют их.
Сказка “Красавица, рыцарь и чудовище”
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагается, жила в башне, рыцарь – в замке, а чудовище – в болоте.
А ещё в этом царстве — государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог и мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов, давал им задания, а те старались их выполнить. Но то ли задания были слишком трудными, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал: кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, кого-то рыцарь победил на турнире, а кого-то забирало в плен чудовище.
И вот настал день, когда во всем государстве ни одного жениха не осталось. Один пастух ещё был на свободе. И решил он попытать счастья.
Логопед спрашивает детей: “Вы хотите, чтобы пастух взял принцессу в жены? Тогда давайте поможем ему выполнить задание короля”.
Первое задание. О чем из трех предметов: башне, замке или болоте (картинки даются на фланелеграфе) – можно сказать?
Холодный (-ое, -ая)..; мрачная (-ый, -ое).., тёмное (-ая, ый)..; страшный (-ое, -ая)..; дальние (-яя, -ий)..; неприступный (-ая, -ое)…
Второе задание. О ком из персонажей: рыцаре, принцессе, чудовище – можно сказать?
Жестокий(-ая, -ое)..; злая (-ое, -ой)..; суровое (-ый, -ая)..; бессердечная (-ое, -ый)..;
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце занятия дети по количеству фишек определяют, кто же больше всех помог пастуху.
Сказка “Принцесса Цифирь”
В одном сказочном царстве-государстве жила необыкновенно красивая принцесса Цифирь. Она была очень строга и пунктуальна. Все в ее королевстве считалось и подсчитывалось, была учтена каждая пылинка и травинка. Несколько сот придворных ходили по государству и считали, считали, считали...
Рядом с этим царством было другое. Оно называлось Хаос. В нем все предметы были свалены в кучу, и никто не знал, сколько чего есть.
Из-за грязи и полного отсутствия порядка в этом государстве разразилась жуткая эпидемия, после которой все его жители, как-то не блиставшие математическими способностями, напрочь разучились считать. Болезнь была так заразна, что перебралась через границы царства принцессы Цифирь. Сама принцесса, к счастью, не заболела, а вот придворные все как один свалились в тяжком недуге. Когда они смогла подняться на ноги, то обнаружили, что разучились употреблять числительные. Приходя на доклад к Цифири, они говорили: “Первая советник ещё болеет”; “Второй блюдо сегодня подгорело”; “Третья день идет дождь”; “Четвертый люстра в бальной зале не горит”; “Пятый ступенька парадной лестницы скрипит”; Шестая зеркала в ванной комнате разбилось”; “Седьмое книга на полке потерялась”; “Восьмая цветок на клумбе завял”; “Девятое котенок вашей любимой кошки убежал”; “Десятый дерево в вашем парке упало”.
Слушая это, принцесса топала ногами и приказывала всех придворных заточить в темницу, где они должны будут заново научиться считать и правильно согласовывать слова. Только после этого они смогут выйти на свободу.
Бедных придворных ожидала страшная участь...
Дети, вы ведь не хотите, чтобы несчастные придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давайте поможем им и научим правильно говорить!
Дети тренируются в порядковом счете предметов, правильно согласуя порядковые числительные с существительными.
Сказка “Мальчик Ваня и мудрый учитель”
Жил-был мальчик Ваня, очень хороший, с добрыми и умными глазами. Только он почему-то всегда был грустный-прегрустный. И лишь мама понимала, в чем дело: Ваня не умел употреблять слова во множественном числе и не понимал значения слов во множественном числе.
Приходит он в магазин и говорит: “Давайте мне, пожалуйста, ботинок”. Удивленная продавщица продавала ему один ботинок, и он шел с ним домой. Мама только вздыхала, брала ботинок и шла обменивать его на ... (ботинки).
Идет Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки : “Что ты нашел в лесу?” отвечает: “Гриб!” Мама снова вздыхает и покажет бабушке ... (грибы).
В школьной библиотеке он смог получить только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына ... (учебники).
Когда приходили гости, он приносил один стул, а надо было ... (стулья).
Весной территорию вокруг дома решили озеленить, и Ваня посадил одно дерево, а надо было ... (деревья).
Когда надо было проветрить квартиру, Ваня открывал только одно окно, а надо было ... (окна).
Мама не хотела никому рассказывать об этом, но в конце концов она поняла, что одной ей не справиться, и обратилась за помощью к Мудрому Учителю.
Мудрый Учитель, улыбнувшись, сказал, что через месяц Ваня даже не вспомнит о своих сегодняшних проблемах. И правда, через месяц мальчик уже все-все знал о множественном числе, а самое главное – мог правильно употребить слова во множественном числе и понимал их значение.
Давайте и мы с вами выполним упражнения, которые давал Мудрый Учитель Ване, и посмотрим, все ли с ними справляются.
После этого с помощью картинок или предметов отрабатываем категории множественного числа существительных, прилагательных и глаголов прошедшего времени.
Приведенные и аналогичные этим сказки помогают детям на практике овладеть согласованием слов, заставляют их вслушиваться в окончания, развивают языковое чутье, активизируют словарь и т.д.
Сказка “Кривое зеркало”
Давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело все видеть в искаженном виде, и они решили избавиться от кривых зеркал. Разбивать зеркала, как известно, нельзя – это может привести к несчастью. Поэтому все зеркала отвезли в глухое, заброшенное место, сложили их в пещере, а вскоре совсем про них забыли.
В тех краях жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила, поэтому поселилась в самой глуши, подальше от всех.
В одиночестве бродила она как-то по лесу и набрела на ту самую пещеру. Взяла Завида в руки одно из зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила: в зеркале она была совсем даже не старая, а ... (молодая), не толстая, а ... (худая), не горбатая, а ... (стройная). Всю жизнь лицо у Завиды было мрачное и злое, а в зеркале она оказалось ... (веселое и доброе)! А уши – о, чудо! – не большие, а ... (маленькие), нос не кривой, а ... (прямой). Грязное платье Завиды в зеркале стало... (чистым), старые туфли ... (новыми), короткая юбка ... (длинной). Стоило Завиде направить свое зеркало на солнышко, как погода из ясной превращалась в ... (дождливую и пасмурную).
Но это ещё не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что и в ней самой что-то меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреться в зеркало, как она становилась ... (щедрой).
Шла как-то Завида по лесу и встретила волка. Испугалась, потому что была трусливой, но когда достала зеркало, посмотрелась в него – стал сразу ... (храброй). А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного превратился в ... (смирного и миролюбивого).
Очень полюбила Завида зеркало и уже никогда с ним не расставалась.
А сейчас мы попробуем представить, что у нас есть тоже такое зеркало, и подберем к словам другие – с противоположным значением. Игра “Кривое зеркало”
Ее лучше всего проводить с мячом. Логопед говорит слово и бросает мяч ребенку, тот подбирает антоним, произносит его и возвращает мяч логопеду.
Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над определенными звуками. Например, если на занятиях по звукопроизношению изучается тема “Звуки [ш], [ж]”, набор слов может быть следующим: медлительный – шустрый, тихий – шумный, плохой – хороший, узкий – широкий, прочный – шаткий, гладкий – шершавый, легкий – тяжелый, сухой – влажный, холодный – жаркий, трусливый – отважный, простой – сложный, грубый – нежный.
Здесь можно провести работу по построению сложносочиненного предложения с противительным союзом “а”, детям предлагается составить предложения, используя пары слов-антонимов. Например:
– Гусь медлительный, а воробей ... (шустрый);
– Пух легкий, а камень ... (тяжелый);
– Деревня тихая, а город ... (шумный);
– Заяц трусливый, а лев ... (отважный).
Дети с удовольствием подбирают слова-антонимы и составляют с ними предложения, причем варианты и построения предложений бывают порой и очень интересными.
Антонимы подбираем к существительным, прилагательным и глаголам. Примерный список слов может быть следующим.
Существительные: храбрость (отвага) – трусость; красавец – урод; доброта – злоба; щедрость – жадность; здоровье – болезнь; веселье – грусть; смех (радость) – печаль; ум – глупость; свет – тьма; тишина – шум; холод – жара; молодость – старость; чистота – грязь; сила – слабость; грубость – нежность.
Прилагательные: храбрый (отважный) – трусливый; красивый – уродливый; добрый – злой; щедрый – жадный; здоровый – больной; веселый — грустный; смешной (радостный) – печальный; светлый – темный; тихий – шумный; холодный – жаркий; твердый – мягкий; молодой – старый; чистый – грязный; сильный – слабый; грубый – нежный.
Глаголы: открыть – закрыть; отворить – затворить; отклеить – приклеить; оторвать – пришить; открутить — закрутить; отойти – подойти; любовь – ненависть; дать – взять; говорить – молчать; работать – бездельничать; болеть – выздоравливать; гасить – зажигать; запрещать – разрешать; мешать – помогать; уронить – поднять.
Сказка “Мышиные проделки”
В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил-был старый-престарый словарь-книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.
Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остается. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил.
Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там, что ни слово, то дырка.
Давайте поможем старику-архивариусу восстановить слова по описаниям.
Логопед дает лексическое значение слов синонимического ряда, а дети подбирают известные им синонимы. Необязательно давать сразу много понятий, на одном занятии достаточно выстроить два-три синонимических ряда, подбирая слова, подходящие к теме и насыщенные отработанными звуками. Помимо подбора слов, дети составляют с ними предложения, а логопед обращает их внимание на оттенки в значении слов синонимического ряда.
Далее даются синонимические ряды существительных, глаголов и прилагательных, которые можно использовать на занятиях:
– Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.
Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.
– Сильно, ярко светит, светится, бросается в глаза.
Блестит, сияет, сверкает, искрится.
– Человек, который служит в армии, воюет, защищает кого-то или что-то.
Боец, солдат, воин, военный, защитник.
– Как можно сказать о предметах, имеющих значительную величину, размер?
Большой, огромный, громадный, гигантский.
– Когда человек испытывает страх, он что делает?
Боится, трусит, пугается, опасается, робеет, страшится, дрожит от страха, трясется от страха.
– Проливать слезы от боли или горя.
Плакать, реветь, рыдать.
– Добиться победы или успеха в борьбе с кем-нибудь или чем-нибудь.
Победить, одолеть, побороть, осилить, сломить, преодолеть, пересилить, взять верх, одержать победу, справиться.
– Действия, происходящие в театре или цирке.
Спектакль, представление, зрелище.
– Что-то мешающее.
Препятствие, преграда, помеха.
– Человек, на которого можно опереться, положиться, которому можно доверять.
Твердый, крепкий, надежный, незыблемый.
– Воздействовать на кого-то страхом.
Пугать, страшить, грозить, стращать.
– Человек, совершающий путешествие, странствующий.
Путешественник, турист, странник, ходок.
– Усилия, направленные на создание чего-нибудь.
Работа, труд, дело, занятие, служба, бизнес.
– Человек, занятый каким-то делом, работой.
Рабочий, труженик, служащий, работник, трудяга, бизнесмен.
– Вести разговор.
Разговаривать, говорить, беседовать, толковать, болтать.
– Приводить человека в хорошее настроение, привлекая его внимание чем-нибудь интересным, веселым.
Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать.
– Намерено все портить и ломать.
Разрушать, рушить, крушить, громить.
– Мальчик и девочка в раннем возрасте.
Ребенок, дитя, младенец, чадо, малыш..
– Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли.
Родник, ключ, источник.
– Люди, соединенные кровными узами.
Семья, родня, родственник, сородичи, клан, фамилия, семейство.
– Отличающийся богатой, отделкой и убранством.
Роскошный, богатый, великолепный, дорогой, пышный.
– Не испытывающий страха, преодолевающий любые трудности.
Смелый, бесстрашный, безбоязненный, храбрый, неустрашимый, отважный, удалой, лихой.
– История, которая забавляет, вызывает смех, веселит.
Смешная, забавная, комичная, потешная, юмористическая, смехотворная, уморительная.
– Тот, кто вызывает смех, заставляет смеяться.
Весельчак, шутник, юморист, шут, комик, Петрушка, паяц.
– Состояние тревоги и беспокойства перед грозящей опасностью.
Страх, боязнь, испуг, ужас, жуть.
– Заключающий тайну, неразгаданный.
Тайный, таинственный, секретный, загадочный, потаенный, потайной, чудесный.
– Что делает человек, когда быстрым движением куда-нибудь, какой-нибудь предмет?
Бросает, кидает, швыряет.
– Как называется сильный, разрушительный ветер?
Буря, ураган, шторм, тайфун.
– Женщина, которая обладает сверхъестественной силой и творит чудеса.
Волшебница, колдунья, чародейка, фея, ведьма.
– Как можно сказать о нагретом, очень теплом предмете, излучающим жар?
Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскаленный.
– Как говорят о человеке, который все выполняет с большой скоростью?
Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный.
– Как иначе называются маленькие дети?
Ребята, детвора, малыши, малютки.
– Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.
Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.
– Что доставляет людям веселье?
Забава, потеха, развлечение, увеселение.
– Как сказать о том, кто имеет густую, беспорядочную растущую шерсть или волосы?
Косматый, лохматый, мохнатый.
– Как сказать о человеке привлекательном, нравящимся своим внешним видом?
Красивый, прекрасный, пригожий, прелестный, хороший.
– Говорить очень громко.
Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.
– Человек тихий, мягкосердечный.
Добрый, добродушный, мягкий, мирный, кроткий, незлобивый.
– Кто-то или что-то движется по кругу.
Кружится, вьется, вертится, крутится, вращается.
– Снежная буря.
Метель, буран, вьюга, пурга.
– Небольшой по размерам предмет.
Маленький, крошечный, мелкий, карликовый.
– Плохой человек.
Отвратительный, скверный, гадкий, противный, мерзкий, гнусный.
– Что можно сказать о плохой погоде?
Пасмурная, хмурая, облачная, непогожая, дождливая, холодная.
– Когда человеку невесело, какой он?
Грустный, печальный, унылый, горестный, скорбный.
– Отсутствие света.
Темнота, мрак, темень, тьма, потемки.
– Требующий большого труда, больших усилий.
Трудный, непосильный, тяжкий, тяжелый, тягостный, каторжный.
– Отсутствие звуков.
Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.
– Обладающий умом.
Умный, понятливый, толковый, смышленый, разумный, головастый, башковитый.
– Нанести удар.
Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть.
– Хороший результат.
Успех, удача, достижение, победа.
– Испытать упадок сил после работы.
Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь.
– Человек, занимающийся обучением или воспитанием.
Учитель, преподаватель, педагог, наставник, воспитатель.
– Маленький дом.
Хижина, лачуга, домишко, халупа, хибарка.
– Физически неразвитый человек.
Хилый, слабый, чахлый, болезненный, худосочный, тощий, щуплый.
Здесь приведены толь те слова-синонимы, которые чаще других можно встретить в детской литературе.
Работая с синонимами, мы даем их в контексте, чтобы ребенок улавливал смысл и оттенки значений этих слов.
Целесообразно использовать иллюстрации и картинки, которые раскрывают абстрактное значение некоторых синонимов, инсценировки и драматизации, кукольный и пальчиковый театры.