Элективный курс "Исторический портрет" по теме "Штрихи к портрету Грозного царя". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Оборудование:

  • презентация;
  • раздаточный материал;
  • эпиграф к уроку на доске: “Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости… Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим” А.С.Пушкин.

Ход занятия

Учитель: В 1963 году М.М.Герасимов вскрыл гробницу Ивана IV . Как показало предварительное иследование царь был высок и дороден (рост – 178см, вес – не менее 85-90кг). Судя по степени развития рельефа костей скелета, он был очень силен, смолоду хорошо тренирован. Эти наблюдения подтверждаются свидетельством очевидцев. В 1567 и 1577 гг. принц из Бухаве видел царя в возрасте 45 лет и пишет о нем так: “Он был высокого роста, тело имел полное сил и довольно толстое” (слайд №2)

Цель нашего занятия не навесить ярлык, а исследовать личность первого русского царя.

По свидетельству современников Иван IV был “муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив” (слайд №3)

Царь никогда не писал для собственного удовольствия, но, считая своим долгом учить народ, за который ему держать ответ на Страшном Суде, он все документы составлял сам.

Обладал прекрасной памятью, легко и часто использовал библейские тексты для оправдания и обоснования своих целей и задач.

Царь был автором нескольких молитв, под псевдонимом Парфения Уродивого (Юродивого).

Давайте обратимся к писательскому творчеству первого русского царя.

Работа учащихся с раздаточным материалом “Сочинения Ивана IV Грозного”

Вопросы к учащимся:

  1. Что отличает стиль царя?
  2. Каким предстает перед вами Иван IV?
  3. Обратите внимание на фрагмент из “Первого послания Курбскому”. О чем говорит царь? На что это похоже?

Учитель: “История злопамятнее народа”. Какой же образ царя рисуют нам народные предания. Обратимся к ним.

Работа учащихся с раздаточным материалом “Правеж” (смотрите приложение)

Одна из легенд рассказывает как во время казанского похода царь вместе со своим воинством переправлялся через Волгу. Грозный и его приближенные добрались на другой берег благополучно. Настал черед плыть войску. “Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней волны страшные – лодки мечутся из стороны в сторону, летают как пух. Царь стремится словами приструнить реку. Та не унимается. Тогда Грозный призывает палача и приказывает ему “сечь реку кнутом, чтобы она не бунтовала против царской рати.

Взял кнут палач, засучил рукава красной рубахи, разбежался. Да как свистнет по Волге – вдруг кровь из воды на аршин вверх брызнула, и лег по воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит “Не жалей, валяй крепче!”

Разбежался палач дальше прежнего и хватил сильнее: кровь брызнула еще выше, и рубец лег толще. Волга утишилась больше прежнего. После третьего удара, который палач отвесил изо всей мочи, кровь махнула на три аршина, и рубец оказался пальца на три толщины, – совсем присмирела Волга.

“Довольно, – молвил Грозный царь, – вот как вас надо проучивать”.

Вопросы к учащимся:

  1. На протяжении всего повествования Иван Грозный обращается к Волге на “ты”. А в конце на “вы”. Что это оговорка рассказчика?
  2. Какой образ рисуют нам народные предания?

Учитель: Царь Иван получил у народа прозвище Грозный не как “чудище обло”, не как страшный деспот и кровопийца, а как рачительный, усердный, могущественный Оберегатель Земли Русской. В древности существовало такое выражение: “держати честно и грозно”. Эа это русский народ и прославил его в своих песнях. “Грозный” в фольклоре – это прилагательное, не превращенное в имя собственное.

Вопрос к учащимся: Ивана Грозного сравнивали с солнцем: те, кто близко подходили, обжигались, кто был далеко, замерзали. Какие факты можно привести в подтверждение этой характеристики? Как вы понимаете это сравнение?

Учитель: До сих пор любителей истории интересует судьба Либерии. По самым смелым предположениям, в государевой библиотеке находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрание древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана, а также уникальные папирусы времен египетских фараонов глиняные клинописные таблички месопотамских царей, пергаменты из Финикии и Иудеи, рукописи мудрецов Индии и Китая, священные тексты Заратустры (слайд №4).

По распоряжению царя был создан уникальный памятник литературы Лицевой летописный свод (слайд №5)

В Александровской слободе создан центр духовной музыки, где работали лучшие мастера певческого искусства. Иван IV сам пел, писал музыку (информация на фоне музыки)

Вопрос к учащимся: Какие эмоции, впечатления вызывает у вас музыка, которую вы слышите?

Как вы думаете в какие периоды российской истории тема Ивана Грозного и его времени вызывала особый интерес у политиков, историков, художников? Почему?

Учитель вместе с классом смотрят слайды №7,8,9 – это картины В.М.Васнецова, И.Е.Репина, В.Г.Шварца, на которых изображен Иван Грозный.

Учитель задает вопрос: Что поражает вас больше всего в образе Ивана Грозного? Какой человек смотрит на вас с картины?

Как итог звучит стихотворение Елены Воробьевой:

Как взгляд суров, как губы сжаты,
В морщинах притаилась злость,
Для всех вокруг он зверь проклятый –
Так много крови пролилось.

А он сидит в своих палатах,
Державу сжав одной рукой…
Вокруг него сияет злато
И стража бережет покой.

На площади готова плаха
Для казни новых бунтарей…
Как давит шапка Мономаха!
И мысли бродят все темней…

“Как не понять им, маловерным,
Что я – помазанник, я – царь!
Они должны служить примерно,
Кто не согласен – тот бунтарь!

Да как они могли помыслить,
Быть не согласными со мной?!
Я – ветер, а они лишь листья,
Их жизни – только звук пустой…

Их дело – предо мной смиряться!
Они ж учить меня взялись!
А дальше станут забываться –
Придут уже по мою жизнь?!”

Царь Грозный промыслом от Бога
Свои решенья почитал –
Вилась кровавая дорога,
Ведя на темный пьедестал…

Учитель (слайд №10): Марк Матвеевич Антокольский во время учебы в академии увлекался российской историей. В 1870 году он закончил работу над статуей Ивана Грозного. Но профессора отказались ее смотреть. Тогда Антокольский решает пригласить в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну. Она пришла от скульптуры в восторг и рассказала о работе молодого художника (ему было 27 лет) императору Александру II. Император лично посетил мастерскую Антокольского и купил эту статую для Эрмитажа за 8 тысяч рублей, чем вызвал неописуемый переполох среди профессуры Академии. Состоявшийся после этого Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за “Ивана Грозного” высшую награду – звание академика.

“Иван Грозный” был показан публике и имел колоссальный успех.

Скульптор создал произведение исключительное по своей психологической глубине, сложности и неоднозначности. Обойдите фигуру Грозного справа. Перед вами человек, раздавленный грузом прошлых ошибок и грехов, терзаемый муками совести.

Вопрос к классу: Что указывает на это?

А теперь обойдите слева – и вы увидите уже другого Ивана: хищного, жестокого, властного. Готового к самым ужасным деяниям.

Вопрос к классу: Что указывает на это?

Вот что писал сам Марк Антокольский: “В нем дух могучий, сила большого человека, перед которой вся русская земля трепетала. Он был Грозный, от одного движения его пальца падали тысячи голов… День он проводил смотря на пытки и казни, а по ночам, когда усталая душа и тело требовали покоя… у него пробуждалась совесть, сознание и воображение; они терзали его, и эти терзания были страшнее пытки… Назавтра он весь разбит, потрясен, раздражителен… Он старается найти себе оправдание и находит его в поступках людей его окружающих. Подозрения превращаются в обвинения, и сегодняшний день становится похожим на вчерашний… Он мучил и сам страдал. Таков Иван Грозный”

Вопросы к классу:

  1. Как вы думаете, что общего во всех увиденных нами образах Ивана IV?
  2. Какие чувства вызывают эти произведения?
  3. Что воплотили авторы в своих произведениях, посвященных Ивану Грозному? (ТРАГЕДИЮ ЧЕЛОВЕКА)

Учащиеся обращаются к раздаточному материалу – это оценочные высказывания историков о личности Ивана Грозного (смотрите приложение). В каждом высказывании они должны найти ключевую фразу.

Итог занятия – написать синквейн.

Учитель: Иван IV писал: “Нельзя исправить минувшего зла; могу только спасти вас от подобных притеснений и грабительств. Забудьте чего уже нет и не будет! Оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судья ваш и защитник”. Мы не ставим точку, мы ставим многоточие. Ведь “многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов”.

Приложение 1

Приложение 2