Урок обществознания "Социальный статус личности". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель:

  • Дать учащимся представление о социальном статусе и социальной роли, их основных чертах.
  • Развивать умения проводить причинно-следственные связи; давать оценку явлениям и их последствиям. Способствовать формированию умений и навыков совместной работы, коллективного принятия решений.
  • Воспитывать чувство взаимоуважения.

План:

  • Социальный статус личности.
  • Социальные роли личности.
  • Социальная адаптация. Два типа адаптации.

Эпиграф:

Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
У. Шекспир

Оборудование урока: мультимедийный учебник "Обществознание. 8-11 класс" Ч.2.

Ход урока

I. Вводное слово учителя.

Для проведения сегодняшнего занятия вы разбились по группам.

Первое задание в группах решить кроссворд, выделить ключевое слово и дать ему определение.

(Выполнение задания, комментарий) Ключевыми словами являются: индивид и личность. Знание этих терминов помогут в раскрытии темы урока.

II. Изучение новой темы.

1. Социальный статус личности.

Объявление темы и цели урока.

Слово "статус" пришло в социологию из Древнего Рима и обозначало "позиция, состояние, положение". Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.

Задания группам.

В словарях найти значение понятия "СТАТУС".

Статус - социальное положение человека в обществе.

Задания группам.

Найти ключевые слова в определениях.

Эти ключевые слова помогают расширить смысловые границы понятия "СТАТУС" и таким образом, мы делаем вывод, что его значение многогранно.

Слайд № 1 (мультимедийный учебник).

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека (возраст, национальность).

Задания группам.

На ватмане запишите примеры различных социальных статусов.

(Ватманы вывешиваются на доску)

По какому признаку их можно сгруппировать? Сгруппируйте.

Если внимательно посмотреть, то одни показатели, которые определяют статус, даны от рождения, другие, обретаются человеком.

Вывод: прирожденный и достигаемый.

Предписанный - статус, полученный от рождения: пол, национальность, раса.

Достигаемый статус - статус, основанный на том, чего человек добился сам: образование, профессия, квалификация и т.п.

Слайд № 2. Из чего складывается социальный статус?

Задания группам.

Статус не постоянная категория. В процессе жизни он меняется, изобразите графически, как в ходе жизни может измениться социальный статус?

Ваши изображения наглядно нам показали, что способствует изменению социального статуса.

Слайд № 3 (Задания: проанализировать высказывания мыслителей о социальном статусе.)

2. Социальные роли личности.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Обратимся к эпиграфу. К числу типичных ролей социологи относят:

Слайд № 4

Типичные роли

  • труженика;
  • собственника;
  • потребителя;
  • гражданина;
  • семьянина.

Именно сравнение роли человека в обществе и образного её воплощения позволило Шекспиру заявить устами одного из актёров: еще раз эпиграф.

Задания группам.

Слайд № 5

Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Освоение социальных ролей называется социализацией или социальной адаптацией

Социальная адаптация. Два типа адаптации.

Социальный статус личности и успешное её функционирование в различных социальных ролях во многом зависят от понимания личностью важнейших свойств меняющейся социальной среды, умения применять типичные способы социальной деятельности.

Слайд № 6 (9 задание)

Выводы по уроку: Слайд № 7

Домашнее задание: Слайд № 8 ( Параграф13. Вопросы и задания.)