Цели:
- Рассмотреть понятие “семья” как малая группа;
- Выяснить: какое значение для человека имеет семья.
Задачи:
- Воспитывать глубокое уважение к своим родителям – близким людям;
- Формировать умение анализировать различные жизненные ситуации, делать выводы;
- Развивать навыки работы в аудитории, свободно высказывать свои мысли вслух,
- Развитие навыков диалоговой речи с одноклассниками и учителем, развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийный проектор, ИД, краски, клей ПВА, соль, мука, основа картины – коробка из-под конфет ( или кусок ДВП и т.п.), домашние сочинения учащихся, реквизит для сценок.
Основные определения: семья, конфликт, малая группа.
Предшествующая подготовка: распределение ролей для сценок, домашние мини-сочинения.
Ход урока
I. Орг.момент.
Приветствие учащихся, отмечаю отсутствующих.
II. Актуализация знаний учащихся: работа с карточками (основные понятия курса), перфокартами, устный индивидуальный ответ по высказыванию А. де Сент-Экзюпери: “Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении”.
Выставление отметок за работу.
III. Изучение нового материала.
Загружается слайд 1, на котором написана тема урока, проговариваются цели урока (слайд 2).
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос, который записан на доске:
“Каким должен быть психологический климат в семье?”.
Учитель: Итак, сегодня мы поговорим с вами о психологическом климате в семье (тему урока учащиеся записывают в тетрадь). По-разному называют семью: один мой коллега считает, что это “санаторий для души”, другой называет “психологическим убежищем”. А чем является семья для вас, мы узнаем из домашних мини-сочинений, тема которых так и называлась “Моя семья” (слайд 3). Итак, я предлагаю озвучить некоторые отрывки из ваших сочинений. Кто желает поделиться своими размышлениями на тему “Моя семья”?
(2 учащихся).
Учитель: вы прослушали отрывки из сочинений своих одноклассников, а сейчас необходимо сделать выводы.
- Что такое семья для ..?
- Что такое семья для ..?
Общий вывод: из сочинений видно, что семья- это круг близких и дорогих для вас людей, которые принимают вас такими, какие вы есть, со всеми недостатками и достоинствами. Вы ждете от них поддержки и понимания.
С точки зрения общественных наук – “Семья – это ячейка общества, члены которой связаны кровнородственными узами”. Слайд 4. (запись понятия “семья” в тетрадь).
Учитель: в своих рабочих тетрадях вам необходимо нарисовать солнце, на лучиках которого вы дадите ответ на вопрос: “Для чего люди создают семью?”. Заслушиваются 2-3 варианта ответов, а затем демонстрируется слайд 5.(забота, понимание, поддержка, дети, любовь и т.д.).
Учитель: Для того, чтобы оформилась новая семья необходимы условия? Как вы думаете, какие? (сначала дать возможность определить детям, потом для закрепления демонстрируется слайд 6).
- материальные – наличие жилья, постоянного заработка;
- психологические – схожесть характеров, привычек, интересов;
- нравственные – желание взять на себя дополнительную ответственность и обязанности.
(учащиеся фиксируют в тетрадь).
Учитель: Как вы считаете, так ли уж необходимо распределять между членами семьи обязанности?
- Необходимо, каждый по мере своих сил и возможностей должен вносить вклад в жизнь своей семьи, но при этом нельзя ущемлять интересы ни одного члена семьи.
Учитель: Вы правы. Кроме того, если ко всему сказанному добавить еще и умение приготовить самостоятельно себе обед или починить что-либо из одежды, то это будет свидетельствовать о том, что в семье появился еще один взрослый человек (хотя и с незаконченным образованием), равноправный член семьи.
А должны ли быть обязанности у детей?
- Хорошо учиться, убирать за собой, семейные поручения – купить хлеб и т.п.
Учитель: Семью относят к разновидностям малой группы (слайд 7).
- Малая группа - это немногочисленная по своему составу группа, члены которой связаны общими интересами, ценностями и т.д. (Учащиеся делают запись в тетрадь).
Учитель: Именно наличие общих ценностей, интересов играет большое значение в семье как малой группы. Но что может произойти, когда интересы, ценности начинают расходиться, не совпадают?
- Конфликт, ссоры…
Учитель: И снова вы правы. А что такое, по вашему мнению, конфликт?
- Конфликт - это столкновение двух и более противоположных точек зрения.
(Учащиеся фиксируют понятие “конфликт” в тетрадь).
Учитель: совершенно верно. По себе знаю, что в семье бывают такие минуты, которые как порох: спичку поднеси – взорвутся все и стар и млад. Вот, например, что можно наблюдать во многих семьях (разыгрывается сценки – по 2-3 мин., сценки можно взять из параграфа учебника по теме).
Учитель: и таких подобных ситуаций много. Как вы считаете, занимаются ли воспитанием ребенка в этой семье?
- Я считаю, что сами родители воспитанием ребенка занимаются постольку поскольку. Видимо, здесь большую роль сыграло воспитание бабушки. Всем известно, что бабушки сами спешат выполнить ту или иную работу за внуков, тем самым балуют ребенка.
- Я считаю, что здесь проявилось неуважение к близкому человеку – маме, на просьбу которой сын не реагирует. В конце он даже просто уходит спать! Здесь на лицо проблема “отцов и детей”.
Учитель: Да…Вы очень критично оценили ситуацию. А что происходит, когда к вам обращаются родители с просьбой – помыть посуду или убрать в комнате? Вы также объективно оцениваете сами себя? Думаю, что не всегда это удается и, как уже было сказано, действительно налицо проблема “отцов и детей”. Как вы считаете, проблема “отцов и детей” - это проблема сегодняшнего дня или с этим могли столкнуться и те, кто жил, например в древности?
- Конечно, ведь и тогда, в древности были мамы и папы, бабушки и дедушки …
Учитель: Совершенно убедительный ответ. В качестве подтверждения в нашем учебнике по предмету приводится пример: (один из учащихся зачитывает отрывок) еще Аристофан (древнегреческий поэт) в комедии “Облака” описал конфликт между рассудительным отцом и легкомысленным сыном. Отвечая на просьбу отца, спеть что-либо из древних авторов, сын называет их устаревшими. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, отец видит в нем безвкусицу и безнравственность. Итак, мы должны запомнить, что во все времена дети хотят поступать по-своему, родители желают, чтобы они действовали в соответствии их представлениям и понятиям.
Учитель: Как вы считает, должны ли родители контролировать своих детей?
Что побуждает родителей контролировать своих детей?
- Я думаю, что контроль со стороны родителей это нечто иное как забота и желание того, чтобы ребенок достиг больших успехов в жизни, был здоровым, уберечь его от опасности.
Учитель: Совершенно верно. Родителями быть не так уж и легко, ведь они несут двойную ответственность: перед совестью – какими вы вырастите и кем будете и перед законом – существует ст.5.35 административного кодекса РФ, где оговариваются, что родители несут за вас ответственность до 18 лет и в случае, если вы совершаете что-то противоправное, вместе с вами отвечать перед законом будут и они.
Учитель: Для каждой семьи свойственен свой стиль семейных отношений. Это может быть попустительский, авторитарный или демократический. Ваша задача выяснить разницу между этими стилями семейных отношений с помощью учебника (работа учащихся с текстом учебника с фиксированием главной информации в тетради).
Учитель: Развитию семьи как ячейки общества большое внимание уделяет и наше государство. Приведите примеры того, что государство действительно оказывает поддержку семьям.
- Ипотека, пособия детям, материнский капитал, льготы, охрана труда беременных женщин, детей, доступное бесплатное здравоохранение, бесплатное общее образование и т.д.
Учитель: как вы думаете, почему государство беспокоится о благополучии семьи?
- Здоровые дети – здоровая нация.
IV. Подведение итога.
Учитель: И в заключении вернемся к нашему проблемному вопросу: “Каким же должен быть психологический климат в семье?”.
- Благоприятным для развития всех членов семьи, теплым, заботливым и т.п.
Учитель: Помните, что сохранение теплого благополучного климата в семье – это долг не только ваших родителей, но и вас, поскольку вы составляете неотъемлемую часть той самой семьи. А чтобы вы увидели такой положительный климат наглядно, я предлагаю вам всем поучаствовать в его создании. Для этого нам понадобится: обычная коробка из-под конфет, клей ПВА, немного муки, краски – гуашь и соль. Сейчас в ваших маленьких емкостях (одноразовые стаканчики) вы составляете волшебную смесь: берем соль -1ст.л., мука – 1 ч.л., клей ПВА треть стаканчика, и добавляем краску – гуашь того цвета, который напоминает вам положительный, теплый климат в семье. Все перемешиваем. У каждого из вас получился свой необыкновенный цвет семейного климата. А теперь я пройду по рядам, и вы каждый выльете смесь в коробочку.
(получается красочная палитра теплых оттенков).
Учитель: Через некоторое время вся смесь подсохнет и мы поставим ее в наш классный уголок как символ нашего благополучного климата не только в семье, но и в школьном коллективе.
V. Домашнее задание.
Подготовить развернутые устные ответы на вопросы после параграфа, знать новые понятия.
Слайд 8.
Используемая литература.
Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.:Просвещение, 2007.