Все начинается с любви…

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Цель: способствовать осознанию родителями силы любви в процессе воспитания ребенка.

Задачи:

  • Раскрыть глубинный смысл понятия “любовь” в контексте детско-родительских взаимоотношений.
  • Создать условия для осмысления родителями негативных последствий в развитии ребенка при допущении наиболее распространенных ошибок в воспитании.
  • Дать возможность родителям проявить свои рефлексивные качества по рассматриваемой проблеме.
  • Способствовать гармоничным детско-родительским отношениям.

Формы и методы проведения:

  • Использование видео и аудио материалов.
  • Мозговой штурм.
  • Беседа.
  • Работа в малых группах.
  • Метод проблемного обучения.
  • Использование литературного (стихотворение) произведения.
  • Диагностические методы (тестирование).
  • Наглядные раздаточные материалы.

Оборудование и материалы: аудио запись романса Г. Гладкова “Ты меня на рассвете разбудишь”; Е. Дога “Мой ласковый и нежный зверь”; видеоролики “Что говорят дети о любви?”, “Мы нуждаемся в вашей любви”; тест: “Любовь напоказ”; буклет: “Все начинается с любви”; карточки с заданиями для работы в малых группах; компьютер, экран, видеопроектор, флип-чарт, бумага для флип-чарта, маркеры разных цветов.

План проведения родительского собрания:

  1. Организационный момент. Введение в проблему.
  2. Демонстрация видео ролика: “Что говорят дети о любви?”
  3. Упражнение: “Что такое любовь?”. Мозговой штурм.
  4. Тест: “Любовь на показ”.
  5. Упражнение: “Навязанная альтернатива”.
  6. Итоговая рефлексия. Распространение буклетов.
  7. Подведение итогов. Демонстрация видео ролика “Мы нуждаемся в вашей любви”.

Ожидаемые результаты: Переосмысление родителями взаимоотношений в системе “родитель – ребенок”. Гармоничные детско-родительские взаимоотношения.

Список литературы:

  1. Журнал Здоровье школьника №2, 2007г.
  2. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М.:АРКТИ, 2002.
  3. Кэмпбелл Росс. Как по-настоящему любить своего ребенка: Пер. с англ. – 8-е изд., перераб. – СПб.: Мирт, 2004.

Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Под общ. Ред. Н.Н. посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004

Ход родительского собрания

Характер и нравственное поведение ребенка –
это слепок с характера родителей.
Он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм.

1. Организационный момент. Введение в проблему.

Звучит запись романса Г. Гладкова “Ты меня на рассвете разбудишь”.

Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании. Мы благодарны вам, за то, что вы нашли время прийти сегодня в школу и готовы поговорить на важную, казалось бы, понятную тему нашей встречи – о любви. Итак, тема нашего родительского собрания звучит так: “Все начинается с любви…” (слайд 1)

А начнем мы наш разговор с просмотра короткого видеоролика, о том как создавалась семья …

2. Демонстрация видео ролика: “Что говорят дети о любви?”.

После просмотра видео ролика.

Уважаемые родители, разрешите задать вам несколько вопросов: о чем вы думали, когда смотрели этот видео ролик? Какие чувства он вызвал у вас? Согласны ли вы, что именно на основе любви будет крепкая и дружная семья?

Короткая рефлексивная беседа с родителями (2-4 выступления).

3. Упражнение: “Что такое любовь?”. Мозговой штурм.

Наверное, вы со мной согласитесь, на вопрос “Что такое любовь?” - ответить крайне сложно. Действительно, сколько существует на Земле людей – столько и различных суждений по этому поводу. Любовь бывает разной: к другу, к родителям, любимому человеку, к ребенку, но все мы знаем, что именно любовь духовно возвышает человека.

Многие убеждены, что любовь – это, прежде всего, готовность давать, а не получать. Американский психолог Эрих Фромм говорил: “Любви надо учиться. Любовь – это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теорией и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу”. (слайд 2)

Мы сейчас с вами попытаемся методом мозгового штурма дать свое определение любви.

Необходимо вначале договориться о некоторых правилах ведения мозгового штурма (слайд3)

  1. Свои суждения высказываем свободно.
  2. Исходим из принципа – “нет неправильных ответов или суждений”.
  3. Записываем все суждения не подвергая их критике.

Итак, начнем. Вопрос: Что такое любовь?

Записываются на флип-чарте все варианты ответов.

Рефлексия:

  • Все сидящие здесь – правы.
  • Любовь – чувство, привязанность, обожание. (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”) (Слайд4)
  • Любовь – это высшее человеческое чувство. Чувство сильной, глубокой привязанности и симпатии, которое мы испытываем по отношению к другому человеку как объекту действительности. Любовь как чувство к человеку выражается в желании быть с ним, помогать ему в трудную минуту, быть ему полезным и необходимым.

Чтение стихотворения Р. Рождественского: “Все начинается с любви”. (Слайд5)

Все начинается с любви…

Твердят:
“Вначале было Слово…”
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.

4. Тест: “Любовь на показ” (приложение 1).

Семейное воспитание - дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка, имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и образовательного учреждения. Но, при этом, родители должны понимать, что отсутствие необходимых знаний приводит к многочисленным ошибкам.

Многие родители в воспитании ребенка ориентируются на собственную интуицию и личный опыт. Для других родителей очень велико желание получить одобрение окружающих в оценке своих воспитательных способностей. От этих и многих других аспектов семейного воспитания зависит очень многое: то, каким вырастет наш ребенок, его психическое здоровье, его способность жить в обществе, в конечном итоге – будет ли он счастливым.

Сейчас я предлагаю вам пройти небольшое экспресс-тестирование. Тест “Любовь напоказ” был опубликован в журнале “Здоровье школьника” в 2007 году. Он позволит вам определить свой собственный стиль воспитания, а главное, определить, что является для вас движущим мотивом любви к вашему ребенку. Результаты теста останутся при вас.

Родителям раздаются бланки теста. Затем подсчитываются результаты. Ведущий зачитывает интерпретацию. (Слайд6)

Рефлексия.

Уважаемые родители, никто из вас не сомневается, что первая и основная наша с Вами задача - это любить ребенка. Тем самым, мы создадим у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, не при каких условиях у ребенка не должно возникать малейших сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием.

5. Упражнение: “Навязанная альтернатива” (приложение 2).

Зная из собственного опыта, что любое вновь полученное знание нелегко принять как свое, если не проверить его на практике. Поэтому, сейчас я предлагаю вам рассмотреть одну непростую семейную ситуацию и попытаться сформулировать пути решения тех проблем, которые в ней имеют место. Делать это мы будем в группах. И упражнение наше называется “Навязанная альтернатива”.

Деление на группы.

Предлагаю рассчитаться на первый – третий. У нас образовались три рабочие группы.

Объяснение правил работы в малых группах.

Каждой из групп я вручаю карточку с описанием некой семейной ситуацией. У каждой из групп – ситуация одна и та же. Но, выход из этой ситуации (ее разрешение) у каждой из групп – разный. Вы принимаете этот вариант как данность. В этом и заключается смысл упражнения – я навязываю вам некое альтернативное решение.

Ваша задача, в течение 5 минут:

  1. Изучить проблему. (Слайд7)
  2. Рассмотреть предложенный вариант ее решения.
  3. Обсудить это в своих малых группах.
  4. Привести 3 тезиса-доказательства, почему этот вариант решения проблемы – хороший (правильный).
  5. Необходимо помнить, что истина у каждого своя.

Родители объединяются в группы. Ведущий зачитает проблему вслух. (Слайд8) Раздает карточки с описанием ситуации и вариантами ее разрешения. Предлагается задать все уточняющие вопросы по процедуре ведения упражнения. Ответив на вопросы, засекается время – 5 минут. Идет работа в малых группах.

Через 5 минут:

Итак, уважаемые родители, время вышло, и пришла пора обсуждения. Во время того, как первая группа начнет приводить свои доказательства в защиту одного из вариантов решения проблемы, две другие группы внимательно слушают и продумывают 1 – 2 каверзных вопроса по теме, на которые группа выступающих должна будет ответить.

Идет процесс обсуждения. Вопросы группе задаются сразу после их выступления.

Рефлексия.

Вопрос: Как вам кажется, какой вариант наиболее правильный? Почему?

6. Итоговая рефлексия. Распространение буклетов.

В.А. Сухомлинский говорил: “Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца”.(Слайд 9) Я бы добавила к этим замечательным словам следующий тезис: ребенок – это лакмусовая бумага родительского умения любить. Любовь может быть условной и безусловной.

Условная любовь – оценочное отношение к ребенку, ненастоящая, не духовная, она удобная. (Слайд10) Это когда тебя любят за что-то, за определенные поступки, поведения, отношения к чему-либо. Например: “Если ты будешь умницей, хорошо себя вести, все кушать… я буду тебя любить и сделаю для тебя все…”, “Не жди ничего хорошего от нас, если ты…”

Принцип – если ты не соответствуешь, то я не могу любить тебя.

Безусловная любовь – это когда любят ребенка просто за то, что он есть, таким, какой он есть. (Слайд11) Говорят ему, что он нужен и важен, что он – радость и гордость родителей. Когда мама и папа умеют видеть все хорошее в его существовании.

Уважаемые родители, сейчас у вас есть возможность высказаться по поводу всего родительского собрания. Предлагаю начать со слов:

  • Я понял…
  • Я чувствую…
  • Я хочу…

На флип-чарте записаны опорные слова:

  • Я поняла…
  • Я чувствую…
  • Я хочу…

Родители по очереди высказываются.

Спасибо всем за искренность.

Уважаемые, родители! Мы подготовили для Вас буклеты: “Все начинается с любви…”, (Слайд12) Вы можете дома подробнее познакомится с его содержанием. У вас будет возможность проанализировать свои собственные отношения с вашим ребенком и найти ответы на многие ваши вопросы.

7. Подведение итогов. Демонстрация видео ролика “Мы нуждаемся в вашей любви”.

У всех родителей свое представление о том, как надо воспитывать детей, свой педагогический “почерк”. Воспитать Человека – огромный труд. Любовь родителей рождает в ребенке уважение к себе и чувство собственного достоинства. Получая от родителей одобрение поддержку, любовь ребенок учится ценить себя с детства и начинает понимать, что “мир создан для меня”. Итак, мы говорили о том, как по-настоящему любить ребенка, терпеливо строить добрые отношения с ним. И наше родительское собрание хочу завершить на позитивной нотке, вашему вниманию предлагаю посмотреть социальный видео ролик обращение детей к родителям: “Мы нуждаемся в вашей любви”.

Демонстрация видеоролика “Мы нуждаемся в вашей любви”.

Приложение 1

Приложение 2