Торжественное мероприятие (классный час) "Государственные символы России". 8–11-е классы

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы,  связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения  мероприятий на эту тему.

Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы  нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий  –  осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:

  • популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
  • осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
  •  расширение исторических знаний и представлений;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса.
  • Совершенствование навыков работы в программе

Содержание работы представлено двумя  мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать  при проведении различных мероприятий, посвященных государственной  символике в разных классах.

Дополнительные материалы: папка приложений

Предварительная работа:

  • работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями,  со словарями;
  • подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
  • в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются  «уголки» cимволики,  организуются  книжные выставки и тематические полки;
  • в библиотеке школы и методических материалах  групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п.,  в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
  • подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
  • подготовка  сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
  •  повторение  с учащимися гимна  РФ;
  • изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания  детям: «Я полагаю, что символы России  – …»,  «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».

Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России

Задачи:

  • Воспитание  у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
  • Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
  • Расширение исторических  знаний о  Государственном гербе, флаге и гимне России;
  • Воспитание патриотизма и гражданственности.
  • Развитие  познавательных способностей.

Оформление: выставка рисунков и репродукций

Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу  об истории символики (Приложение 4)

Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.

Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.

Особенностью оформления данного мероприятия  является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа  целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске –  заставка темы. (Приложение 1)

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент

Подведение  итогов конкурсов  и  знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими  за участие в предварительных мероприятиях.  Рекомендации классного руководителя  ученикам по улучшению результатов.

2. Торжественная часть

Вступление. Фанфары

Ведущий:  Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Под знамя школы – смирно! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.

Звучит гимн – все поют.

– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике российской государственности. Я – педагог  и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) школы № …  и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства. 
Вы  уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.   Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и  статуя Свободы – символы США.   А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог обобщает:  Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)

Ведущий:  Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.   Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это?   Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы.   А начнем мы с герба…
Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить,  что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. 

Сообщения учеников

Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)

Ведущий:  Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик __________________

Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)

Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад.  Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.

Ведущий:  Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).

Группа «Знатоки»:

Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…

Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство)   Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.

Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.

Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:

В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы.  (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)  

Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.  

– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?

Ведущий:  Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.

Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.

Ведется обсуждение, подводятся итоги.

Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)

Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения  гербов?

Дети:

– на  правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах,  печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.

Ведущий:  Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:

1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?

Поэтическая страница

Ведущий:  К нам в гости пришли  юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему  мероприятию, посвященному  символике РФ. Давайте их внимательно послушаем. 

Выступления юных поэтов. (Приложение 3)

Ведущий:  Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.  В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)

Ведущий:  Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий  смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)

Ведущий:  Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых  «Эрудиты». Предоставляем им слово.

 «Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.

Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования   Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.   Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.     Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн  был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е.  новый гимн появился  у России накануне Нового 2001 года и Нового века.

Просмотр  презентации,  отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)

Ведущий:  Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)

Выслушав ответы детей,  подводится итог:

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.

Флаг

Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…

Учащиеся отвечают хором: флаг!  На экране появляется изображение флага РФ.

Ученик:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий:  У каждой страны есть  государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.   Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте  эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог:  Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они  никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение.  На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь,  так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм;  синий  –  небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел.   Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.   
О появлении триколора в России вам расскажет _______________________________

Ученик __________– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)

Ведущий:  Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту.   Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг.    
Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Ведущий:  Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.

Ведущий:  Дорогие  друзья!   Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».

Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб — двуглавый орел, Государ­ственный флаг — бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн — «Россия — свя­щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен­ной песней — предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.

Ведущий:  Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.

Заключение

– Школа встать! Смирно! Звучит гимн –  Вольно!
К выносу знамени –  равняйсь, смирно –  вынос знамени,
Вольно! Прошу всех  сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества: (Презентация 3)
На  этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!

Литература:

  1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
  2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
  3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
  4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
  5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
  6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
  7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
  8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
  9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
  10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
  11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
  12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
  13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
  14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
  15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.