Статья посвящена практике работы учителя начальных классов на внеклассных занятиях, позволяющих развивать речь у младших школьников. Считаю, что система проведения таких занятий сегодня актуальна по ряду причин:
- во-первых, сложившаяся на сегодняшний день стойкая негативная тенденция увеличения числа детей с недоразвитием словесно-логического и абстрактного мышления, бедностью словарного запаса;
- во-вторых, нарушение в развитии фонематического восприятия младших школьников, расстройства в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие;
- в-третьих, недостаточная мотивация современных младших школьников на чтение художественной литературы, а родителей - на организацию совместного домашнего чтения вслух и, как следствие, недоразвитие устной речи большинства младших школьников.
Нарушение же устной речи всегда напрямую связано с трудностями усвоения программы по русскому языку.
Считаю, что такая работа учителя начальных классов дает возможность учиться каждому ребенку без ущерба для психического и физического здоровья и, что очень важно, для его полноценного общения.
Программа занятий по развитию речи разработана на весь период обучения в начальной школе.
Определены основные задачи:
- формирование устойчивых навыков чтения и письма;
- развитие внимания и памяти;
- формирование учебной мотивации;
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- развитие зрительно-пространственного восприятия и мышления.
Пример: Тема: "Задачи. Загадки. Шутки."
Цели:
- развитие речи,
- развитие активного творческого мышления,
- формирование позитивного отношения к учёбе,
- углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку.
Ход занятия
1. Оргмомент.
С помощью разноцветных фишек разделим класс на 2 группы.
2. Сообщение темы и целей занятия.
Перед вами зашифрованные послания. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к теме занятия. Расшифровать несложно - для этого необходимо зачеркнуть все повторяющееся буквы, кроме "а".
1. РОЗА,ОДА, ЧАРЫ, РЫСЬ, ОСЬ
2. ЗАЛ, ТИГР, ЛИСА, СУД, РУКА, ТУР.
3. Лингвистический этап.
а) Отработка дикции
Наш Полкан попал в капкан. Написаны на доске или на плакате
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
- О чём эти скороговорки?
- Какие звуки повторяются?
б) Интонационная разминка
В букваре у Буратино брюки , булка и ботинок.
1. Прочитаем скороговорку сначала медленно.
2. Теперь увеличивая темп.
3. Прочитаем скороговорку весело.
4. А теперь представим, что вам очень грустно. Как прочитаем скороговорку?
5. Изобразите удивление. Скажите: что вас могло удивить.
в) Конкурс "скороговорителей"
1. по бревну бобры бредут.
2. добр бобр для бобрят.
г) "Эмоциональная разминка"
Вопросы для 1-й команды 1-жилище Бабы-Яги? Избушка на курьих ножках 2-второе название скатерти? самобранка 3-кто из обитателей болота стал женой царевича? лягушка 4-на чём Баба-Яга совершает полёт? ступа 5-что потеряла Золушка? туфельку 6-что попало Каю в глаза? осколок зеркала 7-какие цветы собирала падчерица в сказке "12 месяцев"? подснежники 8-художник из цветочного города? тюбик 9-весёлый человечек-луковка? Чиполлино 10-крокодил.друг Чебурашки?. .Гена 11- содержимое Страшилы? .солома 12-лиса- спутница кота Базилио? Алиса 13-кто в сказке передвигается на печи? Емеля Вопросы для 2-й команды 1-шарманщик, смастеривший Буратино? папа Карло 2-музыкант из цветочного города? Гусля 3-рыса старухи Шапокляк? Лариска 4-орудие железного дровосека? топор 5-кто поймал необыкновенную щуку? Емеля 6-почтальон деревни Простаквашино? Печкин 7-кто потерял хрустальную туфельку? Злолушка 8-пантера. Друг Маугли? Багира 9-кем стал гадкий утёнок? лебедем 10-какой волшебный предмет был у Алладина? лампа 11-кто попал в Зазеркалье? Алиса 12-в кого превратилось чудище из сказки "Аленький цветочек"? в принца 13-как зовут друга Малыша? Карлсон
д) Лингвистическая задача "Дружная семья"
Давайте вспомним, что же такое задача.
А шуточные задачи-загадки?
Решите такую задачу-загадку: ГДЕ ВОДА СТОЛБОМ СТОИТ И НЕ ПРОЛИВАЕТСЯ?
Запишем слово стакан (вертикально)
Назовите буквы, которые есть в этом слове. Они помогут вам образовать и составить "дружную семейку". А семейка состоит из разных частей речи. Вспомним , какие части речи вы знаете. Так, на каждую букву слова команда должна придумать слово и назвать часть речи. Кто быстрее соберёт всю "дружную семейку"?
е) Игра "грамматическая арифметика"
Посмотрите на эти необычные примеры. Что должно получится, если вычитать или прибавлять буквы?
Замок - мок + дача =
Шуба - ба +тка=
Загар - р + дка =
С каким из этих слов мы уже поработали? (задача). Так что же такое задача? Какое следующее слово? Дайте определение ШУТКЕ, можно обратиться к словарю.
Шутка - то, что говориться или делается не всерьёз, ради развлечения, веселья.
ж) задачи-шутки "Имена"
Нужно узнать имена, спрятавшиеся в тексте.
- Кто принёс куклу из магаЗина?
- Как зовут девочку, которая уехала на юг 5 янВаря?
- Как зовут мальчика, у которого большая шевелЮра?
- Кто, заметив паука, спрятался под дИван?
- Кто каждое утро поёт песню про гардеМарина?
- Как зовут мальчика, который не дождался кЛёва?
Динамическая пауза.
Ла-ла-ла- Мила пол мела.
Лу-лу-лу- Слава взял пилу.
Ул-ул-ул- Михаил уснул.
Ща-ща-ща- наварим мы борща.
Щи-щи-щи- щиплем щавель на щи.
4. Литаратуроведческий этап.
а) Игра "Рифма"
подобрать рифмы
ШАГ - ВРАГ, КУЛАК, ШАХ,ЧУДАК,ФЛАГ
МОГ - СТОК,ВОСТОК,ЧАСОК,ВЗДОХ
ДРУГ - ИСПУГ, ЗВУК, СЛУХ, РАЗЛУК
МИГ - УЧЕНИК, НАСТИГ, ТИХ,СДВИГ
5. Языковая игра "Загадка"
Восстановить полный текст загадок и отгадать:
1::без топорёнка::.(без рук, без топорёнка построена избёнка. Гнездо)
2:::во дворце певец (на шесте - дворец, во дворце - певец. Скворец.
6. Игровое упражнение
Даны картинки животных - вспомните загадки про них:или даём прочитать на карточке (если не могут вспомнить)
Отгадайте мою загадку : кто на голове лес носит? (олень)
Начертить отгадку по образцу по клеткам.
7. Итог. Подсчёт фишек у команд. Победила ДРУЖБА!!!
Дом. Задание: придумайте свои загадки на разные темы.
Литература.
- В.В.Волина "Занимательное азбуковедение"
- Л.Л.Страхова "Изложения для младших школьников"
- Н.Н. Каландарова "Уроки речевого творчества"