1. Цикл осенних праздников.
Осень это череда образных, ярких, привлекательных, запоминающихся детям праздничных календарных дней. Особенно богат ими сентябрь и содержание календарных дней связаны со сбором последних даров щедрого лета.
5 сентября - Луппа – брусничник
7 сентября - Тит грибной
17сентября – Луков день
21 сентября – Осенины праздник сбора урожая
28 сентября - Никита репорез.
И, конечно же в эти дни мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых являются эти природные дары и отражаются работы связанные со сбором урожая.
Чем замечательны эти игры? Тем, что в их основе, как правило, лежит драматизация, игровое действие, ритмичные слова или песенка, простые, запоминающиеся совместно выполняемые действия.
«Капустка»
Нравится детям и следующая игра, в которую мы играем в эти осенние дни. Дети учатся в этой игре взаимодействовать, и вместе с тем она содержит глубокий смысл- эти игры воспроизводят полевые работы , ненавязчиво, исподволь дети запоминают их последовательность : посев, жатва, обработка хлебных злаков, и других культур.
«Репка».
23 сентября приходит любимый детьми праздник Петра и Павла рябинника, как мы его с детьми называем - «День рябинки».
В этот день мы, как правило, украшаем группу декоративными или живыми ветками рябины, угощаемся живой ягодой и вареньем из рябины, готовим для рябинки украшения т.к. детей очень привлекает красочный игровой обряд связанный с «Обряжанием рябинки». В играх сопровождающих обряд заключен символичный смысл величания рябинки как кормилицы зимующих птиц.
Начинаем мы игру с детьми с любования и величальных слов рябинке, украшения ее веточек лентами:
Ведущая:
С вечера мою рябину дождичком мочило,
С полуночи рябину ветром обдувает.
Ветер дует, солнце греет, а рябина все алеет.
Все:
Ты, рябинушка,
Раскудрявая.
Ты когда взошла?
Когда выросла?
Ведущая:
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Все навязывают ленточки на ветки)
«Я с веночком хожу» («М.р.»№4 2007, стр.22)
28 сентября - Никита–гусепролет
10 октября - Арина- журавлиный лет
12 ноября - Синичкн день - «Не велика птичка- синичка, - и та свой праздник помнит.
В конце сентября, октябре и начале ноября как - бы цепочкой проходят дни, в которые проводятся игровые обряды прощания с перелетными птицами и встречи зимующих, поэтому мы играем с детьми в игры, главными персонажами которых, становятся птицы.
Чем хороши эти игры?! Они образны, динамичны, несут в себе яркие эмоции и несколько фантастичны т.к. образы птиц очеловечены - птицы в игре разговаривают и действуют как люди. Очень нравятся детям комичность ситуации, заложенный в сюжет игр.
«Воробей» («Муз.рук.» №4 2005, стр.72)
Завершают череду осеннего веселья два замечательных праздника
14 октября «Покров» В этот день ложится первый снег. Недаром говорится : «Покров осень на зиму поворачивает», с этого времени в деревнях начинались ярмарки.
14 ноября «Кузьминки» В это время зима уже вступает в свои права. С этого времени начинались посиделки. Почему так назван праздник? Он связан с образами кузнецов Кузьмы и Демьяна и Сварога – огненного божества покровителя – кузнецов и ремесленников , домашнего очага и семьи. Игры, в которые мы играем с детьми в этот период передают яркость и праздничность ярморочного веселья. Это и хорошо всем известные игры «Карусели» «Где был Ианушка?». А сегодня мы представим вам игру передающую имитацию купли продажи на ярмарке.
«Горшочки»
«Давай с тобой миленький» («Муз. рук. №5 2006, стр. 6)
2. Цикл зимних праздников.
Прошла осень вступает в свои права зимушка зима и ведет за собой череду зимних праздников.
Первый из них 7 декабря – Екатерина-санница. Всей деревней и стар и млад собирались посмотреть на гонки на тройках и поучаствовать в катаниях на санях
Следуя традиции и мы вместе с детьми с этого времени организуем зимние забавы – игры со снегом, катание на санках.
А знакомо ли вам выражение : «Мели – Емеля, твоя неделя?» Так вот после того как пройдет крещенская неделя с колядками с 21 января от Емели-перезимника нескончаемой вереницей шли зимние посиделки с рассказыванием сказок детям, веселыми играми, которые передают в своем содержании то, что девушки приходили на посиделки с рукоделием показывая свое мастерство. Это время недаром называлось «ярмаркой невест» девушкам оказывалось особое внимание и в играх молодые люди получали возможность полюбоваться и поцеловать ее а так - же продемонстрировать свою удаль.
«Саночки»
«Челночок»
«Дрема» («М.р.»№6 2010, стр.37)
10 февраля наступает день под названием «Кудесы» он посвящен домовому. Ему в этот день ему как помощнику и хозяину дома дарили подарки и угощение. Хозяйка девять раз за день переодевалась. Приходили ряженые, в доме устраивались игры, в которых не назывались, но подразумевались Домовой и его подружка Кикимора. Кикиморе подкидывали вышивание и недоделанные кружева т.к. она очень любит рукодельничать.
«У Маланьи, у старушки» («М.р.»№6 2010, стр.29)
«Дударь»
Масленица
Это один из любимых детьми праздник. Мир веселья и смеха с невиданной силой раскрывается в эти дни. Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой. Сжигая масленицу призывали огонь растопить снега, съедая блины- символ солнца старались приблизить весну.
Вот и мы, как правило, проводим с детьми масленицу на улице. Праздник открывают дети, произнося скороговоркою приветствие Масленице:
Здравствуй, сударыня Масленица!
Дорогая наша Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок новенький, новомодненький, брови черные, наведенные.
Ой, а глазки у ней гречишные!
А бока у ней сахарные!
Закличка «Широкая Масленица» или «Пришла Масленица»
«Горелки»
После масленицы, считалось в народе, что весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали и встречали как самую дорогую гостью.
3.Цикл весенних праздников.
С 1 марта начинались Ярилкины игры символизирующие борьбу зимы и весны. Главным персонажем этих игр является солнце. Ярило-красно солнышко изображал юноша в колпаке , украшенном бубенцами, лентами и цветами с набеленным и нарумяненым лицом. Персонаж вам знаком? Он руководил плясками, играми.
14 марта по народному календарю проходила первая встреча весны «Весновка-свистунья». Для детей делали разные свистульки, чтобы они выбегали на возвышенные места с проталинами и играя в игры главными персонажами которых являются птицы , громким пересвистом свистулек приманивали весну. Кульминацией встречи весны является - 22 марта в день весеннего равноденствия, когда происходит вторая встреча весны – называемая в народе Сороки. В эти дни начинается прилет птиц. Детям рассказывали сказки про волшебных птиц печали –Алконоста и радости –Сирина. Утром детям вручали детям птичек из теста - «жаворонков» ими угощались, их дарили, по ним гадали, ими играли, прикрепив на длинные шесты.
«Солнышко».
«Летели две птички» («Муз.рук.» №4 2005, стр.71)
Закличка
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай на синее море,
Ты найди ключи весенние,
Замкни зиму!
Отомкни лето!
«Летают – не летают»
После 30 марта, в народе названного- « Алексей с гор потоки» в апреле начинается таяние снега, и вскрываются реки. В это время мы с детьми играем в игры:
«Морская фигура», «Море волнуется», «Ручеек», «Кораблик» - когда мальчики, запуская самодельные кораблики, произносят игровой текст и следят, чей кораблик дальше уплывет.
В народном календаре есть еще один интересный день - считалось, что 16 апреля, водяной просыпается и выгоняет рыбу в озера, реки и моря , поэтому на берегах рек проводили игры, хлопали по воде руками - будили и задабривали его угощениями.
Мы хотим познакомить вас с мало известными играми которые мы используем в работе с детьми
Родничок (Игра для девочек)
«Водяной»
6 мая в народе празднуется день Георгия-победоносца. Его представляли витязем на белом коне в красном плаще, который дозором объезжает землю Русскую –где проедет – там все зеленеет и цветет. В это время освящали родники и начинали огородные работы и выгоняли скотину на выпас. В этот день утром дети обегали всю деревню с колокольчиками и получали в дар печенье в виде домашних животных. Пастухам оказывался особый почет.
Игра «Жаворонок» («М.р.»№4 2007, стр.23)
«Ручеек- журчалочка»
4.Цикл летних праздников.
Череду летних праздников открывает «Троица». В народе эта неделя на троицу называется русальной или зелеными святками. Зеленью и цветами украшали и дома и дворы. Символом праздника является береза. Праздник в основном девичий. Девушки шли в лес делали себе венки, «завивали» березку, украшали ее лентами, своими украшениями , косынками. Под березами накрывались угощения , среди которых обязательно была яичница. Проводился обряд кумления - заключения дружбы между девушками , и гадания на венках. К концу девичьих посиделок появлялись юноши начинались хороводы, и проводилась игры
Самые популярные мы с вами и проведем.
«Селезень» («Муз. рук.» №5, 2007, стр.51)
Хоровод – игра
Считалось, что в этот период на берега рек выходят русалочки, играют, качаются на ветвях деревьев, заманивают приходящих на берег. Отсюда и игры суть которых не испугаться , перехитрить и с шумом и весельем проводить русалочек, одарить их пряжей , тканью или новой рубахой.
Русалка
7 июля день Ивана Купала Праздник цветов, почитания воды и огня. Купальская неделя совпадает по времени с днем летнего солнцестояния. Жгли костры и прыгали через очистительный огонь. Купались в росе и воде, обливали водой всякого встречного - это отголосок магического ритуала вызывания дождя, так нужного летом. Собирали лекарственные травы. Водили хороводы, гадали на венках - опуская их в воду. Играли в такие игры как «Горелки», «Заря-заряница», «Колечко».
Одним из символов Купальских дней является соломенная куколка «Кострома»- прообраз богини Живы покровительницы ткачих и подруги Ярило-солнца.
В августе приходят чередой
14 августа Медовый спас. Собирали мед и лесные ягоды ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед
19 августа Яблочный спас собирали яблоки и фрукты, которые освещали в храмах
28 августа Ореховый (хлебный) спас приступали к полной уборке урожая огородных и садовых культур. В этот период мы проводим с детьми игры связанные с летними развлечениями в лугах и на лесных полянках, а так-же связанные со сбором урожая.
«Кострома» («Муз.рук.» №5, 2007, стр.52)
Хоровод-игра
«Бабочки и ласточки»
Начавшись с осенних праздников когда-то начинавших народный календарный год, наше путешествие в мир обрядов и связанных с ними игр заканчивается, тем самым замыкая годичный круг солнечного календаря. Таким образом мы с вами погрузились сегодня в народный игровой фольклор в котором тесно переплелись красота обычаев и игровой материал на основе которого можно формировать у детей целостную картину окружающего мира.