Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.
Форма проведения: путешествие по просторам родного края.
Цель урока: закрепление знаний, умений, навыков складывать числа с разными знаками.
Задачи урока:
- Закрепить навыки сложения чисел с разными знаками.
- Способствовать развитию аналитического мышления; умению сравнивать; выявлять закономерности; обобщать.
- Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях.
- Воспитывать познавательную активность, упорство в достижении цели, любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; презентация; мультимедийный проектор; фотостенд; карточки с заданиями; набор для игры «Рыболов».
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивационная беседа, постановка учебной задачи.
- Устный счёт.
- Актуализация опорных знаний;
- Отработка и закрепление материала
- Домашнее задание
- Рефлексия.
Оформление: на доске прикреплены фотографии учащихся класса; фотостенд «Просторы родного края».
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Постановка целей урока.
II. Мотивационная беседа.
Учитель: Сегодня у нас урок по теме “Сложение чисел с разными знаками”. Поставим учебную задачу на этот урок.
Учащиеся: повторим сложение чисел с разными знаками.
Учитель: Перед нами стоит задача закрепить навыки сложения чисел с разными знаками.
Слайд 1. Я предлагаю вам сегодня совершить прогулку в лес. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. Именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы родного края. Ну, что, в путь! А как же наше путешествие без рюкзаков?
III. Устный счёт.
Задание 1. Найди свой рюкзак.
Учитель: На магнитной доске записаны примеры. Вместо ответа прикреплён рюкзачок. У вас на столах белые кружки с ответами этих примеров. Ваша задача найти ответ своего примера, и напротив своей фотографии прикрепить рюкзак.
Учащиеся производят вычисления, прикрепляют ответ к найденному примеру, а рюкзак прикрепляют к своей фотографии.
Учитель: Ну, теперь можно отправляться в путь. А как же в лесу без головного убора?
Задание 2. Найди свою кепку. У вас на столах розовые кружки с ответами примеров второго столбика. Найдите свой головной убор.
Учащиеся производят вычисления, прикрепляют ответ к найденному примеру, надевают на голову кепку. Учитель оценивает учащихся на этом этапе урока.
Учитель: Теперь мы полностью экипированы, можно отправляться в путь.
А сопровождать в пути нас будет весёлая песня с девизом нашего путешествия.
Слайд 2.
Топ, топ, топает турист
По буграм и горкам вверх и вниз.
Твёрже шаг, смелее в лес иди.
Только ты природу береги!
Топ-топ, топ-топ, очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ, наши рюкзаки.
IV. Актуализация опорных знаний
Слайд 3. Учитель: Мы проходим мимо ПОКЛОННОГО КРЕСТА. Растёт гора камней вокруг его. Давайте и мы спрячем наши желания в виде математических примеров. У каждого из вас лежит «камушек». Напишите пример на нём, ответом которого было бы одно из чисел, записанных на доске.
-5;
-4;
Учащиеся на «камушках» записывают примеры, прикрепляют их к числам на магнитной доске.
Учитель: Загадаем-ка и мы желание.
V. Отработка и закрепление материала
Слайд 4.
Учитель: А теперь быстрее в лес. Ой, сколько здесь растёт грибов! Объявляется конкурс на лучшего грибника: кто больше соберёт грибов. Но сначала вспомним, как правильно собирать грибы.
Учащиеся вспоминают правила сбора грибов.
Учитель: Ра, два, три, четыре, пять, начинаем их искать! Решив любые пять примеров под грибами, вы положите их в своё лукошко только в том случае, если правильно сосчитаете.
Ответы примеров учащиеся записывают на интерактивной доске. Учитель проверяет результаты вычисления.
Учитель: Оцените свою работу по количеству собранных грибов в вашем лукошке.
Учащиеся прикрепляют магнит на лучики «Всезнайки».
Слайд 5.
Учитель: А этот гриб мы положим в лукошко? Почему?
Слайд 6.
Учитель: А вот и ягоды! А как, ребята, их правильно собирать?
Ученики рассказывают, как собирают ягоды, формулируют правила сбора ягод.
Учитель: Объявляется конкурс на лучшего ягодника. Найдите значения этих выражений.
Ну, за дело принимайтесь!
Вы, ребята, постарайтесь,
Чтоб лукошки полны были.
Все в турнире победили!
Учащиеся находят значения этих выражений, ответы записывают на интерактивной доске.
Учитель: Давайте заглянем в ваши лукошки. Оцените свою работу по количеству собранных вами ягод. Кто «собрал» четыре вида ягод, ставит себе «пять», за три вида – «четыре», за два вида – «три»;
Учащиеся оценивают свою работу, прикрепляя магнит на лучики «Всезнайки»
Слайд 1.
Учитель: Корзинки у всех полные. А не пора ли нам попить чайку? Разведём-ка мы костёр. Ребята подскажите мне правила разведения костра.
Ученики рассказывают правила, как разводить костёр.
Учитель: Каждый из вас получает по «полену», на котором написано уравнение. Решив его, вы внесёте искру в наш общий костёр. Ответы уравнений найдите на доске.
Учитель: Кто верно решил уравнение, оцените себя.
Учитель над сложенными «поленьями» «зажигает» огонь.
Слайд 8.
Учитель: Давайте, сидя у костра, немного поиграем. Найдите лишний ответ в каждом столбике примеров.
Учащиеся отправляют в корзину на интерактивной доске лишний пример.
Слайд 9.
Учитель: Объявляется конкурс на лучшего рыбака. Бегом все к речке рыбу ловить.
В руки удочки возьмём.
На рыбалку мы пойдём
Поймать рыбку поспешите,
На ней задание решите.
Ученики играют в игру «рыбалка». На рыбках написаны задания, решив их, они кладут улов в общий котёл.
Щука
Найдите значение выражения а+в, если
Окунь
Найдите значение выражения а+в, если
Ёрш
Найдите значение выражения а+в, если
Елец
Найдите значение выражения а+в, если
Учитель оценивает учащихся. Ученики выставляют оценки.
Слайд 10.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Путь домой лежит через речку Пеженьга. А на мосту стоит страж порядка. Да, взгляд у него не очень-то добрый.
Мост я охраняю.
Хоть вас всех я знаю,
Тот пройдёт по мостику домой,
Кто пример мой сосчитает простой.
Ответ в таблицу его запишите
И скорей домой поспешите.
Учащиеся на карточке решают задание, проверка осуществляется на интерактивной доске.
а | -3 | -5 | 4 | -8 |
в | -6 | |||
а+в |
Учащиеся оценивают свою работу.
Слайд 11.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Вы, конечно же, устали.
Но!
Хорошо вы поиграли!
В игре вам знания пригодились,
Складывать числа с разными знаками научились.
VI. Домашнее задание.
составить игру из трёх туров на сложение и чисел с разными знаками.
VII. Рефлексия.
Учитель: Путешествуя по лесу родного края, мы выполняли с вами много заданий. Кто-то справлялся с ними успешно, а кто-то допускал ошибки. Выбрав опорные слова, продолжите предложение, которое характеризует вашу деятельность сегодня на уроке.
Учащиеся продолжают предложения, оценивая свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Оценивание учащихся
Учитель: Посмотрите внимательно на нашего «Всезнайку», оцените ваши знания. Желаю вам дальнейших успехов.
Слайд 12.