Сложение чисел с разными знаками. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.

Форма проведения: путешествие по просторам родного края.

Цель урока: закрепление знаний, умений, навыков складывать числа с разными знаками.

Задачи урока:

  1. Закрепить навыки сложения чисел с разными знаками.
  2. Способствовать развитию аналитического мышления; умению сравнивать; выявлять закономерности; обобщать.
  3. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях.
  4. Воспитывать познавательную активность, упорство в достижении цели, любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; презентация; мультимедийный проектор; фотостенд; карточки с заданиями; набор для игры «Рыболов».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационная беседа, постановка учебной задачи.
  3. Устный счёт.
  4. Актуализация опорных знаний;
  5. Отработка и закрепление материала
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия.

Оформление: на доске прикреплены фотографии учащихся класса; фотостенд «Просторы родного края».

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Постановка целей урока.

II. Мотивационная беседа.

Учитель: Сегодня у нас урок по теме “Сложение чисел с разными знаками”. Поставим учебную задачу на этот урок.

Учащиеся: повторим сложение чисел с разными знаками.

Учитель: Перед нами стоит задача закрепить навыки сложения чисел с разными знаками.

Слайд 1. Я предлагаю вам сегодня совершить прогулку в лес. Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. Именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы родного края. Ну, что, в путь! А как же наше путешествие без рюкзаков?

III. Устный счёт.

Задание 1. Найди свой рюкзак.

Учитель: На магнитной доске записаны примеры. Вместо ответа прикреплён рюкзачок. У вас на столах белые кружки с ответами этих примеров. Ваша задача найти ответ своего примера, и напротив своей фотографии прикрепить рюкзак.

Учащиеся производят вычисления, прикрепляют ответ к найденному примеру, а рюкзак прикрепляют к своей фотографии.


 
 
 

Учитель: Ну, теперь можно отправляться в путь. А как же в лесу без головного убора?

Задание 2. Найди свою кепку. У вас на столах розовые кружки с ответами примеров второго столбика. Найдите свой головной убор.


   
 
 

Учащиеся производят вычисления, прикрепляют ответ к найденному примеру, надевают на голову кепку. Учитель оценивает учащихся на этом этапе урока.

Учитель: Теперь мы полностью экипированы, можно отправляться в путь.

А сопровождать в пути нас будет весёлая песня с девизом нашего путешествия.

Слайд 2.

Топ, топ, топает турист
По буграм и горкам вверх и вниз.
Твёрже шаг, смелее в лес иди.
Только ты природу береги!
Топ-топ, топ-топ, очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ, наши рюкзаки.

IV. Актуализация опорных знаний

Слайд 3. Учитель: Мы проходим мимо ПОКЛОННОГО КРЕСТА. Растёт гора камней вокруг его. Давайте и мы спрячем наши желания в виде математических примеров. У каждого из вас лежит «камушек». Напишите пример на нём, ответом которого было бы одно из чисел, записанных на доске.

-5;
-4;
 

Учащиеся на «камушках» записывают примеры, прикрепляют их к числам на магнитной доске.

Учитель: Загадаем-ка и мы желание.

V. Отработка и закрепление материала

Слайд 4.

Учитель: А теперь быстрее в лес. Ой, сколько здесь растёт грибов! Объявляется конкурс на лучшего грибника: кто больше соберёт грибов. Но сначала вспомним, как правильно собирать грибы.

Учащиеся вспоминают правила сбора грибов.

Учитель: Ра, два, три, четыре, пять, начинаем их искать! Решив любые пять примеров под грибами, вы положите их в своё лукошко только в том случае, если правильно сосчитаете.

 

Ответы примеров учащиеся записывают на интерактивной доске. Учитель проверяет результаты вычисления.

Учитель: Оцените свою работу по количеству собранных грибов в вашем лукошке.

Учащиеся прикрепляют магнит на лучики «Всезнайки».

Слайд 5.

Учитель: А этот гриб мы положим в лукошко? Почему?

Слайд 6.

Учитель: А вот и ягоды! А как, ребята, их правильно собирать?

Ученики рассказывают, как собирают ягоды, формулируют правила сбора ягод.

Учитель: Объявляется конкурс на лучшего ягодника. Найдите значения этих выражений.

Ну, за дело принимайтесь!
Вы, ребята, постарайтесь,
Чтоб лукошки полны были.
Все в турнире победили!

Учащиеся находят значения этих выражений, ответы записывают на интерактивной доске.

Учитель: Давайте заглянем в ваши лукошки. Оцените свою работу по количеству собранных вами ягод. Кто «собрал» четыре вида ягод, ставит себе «пять», за три вида – «четыре», за два вида – «три»;

Учащиеся оценивают свою работу, прикрепляя магнит на лучики «Всезнайки»

Слайд 1.

Учитель: Корзинки у всех полные. А не пора ли нам попить чайку? Разведём-ка мы костёр. Ребята подскажите мне правила разведения костра.

Ученики рассказывают правила, как разводить костёр.

Учитель: Каждый из вас получает по «полену», на котором написано уравнение. Решив его, вы внесёте искру в наш общий костёр. Ответы уравнений найдите на доске.

Учитель: Кто верно решил уравнение, оцените себя.

Учитель над сложенными «поленьями» «зажигает» огонь.

Слайд 8.

Учитель: Давайте, сидя у костра, немного поиграем. Найдите лишний ответ в каждом столбике примеров.

 

Учащиеся отправляют в корзину на интерактивной доске лишний пример.

Слайд 9.

Учитель: Объявляется конкурс на лучшего рыбака. Бегом все к речке рыбу ловить.

В руки удочки возьмём.
На рыбалку мы пойдём
Поймать рыбку поспешите,
На ней задание решите.

Ученики играют в игру «рыбалка». На рыбках написаны задания, решив их, они кладут улов в общий котёл.

Щука

Найдите значение выражения а+в, если  

Окунь

Найдите значение выражения а+в, если  

Ёрш

Найдите значение выражения а+в, если  

Елец

Найдите значение выражения а+в, если  

Учитель оценивает учащихся. Ученики выставляют оценки.

Слайд 10.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Путь домой лежит через речку Пеженьга. А на мосту стоит страж порядка. Да, взгляд у него не очень-то добрый.

Мост я охраняю.
Хоть вас всех я знаю,
Тот пройдёт по мостику домой,
Кто пример мой сосчитает простой.
Ответ в таблицу его запишите
И скорей домой поспешите.

Учащиеся на карточке решают задание, проверка осуществляется на интерактивной доске.

а -3 -5 4 -8
в -6
а+в          

Учащиеся оценивают свою работу.

Слайд 11.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Вы, конечно же, устали.
Но!
Хорошо вы поиграли!
В игре вам знания пригодились,
Складывать числа с разными знаками научились.

VI. Домашнее задание.

составить игру из трёх туров на сложение и чисел с разными знаками.

VII. Рефлексия.

Учитель: Путешествуя по лесу родного края, мы выполняли с вами много заданий. Кто-то справлялся с ними успешно, а кто-то допускал ошибки. Выбрав опорные слова, продолжите предложение, которое характеризует вашу деятельность сегодня на уроке.

Учащиеся продолжают предложения, оценивая свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Оценивание учащихся

Учитель: Посмотрите внимательно на нашего «Всезнайку», оцените ваши знания. Желаю вам дальнейших успехов.

Слайд 12.