Аннотация
При переходе на новые образовательные стандарты, каждый учитель, знакомясь со стандартами обнаруживает, что меняются требования к результатам. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Как можно отследить результат по данным направлениям, если эти составляющие не формировать у учащихся? А что если вам необходимо построить урок с учетом метапредметности «знание – незнание». Мы для построения своего урока в данной области воспользовалась статьей Н.В. Громыко, Г.Г. Скоробогатовой и других авторов.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Но это только первый уровень работы ученика. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.
Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
На данном уроке рассматривалась метапредметная тема «Знание – незнание». Один из методологических сюжетов, который можно включить в свою работу на метапредмете урока – это обучение детей работе на схеме полифокусного видения объекта.
Схема полифокусного видения объекта, – выглядит следующим образом:
В зависимости от того, из какого фокуса знания смотришь на изучаемый объект, как его конструируешь, так он и выглядит. Фокус знания в данном случае задается через систему понятийных различений, категорий, моделей, идеализаций, характерных для данного типа знания.
В качестве иллюстрирующего примера мы приведем урок по окружающему миру по теме «Экологическая безопасность» по программе «Школа России» Плешаков А.А. 3 класс.
На уроке с учениками рассмотрено понятие «Экология» с разных точек зрения:
- с исторической
- с географической
- с биологической
- с точки зрения основ безопасности жизнедеятельности.
После рассмотрения понятие выходим на следующее понятие – экологическая безопасность.
Проходя сквозь эти разные фокусы, осуществляя мыслительное конструирование объекта по законам каждого из этих фокусов, учащиеся получают возможность пережить эффект “эпистемического переодевания”: как только попадаешь в одну знаниевую позицию (надеваешь один “костюм”) – актуализируется один ряд категорий и понятий, а примериваешь на себя другую позицию – мышление начинает работать по-другому. Отрефлектировав один раз этот “фокус-покус”, учащиеся с удовольствием начинают играть в эту игру, подыскивая новые возможные ракурсы рассмотрения объекта, определяемые типами знаний. Тем самым учебная траектория учащихся приобретает МЕТАпредметный характер: они начинают осваивать то, что лежит над предметными действительностями и связано с метапознанием, с организацией своего собственного познавательного движения при изучении объекта.
Наша задача, вооружить ученика таким инструментом (способ познания информации), освоив который, любой ученик сможет познать любой предмет.
В завершение этой работы учащимся предлагается снова отнестись ко всем выдвинутым ранее версиям и попробовать в этом поле идентифицировать себя.
Работа по схеме многофокусного видения объекта позволяет оснастить учащихся рядом очень простых, но при этом культуросообразных техник, охраняющих сознание от разрушительного информационного воздействия и помогающих ему выстраивать и удерживать собственную идентичность в этих сложных условиях.
Тема урока: Экологическая безопасность.
Цель: формирование первоначальных знаний об экологической безопасности.
Задачи урока:
- построить урок на основе философских понятий «знание – незнание»,
- рассмотреть понятие экология с разных точек зрения,
- вывести понятие экологическая безопасность, на основе понятий «экология» и «безопасность»,
- развивать компетентности учащихся (коммуникативную, информационную, аналитическую)
- воспитывать положительное отношение к окружающей нас среде, к людям, к окружающему нас миру.
Оборудование: название наук: биология, история, география, ОБЖ, экология, экологическая безопасность, значки ученых (сова), зеленая лента, силуэт дерева, карточки с заданиями, карточки с информационными указателями, песочные часы, силуэт человека, понятие экологическая безопасность на отдельных листах, напечатанные фразы – цепи загрязнения (см. Приложение 1, Приложение 2).
Ход урока
Подготовительный этап
Организационный момент
– Сегодня я предлагаю вам стать на урок окружающего мира – учеными.
К тому же 8 февраля – День российской науки. (День российской науки установлен Указом Президента РФ от 7 июня 1999 году в ознаменование 275-летия со дня основания Российской Академии наук в 1724 году. Отмечается 8 февраля.) Хочу вручить вам эмблему клуба «Юный ученый». Вы можете после нашего урока продолжить работу в данном направлении.
Этап получения знаний
Вхождение в тему:
– Как вы думаете, что означает знание?
(Ответы детей)
– А если человек, что-то не знает, к чему это может привести?
(Дается пояснение данных понятий, на основе противоречий начинается работа по теме урока)
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Незнание – специфическое познавательное структурное образование, зафиксированное и описанное с помощью известного 3нания и направленное на получение нового 3нания. Незнание возникает в результате особого перевода, эвристического переструктурирования имеющихся 3наний или их системы с самодостаточного познавательного уровня на несамодостаточный путем разбалансирующего ввода в предшествующую систему 3наний дополнительной информации. 3нания и Незнания могут быть научными, художественными, житейскими (основывающимися на здравом смысле и обыденном сознании), рациональными, иррациональными.
– Значит сегодня на уроке, незнание для нас переродится в знание.
На доске вывешены названия наук: биология, история, география, ОБЖ. По центру пустой овал со знаком вопроса.
– Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?
Д: учащиеся перечисляют науки.
– Какая наука может объединять, все записанные на доске составляющие?
– Нам с вами, как ученым, предстоит вспомнить эту науку, которая может объединить все науки, что, записаны на доске. Для этого каждый поработает индивидуально.
Индивидуальное задание:
– Каждый из вас получает научную карту. Нужно выполнить задание по карте.
Учащиеся выполняют индивидуально задание на карте. Отвечают на вопрос. (См. Приложение 2.) На выполнение задания учитель отводит определенное количество времени. Контроль при помощи песочных часов.
– Каждому ученому нужно собраться на ученый совет. Посмотрите на цвет карты, объединитесь в группы.
- Группа биологов
- Группа историков
- Группа географов
- Группа ученых по основам безопасности жизнедеятельности
Работа в группе:
Каждая карта помечена цветом, задания разработаны с учетом предметности (экологии), рассматриваемой с точки зрения разных наук: биологии, истории, географии, ОБЖ. Учащиеся объединяются в группы для совместной работы согласно цвету на своей карточке.
В группе учащиеся:
- анализируют задания, выполненные индивидуально. Для этого меняются заданиями по часовой стрелке, получают карту с ответами. Проверяют работы друг друга, выставляют оценки.
- готовятся к выступлению. Учащиеся получают вопрос: (должны посмотреть, представить свою точку зрения) «Что за наука объединяет все предложенные?».
Этап понимания: первичная проверка понимания; вторичная проверка понимания. Формирование умений и навыков
Выступление групп:
Учащиеся представляют свою точку зрения, что за наука объединяет все предложенные, какие знания получили, работая в группе. В процессе работы учащихся заполняется схема, где экология рассматривается с разных точек зрения. Данное понятие озвучивается учащимися или дается учителем после заполнения схемы:
История: в развитии истории прослеживается улучшение, модернизация многих предметов. Но чем современнее предмет, тем больший вред он наносит природе.
Биология: В природе есть живые организмы, которые помогают перерабатывать природный мусор. Санитаров природы нужно беречь.
ОБЖ: Мы должны соблюдать правила поведения в природе, чтобы быть здоровыми.
География: Наш Красноярский край богат и могуч. Нам, будущему своей малой родины, нужно следить за чистотой родной природы.
– Так какая наука объединяет все?
– Экология.
– Что изучает эта наука?
– Экология — наука, которая изучает отношения живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Экология – наука о нашем природном доме.
Экология – наука, которая изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.
– Представьте, что мы поместим на одну чашу весов экологию, а на другую человека, в каком положении будут находиться чаши?
– Должны находиться в равных условиях, потому что если человек будет плохо относиться к природе, это плохо отразиться на нем, и так же наоборот.
– Ребята, а как вы думаете, взаимодействие экологии и человека, их равное взаимодействие, каким можно назвать понятием.
– ….
– Экологическая безопасность. Что такое экология мы знаем, безопасность – знаем из предыдущих уроков.
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь.
– Поэтому экологическая безопасность – состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
У каждого из вас лежит карта с определением «Экологическая безопасность», перечитайте, пожалуйста, еще раз это определение и запомните его.
– У меня возник такой вопрос: если человек загрязняет реку, ловит рыбу, рыба заражена, что может произойти?
– Человек может отравиться.
– Правильно, похожи составляющие на цепочку, как в сказке «Репка».
– Да.
– Такие цепи, называются цепи загрязнения.
– Давайте приведем примеры. Проследим, какие цепи загрязнения можем встретить и как можем себя уберечь.
Этап применения
– Как настоящие ученые, при помощи игрового упражнения «…, а если вдруг…» проведем дискуссию на тему «Экологическая безопасность».
Для этого каждый из вас будет брать и говорить утверждение из своего выступления, добавляя в конце слова: «…, а если вдруг…» – это начало фразы. Любой желающий говорит конец, и вывод как это влияет на экологическую безопасность.
– Например, черви перерабатывают умерших животных, а если вдруг их не станет, то отходы (листья, останки животных) будут накапливаться, разлагаться, будет распространяться инфекция, и т.д. – это плохо и для человека и для природы.
Этап обобщения
– Давайте подведем итог.
– Какие мы с вами сделали открытия?
Учащиеся повторяют понятие экологическая безопасность, цепь загрязнения.
Домашнее задание
Я приготовила для вас информационные ссылки, для получения дополнительного материала по теме «Экологическая безопасность». Найдите этот материал, приготовьте сообщение и расскажите на следующем уроке о вашем домашнем открытии.
Нарисуйте экологический знак, который поможет быть нам и нашей природе в безопасности. (Из рисунков учащихся организуется выставка в классе.)
Выставление оценок
Вы сегодня все замечательно поработали. Оценки вы получаете за индивидуальную работу по картам.
Этап подведение итогов
– У меня в руках зеленая лента. В рамках нашего урока символом чего она может быть?
– …
– Я хочу, чтобы эта лента символизировала в вашем классе «Экологическую безопасность». Завяжем узелок экологической безопасности на память. Начинает учитель: продолжи фразу
– Экологическая безопасность – это когда я высаживаю с ребятами на пришкольном участке цветы, мы делаем воздух чище.
– …..Каждый учащийся проговаривает свою фразу….
Ленту учитель прикрепляет на силуэт дерева.
– Это дерево будет напоминать, что вы должны бережно относиться к окружающей среде. Так незнание нам сегодня на уроке помогло приобрести – знание.
С древних времен людям известно Золотое правило этики. Оно гласит: «Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Примерно так же будет звучать и Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».