Интеллектуальный конкурс "Физика в твоей будущей профессии"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Конкурс “Физика в твоей будущей профессии” проводится в рамках муниципального конкурса “Магистры физики”, проходящего ежегодно для учащихся 9-х классов школ г. Сосногорска и Сосногорского района в целях развития их творческих способностей и повышения интереса к физике.

Цель конкурса:

  • показать значение физики в выборе будущей профессии;
  • усилить политехническую подготовку школьников;
  • ознакомить учащихся с различными видами трудовой деятельности людей;
  • помочь обучающимся правильно выбрать профессию в соответствии с потребностями общества и их личными интресами.

Оборудование:

Доска для игрового поля с пронумерованными клетками (по числу участников), физические приборы: гальванометр, барометр, электроскоп (можно любые другие приборы), протоколы для жюри, листы бумаги для имён участников, фломастеры, секундомер, звёздочки, штрафные карточки, карточки с заданиями для участников финала, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кухонные установки и принадлежности: сковорода, пароварка, термос, электрическая плитка, электрическая зажигалка, электрическая мясорубка, ножи с различной формой лезвия, хлеборезка.

Вступительное слово ведущего конкурса:

“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!”

Добрый день! Сегодня у нас в районе в 11 раз проводится интеллектуальный конкурс “Магистры физики”. Мы собрались, чтобы выяснить, кто из девятиклассников, направленных от каждой школы района, достоин звания “Магистр физики”. Тема конкурса “Физика в твоей будущей профессии”. Эта тема очень актуальна для вас, так как в этом году вы оканчиваете основную школу, и вам предстоит определиться с выбором дальнейшего обучения.

Готовясь к конкурсу, вы убедились, какое большое значение имеет наука физика в различных областях человеческой деятельности. И главные вопросы, на которые вы в результате должны дать ответ: “Какую профессию ты выберешь?” и “Какое место, по твоему мнению, в этой профессии занимает физика?”

В этом кабинете собрались представители разных школ района: участники конкурса, их группы поддержки и учителя. Представляю наше уважаемое жюри.

Сейчас жюри поклянётся в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на физические приборы:

– Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем всех великих умов человечества, положа руку на святая святых физики, торжественно клянёмся судить по совести!

Жюри (хором): Клянёмся!

– Клянёмся судить, невзирая на лица!

Жюри (хором): Клянёмся!

– Наш приговор будет также неоспорим, как неоспорим закон сохранения энергии, верен так же, как верен закон Архимеда!

Жюри: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

Спасибо, садитесь.

Наш конкурс проходит в 2 этапа:

1 этап: защита творческой работы по теме “Физика в профессии …”.

2 этап: игра “Физика и выбор профессии”.

1 этап: защита творческой работы по теме “Физика в профессии …”.

Все участники и их группы поддержки подготовили презентации по теме “Физика в профессии …”:

  • Физика в профессии музыканта.
  • Физика и море
  • Физика в профессии водителя.
  • Физика в работе пожарной охраны.
  • Физика в сельском хозяйстве.
  • Летчик – самая мужская профессия.
  • Физика в профессии строителя.
  • Физика в профессии энергетика.

Презентация оценивается по 10-бальной системе.

Итоги 1 этапа ….

Участников прошу занять места вокруг игрового стола. На столе лежат альбомные листы и фломастеры. Каждый из вас пишет на альбомном листе фломастерами своё имя. Установите листы на столе. Итак, слева направо сидят за столом…

Игра состоит из четырёх туров:

1 тур – “Разминка” (вопросы на общую эрудицию и знания физических явлений и законов, необходимые в различных профессиях);

2 тур – “Физика на каждом шагу” (вопросы задают представители профессий, с которыми вы встречаетесь в школе);

3 тур – “Такие разные профессии” (вопросы подготовили ребята – ученики 9 класса нашей школы);

4 тур – Финал.

На игровом поле находятся цветные карточки. Вы выбираете карточки любого цвета. Это будут ваши штрафные карточки.

Сейчас я объясню правила игры:

На вопросы 1 тура участники отвечают сразу, не раздумывая. Если ученик знает ответ, он получает звездочку, если нет, то кладёт штрафную карточку своего цвета на любую клетку игрового поля, и может попросить помощи друга (группы поддержки). Если группа поддержки ответит на вопрос, то ей засчитывается балл, если нет, тогда ответ даёт следующий участник. Все звездочки и штрафные карточки по итогам 1 тура подсчитываются и заносятся в протокол.

На вопросы второго и третьего тура участники отвечают сами и не могут просить помощи. Жюри оценивает ответ, и если ответ признаёт правильным, участник получает звезду. По окончании трёх туров жюри считает звёзды и штрафные карточки. У кого звёздочек больше и меньше штрафных карточек, тот выходит в финал (4 человека).

По окончании финального тура жюри подсчитывает звёздочки, набранные в 1 – 3 турах и финале, а также штрафные карточки и объявляет победителей. Магистром физики объявляется участник финала, набравший наибольшее число звездочек и наименьшее – штрафных карточек. Кроме магистра физики, призы и грамоты получают участники, занявшие второе и третье места.

А теперь обращаюсь к болельщикам. Вы можете не только морально поддержать своих одноклассников. Вы имеете право дать ответ в 1 туре, если представитель вашей школы получил штрафные карточки. Кроме того, в финале для вас специально подготовлены задания. В конце игры будет объявлена лучшая группа поддержки.

Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!

1 тур:

“Разминка”

Вопросы на общую эрудицию и знания физических явлений и законов, необходимые в различных профессиях: Приложение 1: “Разминка”

2 тур

“Физика на каждом шагу”

А сейчас вопросы вам будут задавать представители профессий, с которыми вы встречаетесь в школе ежедневно.

1) Учитель русского языка и литературы:

По словам физика Г. И. Будкера “Учитель должен приучать ученика к поэтическому мышлению, ибо поэзия в науке – это её вершина”. Я приготовила для вас отрывки из стихотворений, в которых говорится о физических явлениях. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос к нему.

Приложение 2: Презентация “Физика и поэзия”

1. Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
Оставляя пол-ладони,
Примороженной к двери.

(А. Вознесенский)

Вопрос: Почему мокрые ладони примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

2. Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля…
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля…
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя;
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

(Ф. И. Тютчев)

Вопрос: О каких физических явлениях говорится в стихотворении?

3. Вот плот и корабль,
Поплавок рыбака –
Плывут, как по небу
Плывут облака.
Но камень в воде
Не плывет, как бревно,
И камнем бревно
Не уходит на дно.

(Е. Ефимовский)

Вопрос: Почему плот, корабль и поплавок плавают, а камень в воде тонет?

4. Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
“Родная миленькая ртуть!
Ну, подымись ещё чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
Остановись на “тридцать семь”!
Прекрасно! Тридцать семь и два!”

(С. Михалков)

Вопрос: О каких способах изменения внутренней энергии тела здесь говорится?

5. Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток…
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!

(С. Михалков)

Вопрос: Какие тепловые процессы происходят в самоваре?

6. Нес Галилей одной рукой
Маленький шар из свинца,
А сзади ядро другое
Тащили три молодца…
Ядра, различные весом,
Сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор,
Может упасть скорей?

(Е. Ефимовский)

Вопрос: Какой опыт хотел поставить Галилей и что он показал?

7. Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.

(А. С. Пушкин)

Вопрос: Почему лёд скользкий?

8. А я иду, шагаю по Москве.
И я пройти ещё смогу,
Соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу.

(Г. Шпаликов)

Вопрос: При движении по земному шару что проходит больший путь: голова или ноги?

2) Заведующая школьной столовой:

При приготовлении пищи невозможно обойтись без знания физических законов и явлений. Объясните, на каких физических явлениях основано действие данных кухонных установок и принадлежностей: сковорода, пароварка, термос, электрическая плитка, электрическая зажигалка, электрическая мясорубка, ножи с различной формой лезвия, хлеборезка.

3) Школьный фельдшер:

Все вы хорошо знаете о связи физики и медицины. Расскажите о физических основах приборов, которые используются в школьном медицинском кабинете.

Приложение 3: Презентация “Физика в школьном медпункте”

3 тур

“Такие разные профессии”

Задания этого тура подготовили ученики 9 класса нашей школы.

1) “Внимание – невесомость”

Вспомни о пока ещё редкой профессии – космонавта. И вопросы будут о невесомости. На эти вопросы вы должны будете ответить: да или нет. Если ответите правильно, то получаете звездочку, если нет, то штрафную карточку. В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:

  1. Пишет ли перьевая ручка?
  2. Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?
  3. Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром – анероидом?
  4. Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?
  5. Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?
  6. Плавает ли пробка на поверхности воды?
  7. Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?
  8. Справедлив ли закон сообщающихся сосудов?

2) “Конкурс телеграфистов: учим азбуку Морзе”

Самуэл Морзе оставил нам из сочетаний точек и тире необычную азбуку – так называемую азбуку Морзе. Азбукой Морзе можно передавать сообщения, используя телеграфный ключ, мигающий свет, сигнальные флажки. На экране вы видите азбуку Морзе. Ваша задача: отгадать слова, которые мы будем вам хлопать в ладоши. Один хлопок – точка, два хлопка вместе – тире, одна буква отделяется от другой небольшой паузой.

3) “Физика и спорт”

Каждый из вас знает, какое важное место занимает в жизни человека спорт, но не все задумывались над вопросом, какова связь между спортом и физикой.

  1. Гимнаст сначала прыгает на гибкую доску – трамплин, а затем вверх. Почему в этом случае прыжок получается более высоким, чем прыжок без трамплина?
  2. Почему взмах руками, сделанный спортсменом в момент прыжка, увеличивает высоту и длину прыжка?
  3. Почему спортсмен в момент поднятия штанги всегда делает шаг вперед?
  4. Спускаясь с горы, лыжник слегка приседает. Почему?
  5. Объясните, почему на закруглении конькобежец наклоняется в сторону поворота?
  6. Почему дискобол при метании диска придает ему вращательное движение?
  7. Объясните, почему мяч, посланный футболистом, вдруг изменяет траекторию движения в полете?
  8. Каким образом фигурист изменяет скорость вращения, выполняя пируэт?

Пока жюри подсчитывает звездочки и штрафные карточки и определяет финалистов, ведущий проводит конкурс “Поездка в автобусе”.

Конкурс “Поездка в автобусе”

Все присутствующие в зале должны представить себя пассажирами автобуса. Каждый получает надутый детский шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. Этим шариком надо показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья (кресла), т. е. относительно Земли, в разных ситуациях, возникающих при движении в автобусе: например, автобус резко или плавно отъезжает от остановки, резко или плавно тормозит, подъезжая к ней; делает на большой скорости правый или левый поворот; движется по шоссе равномерно и прямолинейно.

Ведущий информирует присутствующих, как в данный момент едет автобус. Информацию свою подает эмоционально, в быстром темпе и беспорядочно, не соблюдая порядка и в движении автобуса, с частым повторением одинаковых ситуаций.

Помощники следят за тем, как болельщики реагируют на команды ведущего, и в заключение командам начисляют от одного до трех баллов в зависимости от числа ошибок (неверных положений шарика), допущенных при исполнении команд.

Финал

Решение задач по теме “Физика в профессии шофера” (каждая задача оценивается определенным количеством баллов):

  1. Автомобиль, проехав на север 40 км, повернул на запад и проехал ещё 30 км. Найти путь и перемещение автомобиля. (2 балла)
  2. Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный междугородный автобус, движущийся со скоростью 25 м\с. при каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 метрах от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20 метров? (3 балла)
  3. Каков КПД двигателя автомобиля мощностью 20 кВт, если при скорости движения 72 км/ч двигатель потребляет 10 л бензина на пути 100 км? Удельная теплота сгорания бензина 44 МДж/кг, его плотность 0,7·103 кг/м3. (5 баллов)

На решение задач отводится 10 минут. Пока участники финала решают задачи, проходит конкурс групп поддержки.

Приложение 4: “Вопросы группам поддержки”

По итогам этого конкурса и 1 тура игры жюри называет лучшую группу поддержки.

Жюри подсчитывает звёздочки, набранные в 3 туре и финале, а также штрафные карточки. Затем жюри объявляет победителей. Вручаются призы и грамоты.

Литература:

  1. Варикаш В. М. и др. Физика в живой природе: кн. Для учащихся/ В. М. Варикаш, И. М. Кимбар, И. М. Варикаш. – Мн.: “Нар. асвета”, 1984. – 127 с.
  2. Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  3. Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся/ Под ред. А. В. Перышкина. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
  4. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1 Подходы, компоненты, уроки, задания/ Сост. И под ред. Э. М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. – М. Ассоциация учителей физики, 2003. – 400 с.
  5. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1976 г. – 127 с
  6. Юфанова И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.