Конкурс “Физика в твоей будущей профессии” проводится в рамках муниципального конкурса “Магистры физики”, проходящего ежегодно для учащихся 9-х классов школ г. Сосногорска и Сосногорского района в целях развития их творческих способностей и повышения интереса к физике.
Цель конкурса:
- показать значение физики в выборе будущей профессии;
- усилить политехническую подготовку школьников;
- ознакомить учащихся с различными видами трудовой деятельности людей;
- помочь обучающимся правильно выбрать профессию в соответствии с потребностями общества и их личными интресами.
Оборудование:
Доска для игрового поля с пронумерованными клетками (по числу участников), физические приборы: гальванометр, барометр, электроскоп (можно любые другие приборы), протоколы для жюри, листы бумаги для имён участников, фломастеры, секундомер, звёздочки, штрафные карточки, карточки с заданиями для участников финала, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кухонные установки и принадлежности: сковорода, пароварка, термос, электрическая плитка, электрическая зажигалка, электрическая мясорубка, ножи с различной формой лезвия, хлеборезка.
Вступительное слово ведущего конкурса:
“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!”
Добрый день! Сегодня у нас в районе в 11 раз проводится интеллектуальный конкурс “Магистры физики”. Мы собрались, чтобы выяснить, кто из девятиклассников, направленных от каждой школы района, достоин звания “Магистр физики”. Тема конкурса “Физика в твоей будущей профессии”. Эта тема очень актуальна для вас, так как в этом году вы оканчиваете основную школу, и вам предстоит определиться с выбором дальнейшего обучения.
Готовясь к конкурсу, вы убедились, какое большое значение имеет наука физика в различных областях человеческой деятельности. И главные вопросы, на которые вы в результате должны дать ответ: “Какую профессию ты выберешь?” и “Какое место, по твоему мнению, в этой профессии занимает физика?”
В этом кабинете собрались представители разных школ района: участники конкурса, их группы поддержки и учителя. Представляю наше уважаемое жюри.
Сейчас жюри поклянётся в своей объективности. Встаньте, пожалуйста, положите руки на физические приборы:
– Мы, стоящие перед вами члены жюри, именем всех великих умов человечества, положа руку на святая святых физики, торжественно клянёмся судить по совести!
Жюри (хором): Клянёмся!
– Клянёмся судить, невзирая на лица!
Жюри (хором): Клянёмся!
– Наш приговор будет также неоспорим, как неоспорим закон сохранения энергии, верен так же, как верен закон Архимеда!
Жюри: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!
Спасибо, садитесь.
Наш конкурс проходит в 2 этапа:
1 этап: защита творческой работы по теме “Физика в профессии …”.
2 этап: игра “Физика и выбор профессии”.
1 этап: защита творческой работы по теме “Физика в профессии …”.
Все участники и их группы поддержки подготовили презентации по теме “Физика в профессии …”:
- Физика в профессии музыканта.
- Физика и море
- Физика в профессии водителя.
- Физика в работе пожарной охраны.
- Физика в сельском хозяйстве.
- Летчик – самая мужская профессия.
- Физика в профессии строителя.
- Физика в профессии энергетика.
Презентация оценивается по 10-бальной системе.
Итоги 1 этапа ….
Участников прошу занять места вокруг игрового стола. На столе лежат альбомные листы и фломастеры. Каждый из вас пишет на альбомном листе фломастерами своё имя. Установите листы на столе. Итак, слева направо сидят за столом…
Игра состоит из четырёх туров:
1 тур – “Разминка” (вопросы на общую эрудицию и знания физических явлений и законов, необходимые в различных профессиях);
2 тур – “Физика на каждом шагу” (вопросы задают представители профессий, с которыми вы встречаетесь в школе);
3 тур – “Такие разные профессии” (вопросы подготовили ребята – ученики 9 класса нашей школы);
4 тур – Финал.
На игровом поле находятся цветные карточки. Вы выбираете карточки любого цвета. Это будут ваши штрафные карточки.
Сейчас я объясню правила игры:
На вопросы 1 тура участники отвечают сразу, не раздумывая. Если ученик знает ответ, он получает звездочку, если нет, то кладёт штрафную карточку своего цвета на любую клетку игрового поля, и может попросить помощи друга (группы поддержки). Если группа поддержки ответит на вопрос, то ей засчитывается балл, если нет, тогда ответ даёт следующий участник. Все звездочки и штрафные карточки по итогам 1 тура подсчитываются и заносятся в протокол.
На вопросы второго и третьего тура участники отвечают сами и не могут просить помощи. Жюри оценивает ответ, и если ответ признаёт правильным, участник получает звезду. По окончании трёх туров жюри считает звёзды и штрафные карточки. У кого звёздочек больше и меньше штрафных карточек, тот выходит в финал (4 человека).
По окончании финального тура жюри подсчитывает звёздочки, набранные в 1 – 3 турах и финале, а также штрафные карточки и объявляет победителей. Магистром физики объявляется участник финала, набравший наибольшее число звездочек и наименьшее – штрафных карточек. Кроме магистра физики, призы и грамоты получают участники, занявшие второе и третье места.
А теперь обращаюсь к болельщикам. Вы можете не только морально поддержать своих одноклассников. Вы имеете право дать ответ в 1 туре, если представитель вашей школы получил штрафные карточки. Кроме того, в финале для вас специально подготовлены задания. В конце игры будет объявлена лучшая группа поддержки.
Пусть сильней кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
1 тур:
“Разминка”
Вопросы на общую эрудицию и знания физических явлений и законов, необходимые в различных профессиях: Приложение 1: “Разминка”
2 тур
“Физика на каждом шагу”
А сейчас вопросы вам будут задавать представители профессий, с которыми вы встречаетесь в школе ежедневно.
1) Учитель русского языка и литературы:
По словам физика Г. И. Будкера “Учитель должен приучать ученика к поэтическому мышлению, ибо поэзия в науке – это её вершина”. Я приготовила для вас отрывки из стихотворений, в которых говорится о физических явлениях. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос к нему.
Приложение 2: Презентация “Физика и поэзия”
1. Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
Оставляя пол-ладони,
Примороженной к двери.
(А. Вознесенский)
Вопрос: Почему мокрые ладони примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?
2. Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля…
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля…
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя;
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
(Ф. И. Тютчев)
Вопрос: О каких физических явлениях говорится в стихотворении?
3. Вот плот и корабль,
Поплавок рыбака –
Плывут, как по небу
Плывут облака.
Но камень в воде
Не плывет, как бревно,
И камнем бревно
Не уходит на дно.
(Е. Ефимовский)
Вопрос: Почему плот, корабль и поплавок плавают, а камень в воде тонет?
4. Я быстро градусник беру
И меж ладоней долго тру,
Я на него дышу, дышу
И про себя прошу, прошу:
“Родная миленькая ртуть!
Ну, подымись ещё чуть-чуть!
Ну, поднимись хоть не совсем –
Остановись на “тридцать семь”!
Прекрасно! Тридцать семь и два!”
(С. Михалков)
Вопрос: О каких способах изменения внутренней энергии тела здесь говорится?
5. Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток…
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
(С. Михалков)
Вопрос: Какие тепловые процессы происходят в самоваре?
6. Нес Галилей одной рукой
Маленький шар из свинца,
А сзади ядро другое
Тащили три молодца…
Ядра, различные весом,
Сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор,
Может упасть скорей?
(Е. Ефимовский)
Вопрос: Какой опыт хотел поставить Галилей и что он показал?
7. Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
(А. С. Пушкин)
Вопрос: Почему лёд скользкий?
8. А я иду, шагаю по Москве.
И я пройти ещё смогу,
Соленый Тихий океан, и тундру, и тайгу.
(Г. Шпаликов)
Вопрос: При движении по земному шару что проходит больший путь: голова или ноги?
2) Заведующая школьной столовой:
При приготовлении пищи невозможно обойтись без знания физических законов и явлений. Объясните, на каких физических явлениях основано действие данных кухонных установок и принадлежностей: сковорода, пароварка, термос, электрическая плитка, электрическая зажигалка, электрическая мясорубка, ножи с различной формой лезвия, хлеборезка.
3) Школьный фельдшер:
Все вы хорошо знаете о связи физики и медицины. Расскажите о физических основах приборов, которые используются в школьном медицинском кабинете.
Приложение 3: Презентация “Физика в школьном медпункте”
3 тур
“Такие разные профессии”
Задания этого тура подготовили ученики 9 класса нашей школы.
1) “Внимание – невесомость”
Вспомни о пока ещё редкой профессии – космонавта. И вопросы будут о невесомости. На эти вопросы вы должны будете ответить: да или нет. Если ответите правильно, то получаете звездочку, если нет, то штрафную карточку. В невесомости, при свободном полете космического корабля, т. е. в полете с выключенными двигателями:
- Пишет ли перьевая ручка?
- Космонавт, перемещаясь по кабине космического корабля, сделал неосторожное движение и стукнулся о предмет. Испытывает ли он боль?
- Можно ли измерить давление воздуха в кабине космического корабля барометром – анероидом?
- Можно ли измерить вес тела при помощи пружинных весов?
- Можно ли измерить массу тела при помощи рычажных весов?
- Плавает ли пробка на поверхности воды?
- Вытекает ли вода из носика чайника, если его наклонить?
- Справедлив ли закон сообщающихся сосудов?
2) “Конкурс телеграфистов: учим азбуку Морзе”
Самуэл Морзе оставил нам из сочетаний точек и тире необычную азбуку – так называемую азбуку Морзе. Азбукой Морзе можно передавать сообщения, используя телеграфный ключ, мигающий свет, сигнальные флажки. На экране вы видите азбуку Морзе. Ваша задача: отгадать слова, которые мы будем вам хлопать в ладоши. Один хлопок – точка, два хлопка вместе – тире, одна буква отделяется от другой небольшой паузой.
3) “Физика и спорт”
Каждый из вас знает, какое важное место занимает в жизни человека спорт, но не все задумывались над вопросом, какова связь между спортом и физикой.
- Гимнаст сначала прыгает на гибкую доску – трамплин, а затем вверх. Почему в этом случае прыжок получается более высоким, чем прыжок без трамплина?
- Почему взмах руками, сделанный спортсменом в момент прыжка, увеличивает высоту и длину прыжка?
- Почему спортсмен в момент поднятия штанги всегда делает шаг вперед?
- Спускаясь с горы, лыжник слегка приседает. Почему?
- Объясните, почему на закруглении конькобежец наклоняется в сторону поворота?
- Почему дискобол при метании диска придает ему вращательное движение?
- Объясните, почему мяч, посланный футболистом, вдруг изменяет траекторию движения в полете?
- Каким образом фигурист изменяет скорость вращения, выполняя пируэт?
Пока жюри подсчитывает звездочки и штрафные карточки и определяет финалистов, ведущий проводит конкурс “Поездка в автобусе”.
Конкурс “Поездка в автобусе”
Все присутствующие в зале должны представить себя пассажирами автобуса. Каждый получает надутый детский шарик и держит его за ниточку в левой руке, поднятой вверх. Этим шариком надо показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья (кресла), т. е. относительно Земли, в разных ситуациях, возникающих при движении в автобусе: например, автобус резко или плавно отъезжает от остановки, резко или плавно тормозит, подъезжая к ней; делает на большой скорости правый или левый поворот; движется по шоссе равномерно и прямолинейно.
Ведущий информирует присутствующих, как в данный момент едет автобус. Информацию свою подает эмоционально, в быстром темпе и беспорядочно, не соблюдая порядка и в движении автобуса, с частым повторением одинаковых ситуаций.
Помощники следят за тем, как болельщики реагируют на команды ведущего, и в заключение командам начисляют от одного до трех баллов в зависимости от числа ошибок (неверных положений шарика), допущенных при исполнении команд.
Финал
Решение задач по теме “Физика в профессии шофера” (каждая задача оценивается определенным количеством баллов):
- Автомобиль, проехав на север 40 км, повернул на запад и проехал ещё 30 км. Найти путь и перемещение автомобиля. (2 балла)
- Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный междугородный автобус, движущийся со скоростью 25 м\с. при каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 метрах от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди грузовой на 20 метров? (3 балла)
- Каков КПД двигателя автомобиля мощностью 20 кВт, если при скорости движения 72 км/ч двигатель потребляет 10 л бензина на пути 100 км? Удельная теплота сгорания бензина 44 МДж/кг, его плотность 0,7·103 кг/м3. (5 баллов)
На решение задач отводится 10 минут. Пока участники финала решают задачи, проходит конкурс групп поддержки.
Приложение 4: “Вопросы группам поддержки”
По итогам этого конкурса и 1 тура игры жюри называет лучшую группу поддержки.
Жюри подсчитывает звёздочки, набранные в 3 туре и финале, а также штрафные карточки. Затем жюри объявляет победителей. Вручаются призы и грамоты.
Литература:
- Варикаш В. М. и др. Физика в живой природе: кн. Для учащихся/ В. М. Варикаш, И. М. Кимбар, И. М. Варикаш. – Мн.: “Нар. асвета”, 1984. – 127 с.
- Ланина И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
- Низамов И. М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся/ Под ред. А. В. Перышкина. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1 Подходы, компоненты, уроки, задания/ Сост. И под ред. Э. М. Браверманн: Пособие для учителей и методистов. – М. Ассоциация учителей физики, 2003. – 400 с.
- Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1976 г. – 127 с
- Юфанова И. Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.