Цель урока: Расширить знания о природных соединениях алюминия.
Задачи:
- обучающая - закрепить понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия; научить прогнозировать свойства соединений алюминия, совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию;
- развивающая - развивать наблюдательность, внимание, гибкость мышления,
- воспитывающая - соблюдение правил техники безопасности, воспитывать аккуратность при выполнении химического эксперимента, тактичность и уважение к мнению товарищей, культуру речи.
Ход урока
I актуализация знаний
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Внимательно прослушайте
стихотворение и скажите, о каких свойствах и
областях применения алюминия говорится в нем: В тринадцатой квартире Живет известный в мире Как проводник прекрасный, Пластичен, серебрист. Еще по части сплавов Завоевал он славу. И в этом деле он специалист. Вот мчится словно ветер В космической ракете, По внешности он видный, Хоть пленкою оксидной - покрыт, Она ему как прочная броня. Он мягкий, легкий, ковкий, Сверкает в упаковке. Обернуты конфеты блестящею фольгой. Для плиток шоколада Его немало надо. А раньше был он очень дорогим. 2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту? А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли? |
Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском. Применение: Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов
При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный "металлический" привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно. |
II изучение нового материала
Тема урока "Соединения алюминия" 1. Исходя из темы определите цели нашего урока.
I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем) старинное название 1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства
2. Предложите способы получения оксида алюминия 3. Прослушайте сообщение и составьте в тетрадях схему о природных соединениях оксида алюминия
4. Рассмотрим химические свойства оксида алюминия - Какими свойствами обладает оксид алюминия? - Какие соединения называются амфотерными? Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями - Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия |
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия
I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем)
Физические свойства: Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления Демонстрация изображений минералов. Используются в ювелирном деле, шлифовочные материалы, в первой установке для изучения термоядерных процессов "Токамака" были сапфировые окна
Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями Вывод: |
Т.к. сплавление оксида алюминия
протекает очень трудно, то мы рассмотрим этот
процесс теоретически
II Гидроксид алюминия (Al(OH)3) 1. Получение оксида алюминия - Предложите способ получения гидроксида алюминия. Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами получите гидроксид алюминия следуя инструкции к лабораторному опыту - Опишите свойства полученного гидроксида алюминия - Какими свойствами обладает оксид алюминия? Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами и кислотами проведите лабораторный опыт доказывающий амфотерные свойства гидроксида алюминия. Почему при получении гидроксида алюминия мы приливали щелочь по каплям а во втором случае значительное количество щелочи.
III Соли алюминия - Прослушайте сообщение об алюмосиликатах и их применении пользуясь таблицей качественных реакций предложите реактив для обнаружения иона алюминия в квасцах Приготовьте раствор алюмокалиевых квасцов разделите его на две части и исследуйте содержимое одной пробирки на наличие ионов Al3+ Содержимое второй пробирки исследуйте на наличие иона SO42- - сделайте вывод о наличие исследуемых ионов в образце |
I группа свойств: Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O II группа свойств: сплавление Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O II Гидроксид алюминия (Al(OH)3) Проверка записи химических реакций на доске в молекулярном и сокращенном ионном виде AlCl3 + 3NaOH(недост) = Al(OH)3v + 3NaCl Белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде. Амфотерный гидроксид Вывод: III Соли алюминия Алюмокалиевые квасцы - двойные соли (кристаллогидраты). KAl(SO4)2*12H2O или K2SO4*Al2(SO4)3*24H2O При обыкновенной температуре устойчивы, при нагревании теряют воду и образуются жженые квасцы. Применение: для дубления кожи, в качестве протравы при крашении тканей, в производстве бумаги, в фотопромышленности и медицине.
В "Естественной истории" Плиния Старшего упоминается, что на рубеже старой и новой эры квасцы применяли в качестве протравы при крашении тканей. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны с персами приказал обмазать деревянные башни квасцами. В результате дерево приобрело огнестойкость, и персы не смогли поджечь укрепления римлян. Реактивом для обнаружения ионов алюминия, является щелочь |
III Закрепление
В течение двух уроков мы изучали
свойства алюминия и его соединений. Около ста лет назад писатель и философ Н.Г.Чернышевский, увидев алюминий, сказал, что этому металлу суждено великое будущее. И он оказался прав. А можем ли мы утверждать что: Новому времени |
Это утверждение верно, т.к. алюминия, его соединения и сплавы находят широкое применение в промышленности, самолетостроении, медицине, дублении кожи, ювелирном деле, алюминий применяют как взрывчатое вещество |
Д/з параграф13 стр. 71 - 74, конспект в тетради;
Для рассмотренных на уроке химических реакции идущих с участием электролитов записать ионные уравнения.
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - М. : Дрофа, 2009. - 224 с. : ил.
- Большая детская энциклопедия: Химия. / Сост. К.Люцис.- М.: Русское энцеклопедическое творчество, 2001. - 640 с.: ил.
- Зуева М.В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. - М. : Дрофа, 1999. - 128 с. : ил.