Урок на тему "Соединения алюминия"

Разделы: Химия


Цель урока: Расширить знания о природных соединениях алюминия.

Задачи:

  • обучающая - закрепить понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия; научить прогнозировать свойства соединений алюминия, совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию;
  • развивающая - развивать наблюдательность, внимание, гибкость мышления,
  • воспитывающая - соблюдение правил техники безопасности, воспитывать аккуратность при выполнении химического эксперимента, тактичность и уважение к мнению товарищей, культуру речи.

Ход урока

I актуализация знаний

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о каких свойствах и областях применения алюминия говорится в нем:

В тринадцатой квартире

Живет известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов

Завоевал он славу.

И в этом деле он специалист.

Вот мчится словно ветер

В космической ракете,

По внешности он видный,

Хоть пленкою оксидной - покрыт,

Она ему как прочная броня.

Он мягкий, легкий, ковкий,

Сверкает в упаковке.

Обернуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада

Его немало надо.

А раньше был он очень дорогим.

2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту?

А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли?

 

 

 

 

Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском.

Применение: Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный "металлический" привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно.

II изучение нового материала

Тема урока "Соединения алюминия"

1. Исходя из темы определите цели нашего урока.

Ничего на словах.
Все на опыте.
Кредо И.Ньютона

I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем) старинное название

1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства

 

2. Предложите способы получения оксида алюминия

3. Прослушайте сообщение и составьте в тетрадях схему о природных соединениях оксида алюминия

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Рассмотрим химические свойства оксида алюминия

- Какими свойствами обладает оксид алюминия?

- Какие соединения называются амфотерными?

Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями

- Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия

 

I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем)

 

Физические свойства:

Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления

full.gif (3216 bytes)

Демонстрация изображений минералов.

Используются в ювелирном деле, шлифовочные материалы, в первой установке для изучения термоядерных процессов "Токамака" были сапфировые окна

 

Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами

Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями

Вывод:

i

Т.к. сплавление оксида алюминия протекает очень трудно, то мы рассмотрим этот процесс теоретически

 

 

 

II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)

1. Получение оксида алюминия

- Предложите способ получения гидроксида алюминия.

Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами получите гидроксид алюминия следуя инструкции к лабораторному опыту

Приложение 2

- Опишите свойства полученного гидроксида алюминия

- Какими свойствами обладает оксид алюминия?

Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами и кислотами проведите лабораторный опыт доказывающий амфотерные свойства гидроксида алюминия. Почему при получении гидроксида алюминия мы приливали щелочь по каплям а во втором случае значительное количество щелочи.

 

 

III Соли алюминия

- Прослушайте сообщение об алюмосиликатах и их применении

пользуясь таблицей качественных реакций предложите реактив для обнаружения иона алюминия в квасцах

Приготовьте раствор алюмокалиевых квасцов разделите его на две части и исследуйте содержимое одной пробирки на наличие ионов Al3+

Содержимое второй пробирки исследуйте на наличие иона SO42-

- сделайте вывод о наличие исследуемых ионов в образце

Приложение 2

I группа свойств:

Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O

II группа свойств: сплавление

Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O

II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)

Проверка записи химических реакций на доске в молекулярном и сокращенном ионном виде

AlCl3 + 3NaOH(недост) = Al(OH)3v + 3NaCl

Белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде.

Амфотерный гидроксид

Вывод:

III Соли алюминия

Алюмокалиевые квасцы - двойные соли (кристаллогидраты).

KAl(SO4)2*12H2O или K2SO4*Al2(SO4)3*24H2O

При обыкновенной температуре устойчивы, при нагревании теряют воду и образуются жженые квасцы.

Применение: для дубления кожи, в качестве протравы при крашении тканей, в производстве бумаги, в фотопромышленности и медицине.

 

 

В "Естественной истории" Плиния Старшего упоминается, что на рубеже старой и новой эры квасцы применяли в качестве протравы при крашении тканей. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны с персами приказал обмазать деревянные башни квасцами. В результате дерево приобрело огнестойкость, и персы не смогли поджечь укрепления римлян.

Реактивом для обнаружения ионов алюминия, является щелочь

III Закрепление

В течение двух уроков мы изучали свойства алюминия и его соединений.

Около ста лет назад писатель и философ Н.Г.Чернышевский, увидев алюминий, сказал, что этому металлу суждено великое будущее. И он оказался прав.

А можем ли мы утверждать что:

Новому времени
Новый костюм
Нужен
Для новых дел

 

 

 

 

Это утверждение верно, т.к. алюминия, его соединения и сплавы находят широкое применение в промышленности, самолетостроении, медицине, дублении кожи, ювелирном деле, алюминий применяют как взрывчатое вещество

Д/з параграф13 стр. 71 - 74, конспект в тетради;

Для рассмотренных на уроке химических реакции идущих с участием электролитов записать ионные уравнения.

Литература.

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - М. : Дрофа, 2009. - 224 с. : ил.
  2. Большая детская энциклопедия: Химия. / Сост. К.Люцис.- М.: Русское энцеклопедическое творчество, 2001. - 640 с.: ил.
  3. Зуева М.В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. - М. : Дрофа, 1999. - 128 с. : ил.