Цели:
- Обучающая: систематизировать знания о простых и сложных предложениях, умение делить сложное предложение на простые, продолжить работу по разбору предложений по членам предложения.
- Развивающая: развивать внимание, речь, память, воображение.
- Умение работать в парах, самостоятельно, сравнивать, обобщать, контролировать себя и товарищей.
- Валеологические: следить за осанкой учащихся, проведение физминуток.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Под музыку А. Вивальди "Времена года. Весна", учитель читает отрывок из стихотворения И. Никитина.
На доске:
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- О чём это стихотворение?
- По каким признакам определили, что весна?
- Как понять "караваном летят"?
2. Повторение.
- Найти какие орфограммы встретились и доказать?
- Какое это предложение, почему?
- Как на письме выделяют простые предложения в сложных?
Сегодня продолжим работу над сложными предложениями.
Запись отрывка из стихотворения по памяти. Взаимопроверка.
Итог:
- Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Когда ставятся запятые в предложениях?
Физминутка: "Кулак, ребро, ладонь" (увеличивая темп)
3. Словарная работа.
Отгадать кроссворд, записывая слова в тетрадь, учитель на доске.
1. Месяц, за которым наступает весна. (февраль)
2. Животное, которое спит всю зиму и просыпается с приходом весны. (медведь)
3. Появляется под крышами в конце февраля на солнечных местах. (сосулька)
4. "Летит скворец - весны:" (гонец)
5. Первый признак весны. (капель)
Какое ключевое слово получилось? (весна)
Поставить ударение и подчеркнуть безударный гласный? Какое слово "лишнее"?
Творческая работа: На тему весна, используя отгаданные слова составить простые и сложные предложения. Выберите сами, какое вы будите составлять предложение, доказать, подчёркивая основу предложения. Для проверки работают на переносной доске на оценку 2 ученика (1 - составляет сложное предложение, 2 - простое предложение).
Итог:
- Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Когда ставятся запятые в предложениях?
Физминутка: гимнастика для глаз.
4. Закрепление пройденного материала.
Работа в парах: на партах текст "Весенний календарь"
У нас весна длится три месяца. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь. Весенние изменения следует в строгом порядке. Никогда стриж не прилетит раньше жаворонка, а ландыш не зацветёт раньше подснежника. Ландыш и жаворонок не читают календаря, но каждая птица и растение знают свой месяц и даже число. В апреле звенят одни песни, в мае раздаются другие.
Просыпается медведь, вышли из нор барсук и ёж. А о чём рассказывает журавлиная стая? О том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края.
- Прочитать и ответить, что нового для себя узнали?
- Подумайте на какие группы можно разделить предложения?
Прочитать простые предложения и доказать (1 группа), прочитать сложные предложения и доказать (2 группа).
- 1 - вариант: списывает простые предложения,
- 2 - вариант: списывает сложные предложения.
Сильные ученики 1 группу предложений делят на 2 группы: простые предложения с однородными членами предложений и простые предложения без однородных членов предложения. (под музыку)
Проверка: прочитать предложения с однородными членами предложений, какие встретились однородные члены?
Дополнительное задание: разобрать предложение: Весенние изменения следуют в строгом порядке.
Итог:
- Как отличить сложное предложение от простого предложения?
- Когда ставятся запятые в предложениях?
5. Рефлексия.
На доске берёзка.
- С наступлением весны, какие происходят весенние изменения на деревьях?
- На столах лежат почки, разверните их, что получится? (листочек)
Приклеивают на верхнюю крону дерева листочки, те ученики - кто понял, как отличить сложное предложение от простого предложения, а ниже - кому ещё тяжело различать сложное предложение от простого предложения.
6. Домашнее задание.
- 1 вариант - повторить правила по изученной теме, упражнение 389.
- 2 вариант - на оценку написать мини-сочинение, используя сложные и простые предложения о сегодняшнем уроке.