Формирование экологического сознания дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность: Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна: создание системы формирования экологического сознания дошкольников.

Результативность: наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание формирования экологического сознания дошкольников – «…формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (из программы …С.Н. Николаева)

Система формирования экологического сознания дошкольников: Данная система включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении:

1. Формирование цели и задач формирования экологического сознания у детей

2. Создание условий для экологического сознания детей:

2.1. Определение форм и методов работы с детьми:

2.1.1. непосредственно образовательная деятельность;

2.1.2. элементарная поисковая деятельность детей;

2.1.3. проектная деятельность;

2.1.4.организация целевых прогулок и экскурсий;

2.1.5. проведение туристических походов;

2.1.6. организация акций;

2.1.7. внедрение здоровьесберегающих технологий;

2.1.8. организация экологических игр;

2.1.9. организация экологических развлечений.

3. Организация работы с родителями:

3.1. определение форм и методов работы с родителями. (Приложение 1)

3.1.1. организация семинаров-практикумов;

3.1.2. участие в непосредственно образовательной деятельности;

3.1.3. организация экскурсий;

3.1.4. участие в туристических походах;

3.1.5. участие в подготовке акций

3.1.6.подготовка экологических праздников и развлечений и непосредственное участие;

3.1.7. проведение анкетирования;

3.1.8. организация родительских собраний;

3.1.9. изготовление дидактических пособий;

3.1.10. участие в проектной деятельности;

3.1.11. организация предметно-развивающей среды.

4. Взаимодействие участников образовательного процесса. (Приложение 2)

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей. В процессе деятельности детей формируется личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие.

Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе.

Задачи:

  • формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
  • воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
  • формировать навыки культуры поведения в природе;
  • расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте­ниями и животными;
  • расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

Наш детский сад находится в непосредственной близости от парковой зоны и водоема, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.

В детском саду и в группе создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя зимний сад, уголок живой природы, календарь природы, научно-исследовательский уголок.

Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к животным и растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы. В группе оборудованы мини-лаборатории или уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).

Определены формы и методы работы с детьми. (Приложение 3)

Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

«Почему?» - этот детский вопрос часто приходится слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Как показала практика. Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника - я стараюсь создать атмосферу сотрудничества. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а так же применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Проекты, реализованные нами в ходе работы:

  •  «Лекарственные растения Исаклинского района»;
  •  «Вода – источник жизни»;
  •  «Что за чудо - родник»;
  •  «Живи, родник, живи!»;
  •  «Перелетные птицы нашего края»;
  •  «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
  •  «Парк нашего детского сада» и др.

Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д.

Целевые прогулки и экскурсии:

  • на пруд;
  • к роднику;
  • в парк;
  • на поле
  • к фонтану и др.

Одной из новых форм работы с детьми, реализуемой мной является организация туристических походов.

Туризм - это не только полезное и приятное занятие, но и один из методов познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков.

Организация таких походов позволяет нам привить бережное отношение к водным источникам и природе родного края.

Мои воспитанники очень полюбили туристические походы. Лучший итог любой туристической прогулки - радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем».

Туристические походы:

  • к родникам Исаклинского края;
  • в лесополосу;
  • к рекам Исаклинского района Ганинка и Исаклинка и др.

Приходя с детьми к близлежащим родникам, невольно стали замечать, что там бывает много мусора, ведь беседка у родника любимое место отдыха местных жителей. Ухудшение экологического состояния родников и окружающей среды - в настоящее время наиболее обсуждаемая тема в средствах массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме мы вместе с детьми решили организовать экологические акции. Перед проведением экологической акции мы вместе с детьми издаем листовки с обращением к взрослым, буклеты, а так же плакаты, призывающие к бережному отношению взрослых к водным источникам и окружающей природе. Проведение акций способствует формированию навыков коммуникативного общения.

Экологические акции:

  •  «Живи, родник, живи!»;

  •  «За чистоту родного села»;

  •  «Берегите лес – богатство нашей родины» и др.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги должны стать экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.

Экологические праздники:

  • «День Земли»;
  •  «Праздник березки»;
  •  «Бал цветов»;
  •  «День птиц» и др.

Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс.(Приложение 1)

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса. (Приложение 4)

При организации различных форм работы с детьми в данном направлении мы привлекали и социальные структуры, которые оказали нам информационную помощь. (Приложение 2)

Работа по данной системе дает положительный результат психолого-педагогической деятельности. (Приложение 5)

Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.

Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.