Дифференциация звуков а–о и прописных строчных букв "А–О". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цели:

Обучающие: учить дифференцировать артикуляционные уклады звуков А и О.

Развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, анализа путем выделения и дифференциации звуков А и О изолированно, в слогах и словах; развивать зрительную, слуховую память, внимание через запоминание правописания словарных слов; развивать диалоговую форму речи.

Коррекционные: коррегировать и закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и прописных строчных букв А, О.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением облака, аиста;
  • Карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Индивидуальные карточки «Где спрятались буквы?» (жёлтые),
  • Индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О,
  • Карточки со словарными словами,
  • Заготовка книжки со стихотворением «Котик и козлик» (зелёные),
  • Магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сядьте те дети, в чьем имени1 слог,... 2 слога,... 3 слога...

2. Объявление темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

На избе живет,
Лягушка счет ведет. (Аист)

Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.

– Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы А и О).

– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы А и О.

3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков

– Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук О. Что вы видите? (Губы в виде овала)

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Теперь произнесите звук А. Что вы видите? (Губы в виде большого круга).

– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).

4. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно

– Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки А и О а вы угадывайте, что я говорю:

– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо

Дети произносят звуки хором.

– Разбейтесь на пары. Один будет произносить без голоса звуки А или О, а другой – отгадывать.

Дети выполняют упражнение 3 минуты.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах

– Звуки спрятались от вас в слоги. Хлопните, если услышите звук А:

па, ор, са, до.

– Хлопните, если услышите звук О:

до ап, по, ра

– А теперь ищите звук А в словах:

мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы.

– Теперь вам нужно поймать звук О.

обруч, стена, школа, краски, кино, громкий, сладкий.

Дети хлопают в ладоши.

6. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв

– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?

– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?

Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.

(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).

– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).

7. Фонетическая ритмика

– Буквы предлагают немного потанцевать.

Посмотри на букву А –
Топни правая нога!
Посмотри на букву О –
Наши руки высоко!

Педагог показывает соответствующее движение.

Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.

Педагог называет звуки А и О по очереди.
Дети показывают движения под музыку «Барыня».

8. Нахождение контура буквы в картинке

– Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На желтых карточках найдите буквы А и О и обведите их красным карандашом.

Дети работают индивидуально на местах.

Проверка: Какую букву вы нашли в картинке лампы? В изображении лица девушки? …

Дети отвечают.

9. Соотношение буквы и звука в словах

Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву?

Покажите, какая буква встречается в слове? Поднимите нужную карточку с буквой А и О.

Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, генерал, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.

Дети демонстрируют индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О.

– Вы настоящие чемпионы!

– В этих словах встречалось по одной букве а или о. А в следующих словах может быть и две буквы а, и две о и даже три буквы. Здесь вам понадобятся способности настоящих шпионов. Вам нужно запомнить слово на карточке, запомнить в какой последовательности встречаются буквы А и О и записать эту последовательность.

Первое слово мы сделаем вместе.

Педагог представляет карточку со словом «собака», написанным прописными строчными буквами.

– Вспомните последовательность букв А и О в этом слове? (о, а, а)

– Запишем эти буквы в том порядке, в каком они идут в слове – аоо.

Проверим, сОбАкА. Правильно, ни одной буквы а и о не пропустили. А теперь вы самостоятельно.

Карточки со словами: альбом, девочка, погода, облако, ворона, работа, воробей.

Проверка: читают слово на карточке орфографически правильно, потом также читают слово, проверяя буквы, написанные в тетради.

Дети записывают буквы в тетрадь.

10. Физкультминутка

– Немножко отдохнем. Повторяйте за мной.

Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясет бородою.

Педагог показывает движения, дети повторяют.

11. Соотношение буквы и звука в предложении

– Это стихотворение записано на зеленых карточках. Я вам оставлю их на память.

Но в некоторых словах пропущены буквы. Пропущены буквы а, о.

– Вставьте вместо точек эти буквы, и у вас получится настоящая книжка со стихотворением.

Дети выполняют задание на местах.

12. Итог занятия

– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
– Какие задания урока вам понравились больше всего?
– В каких заданиях вы испытали затруднения?
– Как справились с этими трудностями?
– Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?
– Спасибо за урок. До свидания.

Литература:

  1. Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о – а, сходные по написанию: альбом ученика, – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
  2. Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю!: Пальчиковые игры: Для детей 2-4 лет,– М.: «Издательство «Карапуз», 2003.