Цели:
Обучающие: учить дифференцировать артикуляционные уклады звуков А и О.
Развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, анализа путем выделения и дифференциации звуков А и О изолированно, в слогах и словах; развивать зрительную, слуховую память, внимание через запоминание правописания словарных слов; развивать диалоговую форму речи.
Коррекционные: коррегировать и закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и прописных строчных букв А, О.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением облака, аиста;
- Карточки с прописными строчными буквами А и О,
- Индивидуальные карточки «Где спрятались буквы?» (жёлтые),
- Индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О,
- Карточки со словарными словами,
- Заготовка книжки со стихотворением «Котик и козлик» (зелёные),
- Магнитофон.
Ход урока
1. Организационный момент
– Сядьте те дети, в чьем имени1 слог,... 2 слога,... 3 слога...
2. Объявление темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.
Белая вата плывет куда-то. (Облако)
На избе живет,
Лягушка счет ведет. (Аист)
Логопед выставляет картинки с изображением облака и аиста.
– Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы А и О).
– Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы А и О.
3. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков
– Внимательно посмотрите друг на друга и произнесите звук О. Что вы видите? (Губы в виде овала)
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Теперь произнесите звук А. Что вы видите? (Губы в виде большого круга).
– Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)
– Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)
– Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).
4. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно
– Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки А и О а вы угадывайте, что я говорю:
– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо
Дети произносят звуки хором.
– Разбейтесь на пары. Один будет произносить без голоса звуки А или О, а другой – отгадывать.
Дети выполняют упражнение 3 минуты.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах
– Звуки спрятались от вас в слоги. Хлопните, если услышите звук А:
па, ор, са, до.
– Хлопните, если услышите звук О:
до ап, по, ра
– А теперь ищите звук А в словах:
мак, дом, нос, кран, мост, слива, стол, ножницы.
– Теперь вам нужно поймать звук О.
обруч, стена, школа, краски, кино, громкий, сладкий.
Дети хлопают в ладоши.
6. Уточнение элементов строчных букв а и о. Дифференциация этих букв
– Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете?
– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
– Из каких элементов состоит строчная буква О? А?
Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.
(Буква О состоит из одного элемента – овала.
Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу
вправо).
– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).
– Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).
7. Фонетическая ритмика
– Буквы предлагают немного потанцевать.
Посмотри на букву А –
Топни правая нога!
Посмотри на букву О –
Наши руки высоко!
Педагог показывает соответствующее движение.
– Готовы? Слушайте, какую букву я назову, и показывайте движение.
Педагог называет звуки А и О по очереди.
Дети показывают движения под музыку «Барыня».
8. Нахождение контура буквы в картинке
– Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На желтых карточках найдите буквы А и О и обведите их красным карандашом.
Дети работают индивидуально на местах.
Проверка: Какую букву вы нашли в картинке лампы? В изображении лица девушки? …
Дети отвечают.
9. Соотношение буквы и звука в словах
– Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву?
Покажите, какая буква встречается в слове? Поднимите нужную карточку с буквой А и О.
Слова: танец, крот, брат, енот, гром, врач, генерал, диктант, желток, глобус, кусочек, прозвище, ледяной, эскимо, ткань, чемпион.
Дети демонстрируют индивидуальные карточки с прописными строчными буквами А и О.
– Вы настоящие чемпионы!
– В этих словах встречалось по одной букве а или о. А в следующих словах может быть и две буквы а, и две о и даже три буквы. Здесь вам понадобятся способности настоящих шпионов. Вам нужно запомнить слово на карточке, запомнить в какой последовательности встречаются буквы А и О и записать эту последовательность.
Первое слово мы сделаем вместе.
Педагог представляет карточку со словом «собака», написанным прописными строчными буквами.
– Вспомните последовательность букв А и О в этом слове? (о, а, а)
– Запишем эти буквы в том порядке, в каком они идут в слове – аоо.
Проверим, сОбАкА. Правильно, ни одной буквы а и о не пропустили. А теперь вы самостоятельно.
Карточки со словами: альбом, девочка, погода, облако, ворона, работа, воробей.
Проверка: читают слово на карточке орфографически правильно, потом также читают слово, проверяя буквы, написанные в тетради.
Дети записывают буквы в тетрадь.
10. Физкультминутка
– Немножко отдохнем. Повторяйте за мной.
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит.
И лапочкой котик моет свой ротик,
А козлик седою трясет бородою.
Педагог показывает движения, дети повторяют.
11. Соотношение буквы и звука в предложении
– Это стихотворение записано на зеленых карточках. Я вам оставлю их на память.
Но в некоторых словах пропущены буквы. Пропущены буквы а, о.
– Вставьте вместо точек эти буквы, и у вас получится настоящая книжка со стихотворением.
Дети выполняют задание на местах.
12. Итог занятия
– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?
– Какие задания урока вам понравились больше всего?
– В каких заданиях вы испытали затруднения?
– Как справились с этими трудностями?
– Какие задания вам хотелось бы повторить, для лучшего закрепления знаний?
– Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
- Кочеткова Н.А