Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с составом и значением плазмы и форменных элементов крови;
- Развивающие: формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, с микропрепаратами и микроскопом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
- Воспитательные: воспитание самостоятельного мышления.
Методы работы и приёмы обучения:
Словесно – наглядный, самостоятельная работа в группах, лабораторная работа, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.
Оборудование: таблица “Кровь”, микропрепараты крови лягушки и человека, экран, компьютер, видеопроектор.
I. Организационный момент.
II Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с “нечистой силой”, говорил: “Кровь, надо знать, совсем особый сок”. В этих словах отражается мистическая верование в кровь как нечто таинственное.
За кровью признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.
2. Ребята прочитайте текст статьи “состав крови” (стр. №1) и затем вместе составим схему “Состав крови”
Кровь состоит из плазмы и форменных компонентов крови. Процентное соотношение плазмы и форменных элементов крови называется гематокритом. У здоровых людей примерно 55% плазмы и 45% форменных элементов крови. Величина гематокрита может быть одним из показателей при установке диагноза того или другого заболевания. Например, анемия(малокровие), увеличивается объем плазмы.
3. На страницы 1 прочитайте статью “Плазма крови”. Затем ответим на вопросы и также
составим схему
1)Что представляет собой плазма крови?
(плазма представляет собой бесцветную прозрачную жидкость).
2)Каков состав плазмы?
(плазма состоит из неорганических(90% -вода и различные минеральные соли) и
органических веществ).
4. Ребята, теперь выясним особенности строения и значение форменных элементов крови (прочитайте статью на стр.3 и просмотрите таблицу на стр.2 “Эритроциты”).
1.Эритроциты – представляют собой безъядерные клетки, двояковогнутой формы. Они эластичны, что позволяет им проходить по узким капиллярам.
Каковы размеры эритроцитов? Диаметр 7-8 мкм, а толщина 2-2,5 мкм.
Что увеличивает поверхность эритроцитов? Отсутствие ядра и форма двояковогнутой линзы увеличивает поверхность эритроцитов.
Сколько эритроцитов в 1 мм3? В 1 мм3 от 4.5 до 5.5 млн. эритроцитов. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода, при мышечной работе. У людей живущих в высокогорных районах, эритроцитов примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья.
Как вы думаете, как чувствует себя человек в первые дни пребывания в горной местности? В первые дни пребывания в горной местности человек испытывает слабость, головокружение, снижается его работоспособность.
Как вы думаете, с чем это связано? Эти явления связаны с недостаточным поступлением в организм кислорода в условиях разряженного воздуха. Через некоторое время состояние человека значительно улучшается, так как в организме увеличивается количество эритроцитов, а следовательно улучшается обеспечение его кислородом.
Какова продолжительность жизни эритроцитов? Эритроциты живут 100-120 суток.
Где они образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.
Какую роль в организме они играют? Выполняют дыхательную функцию.
5. Какое строение имеют лейкоциты. (Прочитайте статью на стр.4 и таблицу на стр.2)
Лейкоциты или белые клетки крови имеют ядро и форма у них не постоянна. Некоторые из белых кровяных клеток - лимфоциты находятся преимущественно в лимфе.
Сколько лейкоцитов в 1 мм3? В1 мм3 – 6-8 тыс.
Какова продолжительность жизни лейкоцитов? Живут от 10 дней до нескольких часов.
Где в организме образуются лейкоциты и лимфоциты? Образуются в красном костном мозге, в селезенке, в лимфатических узлах.
Какую роль в организме они выполняют? Лимфоциты и лейкоциты играют большую роль в защитных реакциях организма. Лейкоциты способны проникать через стенки капилляров и выходить в межклеточную жидкость. Они защищают организм от болезнетворных микробов. Лейкоциты обволакивают чужеродные тела ложноножками, втягивают внутрь, а затем переваривают. Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и других чужеродных веществ называется фагоцитозом, а сами клетки – фагоцитами. Это явление было открыто и изучено русским ученым И.И Мечниковым. . Раздражителями для привлечения лейкоцитов являются вещества, выделяемые бактериями.
6. Ребята поговорим о кровяных пластинках – тромбоцитах. (Просмотрите статью “Тромбоциты” на стр.5)
Сколько тромбоцитов в 1 мм3? В 1 мм3 до 400 тыс. тромбоцитов.
Какова продолжительность жизни тромбоцитов? Живут 5-7 дней.
Где образуются в организме? Образуются в красном костном мозге.
Какую функцию выполняют тромбоциты в организме человека? Основная функция связана с процессом свертывания крови.
Свертывание крови является важной защитной реакцией организма от потери крови при ранениях. В свертывании крови участвуют различные вещества, находящиеся в крови и в окружающих тканях. Особо важную роль играют кровяные пластинки – тромбоциты и соли кальция. При повреждении кровеносных сосудов нежные, нестойкие тромбоциты разрушаются, при этом в плазму выделяется особый фермент – тромбин. Соли кальция активизируют деятельность фермента – тромбона. Под действием фермента тромбина происходит цепь химических реакций, в результате которых растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый – фибрин. Фибрин выпадает в виде тонких нитей. Эти нити образуют густую сеть, в которой задерживаются клеткой крови, образуется, тромб. Постепенно происходит уплотнение тромба. Уплотняясь, он стягивает края раны и этим способствует ее заживанию. Если в плазме крови отсутствует белок фибриноген, то наступает заболевание – гемофилия, или кровоточивость. Даже небольшое ранение может вызвать у них опасное кровотечение.
Заключение. Мы познакомились с форменными элементами крови и их функциями
7.Теперь перейдём к выполнению практической части нашего урока. Выполним лабораторную работу на тему: “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”.
Ребята прочитайте инструктивную карточку по выполнению работы на стр.6
Цель работы: познакомиться со строением эритроцитов человека и лягушки; найти черты сходства и различия; ответить на вопрос: “Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?”.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы; таблица “Кровь”.
Ход работы
1)Подготовить микроскоп к работе.
2)Установить под микроскопом микропрепарат крови человека.
3)Рассмотреть препарат. Найти эритроциты.
4)Установить под микроскопом микропрепарат крови лягушки.
5) Рассмотреть эритроциты крови лягушки.
6)Сделать выводы:
-Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов человека?
-Чья кровь переносит больше кислорода - кровь человека или лягушки? Почему?
Выводы:
1.Эритроциты человека, в отличие от лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. 2. Эритроцитов человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это объясняется, с одной стороны, тем, что эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки ,и поэтому быстрее переносятся током крови. С другой стороны, утратив ядро, что значительно увеличило их поверхность и позволило одновременно переносить большое количество молекул кислорода. 3.Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому передвигаются медленнее.
8.Следующий этап урока (работа с дифференцированными заданиями в группах, каждая группа выбирает руководителя, в обсуждении заданий принимают участие все члены группы )
а). Вопросы и задания для проверки знаний на базовом уровне:
Карточка № 1
1)Почему потребность в кислороде в процессе эволюции животных возросла? (Потому что увеличивалась интенсивность обмена вещества)
2)Во сколько раз количество эритроцитов у человека больше ,чем у лягушки? (У человека в 1 мм3 в 200-300 раз эритроцитов больше, чем в 1 мм3 лягушки?
Карточка № 2
- Какой состав имеет плазма крови? (вода + минеральные вещества + органические вещества).
- Чем сыворотка крови отличается от плазмы? (плазма крови без белка фибриногена).
Карточка № 3
- Где образуются форменные элементы крови? (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты - красный костный мозг, лимфоциты образуются также в селезёнке, в лимфатических узлах ).
- Из чего состоит кровь? (плазма крови + форменные элементы крови).
б). Вопросы и задания для проверки знаний на повышенном уровне:
Карточка № 4
- Зачем больному делают анализ крови? (состояние крови, то есть количество ферменных элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы и т.д. могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов может указывать на воспитательный процесс в организме; низкий гемоглобин или уменьшенное количество эритроцитов - об анемии и т.д.).
- Почему при малокровии больным дают лекарства, содержащие соединения железа? (во всех случаях малокровия в крови уменьшается количество гемоглобина, в результате чего ткани испытывают недостаток кислорода. Эритроциты содержат – гемоглобин (гемо - железосодержащая часть гемоглобина). Гемоглобин легко соединяется с кислородом и так же легко его отдает).
I I I . Закрепление знаний.
- Дать определение терминам и понятиям:
кровь – это жидкая соединительная ткань;
плазма – это бесцветная жидкая часть крови;
эритроциты – это красные клетки крови;
лейкоциты – это белые клетки крови;
глобин – это белок, который входит в состав гемоглобина;
гомеостаз – это постоянство внутренней среды организма; тромбоциты - это кровяные пластинки; фибриноген - это растворимый белок плазмы; гемофилия - кровоточивость; малокровие - это недостаточное количество эритроцитов или гемоглобинов эритроцитов.
I V. Подведение итога урока.
Кровь – жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток- лейкоцитов и кровяных пластинок- тромбоцитов.
См. презентацию.