Личностно-ориентированное образование созвучно с гуманистическим образованием. В обоих концепциях принципиальная цель - обеспечить обучение таким окружением, которое способствовало бы раскрытию полного потенциала учащегося. Рост личности и её познавательной способности - задача школы. Поэтому школа должна иметь дело с обоими измерениями личности - когнитивной (интеллектуальной) и аффективной (эмоциональной). Чтобы обучение стало более эффектным, необходимо признать и широко использовать эмоции учащихся. Любой человек, в том числе и ученик, хочет реализовать себя (свой потенциал) и в этом не следует ему мешать.
Мотивирующим фактором в учении является познание и открытие самого себя в ходе учебного процесса. Возрастание самоуважения учащегося способствует его лучшему учению. С этой целью в процессе учебных занятий необходимо использовать такой материал и такую деятельность, которая помогала бы ученику находить в себе и в других людях позитивные черты. При этом личностно ориентированное образование дает ученику возможность "открыть" себя для других и других для себя, почувствовать себя значительным и равным.
Учителю следует быть организатором обучения, а не основным ментором и источником знаний. Более того для того, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя.
Не трудно сделать вывод, что в центре рассматриваемой технологии обучения находится не учитель, а ученик, а также такие виды деятельности, которые помогают ученику учиться самостоятельно.
Далее предлагаю вашему вниманию некоторые методы и формы работы, которые , по-моему мнению, наиболее соответствуют предложенной выше технологии.
Метод проекта.
Метод проекта характеризуется формированием личности учащегося , созданием наиболее условий полной реализации её потенциала. Проектная деятельность - это стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем.
Метод проекта:
- учит взаимодействию и работе в команде;
- учит генерированию идей;
- развивает творческое и критическое мышление;
- воспитывает ответственность за себя и свою работу, за команду и её работу;
- является мотивирующим фактором;
- развивает управленческие навыки;
- учит планировать проект в кооперации;
- учит выступлению на публике.
А также метод проекта направлен на:
Развитие критического мышления:
- аналитическое
- ассоциативное
- логическое
- системное
Развитие творческого мышления:
- пространственное воображение
- самостоятельный перенос знаний
- комбинаторные умения
- прогностические умения
Умения работать с информацией:
- собирать нужную
- анализировать
- систематизировать и обобщать
- выявлять проблемы
- обрабатывать данные
- генерировать идеи
- работать в коллективе
- владеть культурой коммуникации
Кроме того проектная деятельность как и личностно ориентированное образование, предполагает другое понимание отношений учителя и ученика.
Учитель и ученики партнеры в образовании. Проектная деятельность повышает интерес у учащихся и формирует понимание необходимости учащимися данной деятельности. В таком случае учитель и учащиеся делят ответственность за учебный процесс между собой.
Следует отметить, что в процессе работы над проектом у учащихся формируются управленческие умения. А это значит, что учащиеся учатся в совместной деятельности планировать проект. Они вносят свои предложения, которые обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант. В процессе дискуссии им приходится аргументировано и доказательно отстаивать свою идею. Кроме планирования учащиеся учатся распределять обязанности и ответственность за выполненную работу между членами группы. И наконец, информацию необходимо собрать, проверить и обобщить. И это также требует управленческих решений.
Я использую метод проекта, чтобы сформировать умение публичных выступлений, таких как: сообщение, представление результатов работы по проекту, планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом специфики ситуации общения. Презентация проекта помогает смоделировать ситуацию для учащихся, в которой они учатся рассказывать, рассуждать в связи с тематикой и проблематикой проекта, описывать события, излагать факты, делать сообщения. Требования к выступлению учащихся следующие: определить идею проекта, четко сформулировать цель проекта, обозначить в своем выступлении пути достижения поставленной цели, как это отражено в презентации. Обычно самое трудное для учащихся является формулировка цели проекта, и презентация сводится к простому описанию слайдов. Чтобы избежать этого, я предлагаю ориентировочный перечень глаголов для формулирования целей: анализировать, вычислить, высказать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, представить, оценивать, понимать, преобразовать, применять, познакомить, создавать, видоизменить, варьировать, модифицировать, синтезировать, систематизировать, упростить, предсказать и так далее.
Обучая проектной деятельности, я преследую следующие дидактические цели: научить видеть проблему; развивать компетенцию поиска решений; синтезировать идеи в виде проекта; избрать емкий, лаконичный и выразительный способ изложения; побудить выступающего сосредоточиться на главном; продемонстрировать свое понимание "презентация проекта"; организовать свое выступление за ограниченный период времени; дать оценку и самооценку выступления по следующим критериям: насколько интересна презентация; способ изложения; речь выступающего (четкая, логичная, ясная, конкретная, понятная); как выступающий поддерживает внимание слушателей; общее впечатление.
Технология обучения ведению бесед в социокультурной сфере.
Каждый из нас вступает в речевой контакт с другими людьми в определенных сферах общения. Это - социально-бытовые, профессиональные, семейные, социокультурные - приятельские и т.д.
Это может быть доверительная беседа или разговор, светская беседа, беседа во время вечеринки, дискотеки, обеда, в гостях, по дороге домой или в школу, это, так называемые "small talks", "gossips".
Может ли наш учащийся, соблюдая социальные, этикетные и другие нормы общения, принятые в изучаемом языке, справится с коммуникативной задачей? Нет! Это не предусмотрено в наших УМК.
Обучение учащихся ведению бесед в социокультурной сфере позволяет знакомить нормам морали, культуре речи, структуре речевого акта, мотивации и тональности общения, использование формул вежливости.
Такое направление в обучении изменит уровень коммуникативной компетентности учащихся, станет более свободным общение с носителями языка, произойдет более быстрая адаптация к языковой среде.
Методические задачи, которые надо решать при обучении школьников данному виду беседы следующие:
- Ознакомление учащихся с характерными особенностями диалога в рамках свободной беседы
- Объединение лингвистического содержания и лексико-грамматического материала вокруг типовых коммуникативных ситуаций
- Выполнение учащимися серии упражнений направленных на формирование умений и навыков ведения диалога в рамках свободной беседы
- Организация практики, или "постановок" свободных бесед, проводимых на уроках. В увязке с изучаемыми разделами учебного материала учебников или отдельного от учебников
- Формирование навыков и умений ведения диалога в рамках свободной беседы мыслится и ведется с помощью пошагового выполнения коммуникативных упражнений условно-мотивированного и реально - мотивированного уровня. Языковой материал отобранных упражнений должен быть в целом связан с изучаемых упражнений.
Условно-мотивированного уровня:
- вопросно-ответные упражнения
- репликовые упражнения
- условная беседа
- ситуативные упражнения
Реально-мотивированные упражнения:
- ассоциативная беседа
- ролевая беседа
- свободная беседа
Данная последовательность видов работы формирует коммуникативно-речевую компетенцию активного участника свободной беседы в социокультурной сфере общения.
Коммуникативные игры.
В последнее время часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающим. Игра - это такой сложный социально-психологический феномен, который имеет важную роль не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека.
Особую роль в моей работе занимают коммуникативные игры. Игры бывают деятельностные и целенаправленные. В процессе игры участники стремятся решить какой - либо вопрос, не работающий на принятия основного решения. Примером такой игры может быть: найти общее и различие в предметах - a snowflake and a coin; the number 25 and a master-criminal; составить рассказ из предложенных слов - paper, afraid, foot, slow, seventy-five, quickly; какие слова ассоциируются со словом bottle; использование предмета - where can you use the toothbrush или where can you use umbrella.
Следующая категория, которую следует отметить - анализ конкретных ситуаций. Хорошими примерами этих игр могут быть: "Люди с Марса", в которой учащимся предлагается объяснить марсианам предмет и цель его существования, например, light bulb, paintbrush, button; предсказание результата "Foreseeing results" - What would happen if everyone went colour blind? or What would happen if everyone forgot how to read?. Более сложными и наиболее интересными и примерами коммуникативных игр является "Объяснение или интерпретация", например, предлагается какой - нибудь сюжетный рисунок и задание : объяснить события и обстановку изображенные на картине. Интерпретировать можно также отрывок из детектива , например, ":a small boy, naked and with head shaved, ran down a big city street. He was laughing happily though it was a cold day, and he had a photograph in his hand".
Особого внимания заслуживают игры, в которых необходимо расставить приоритеты, составить рейтинг наиболее значимых или менее значимых предметов. Например: Food : meat, tomatoes, bananas, chocolate, bread, water, cake, oil, rice. Criteria: essential to life, sweet, cheap, healthy, fattening. Эти игры - интересные подготовительные упражнения к игре "N.A.S.A." , игра выживания. Суть игры выбрать определенное количество предметов по рейтингу и убедить членов команды в правильности выбора. Учащиеся учатся убеждать, аргументировать, доказывать, находить доводы, соблюдать речевой этикет. Предлагая на уроке различные типы коммуникативных игр, я создаю на уроке атмосферу креативности, соревновательности, заинтересованности. Коммуникативные игры - это отличная мотивация при изучении английского языка. Коммуникативные игры - это самостоятельная учебная деятельность, моделирующие условия для формирования критического, творческого мышления и метапознания.
Focus on Literature.
"He knew everything about literature except how to enjoy it" Joseph Heller. Читая книгу, можно включить разум и увлечься логикой мышления, а можно читать сердцем, как бы проживая с литературными героями жизнь. "Focus on Literature" - это предмет, образовывающий ученика как личность, как человека - в собственно-человеческом плане. Внеклассное чтение или домашнее чтение я начинаю проводить с начальной школы, шаг за шагом знакомя учащихся с произведениями английских писателей, Соблюдая педагогический принцип от простого к сложному, в старших классах мои учащиеся готовы уже читать рассказы известных английских и американских писателей в оригинале. В связи с новыми задачами, стоящими в настоящее время перед образованием, я обратилась к феномену диалога, который является инструментом личностно ориентированного образования и выступает одновременно в качестве ценности, содержания образования и метода, потенциал которого еще не раскрыт. Именно диалогический подход в образовании позволяет, на мой взгляд, перевести учащегося из позиции обучаемого в позицию самообразовывающегося. "Личностно" обучать человека - значит диалогично с ним взаимодействовать. Педагогическое пространство должно быть диалогической средой, отличающейся насыщенностью и спонтанностью, предполагающей множественности "правд", ценностей, взглядов, установок. Примерами заданий, моделирующие диалогическую среду на уроке могут быть: "What does Laura mean when she says to Lourie as he is comforting her "It was simply marvelous" and "How might Laura have completed the last sentence where she says "Isn't life:?" по рассказу Кэтрин Мэнсфильд "The Garden Party" или "What is the meaning of the last line in the story" по рассказу Д. Лоуренса "The Rocking Horse". Начинается разговор, проходящий через собеседников, через их переживания происходит живое личностное общение участников учебного процесса. Появляется множественность истин. В процессе диалога учащиеся проявляют желание слышать других, эмпатии, происходит духовно-нравственное обогащение. В центре внимания оказываются не столько учебные задачи, сколько личностные проблемы, решаемые средствами предмета.
В век рыночных отношений, технократии и компьютерных технологий на рынке такой товар, как гуманитарные знания и художественная литература плохо раскупается. И мне как учителю очень хочется, чтобы мои ученики вступили в диалог с произведениями на английском языке, почувствовали красоту языку и глубину произведения, чтобы для учащихся стало важным изучать не литературу саму по себе, а "себя в литературе" и "литературу в себе", появилась бы желание читать и читать:
Компетентностный подход.
Сочетание личностно ориентированное образование в сочетании с компетентностном подходом считаю очень удачным. Личностно ориентированное образование и Компетентностный подход противопоставлены "знаниевому" и осуществляют попытку внести личностный смысл в образовательный процесс. Компетентностный подход - это подход, акцентрирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностно-ориентированное образование ориентировано на перспективные цели развития личности, требует самоконтроля и самооценки, создания портфолио как инструмента для представления учеником себя и своих достижений вне школы.
В КОО сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В КОО урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширение применения иных неурочных форм организации занятий - сессии, группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке или компьютерном классе и т.д. Мои учащиеся занимаются проектной деятельностью, участвуя в различных интернет-конкурсах и не только. Примерами таких работ являются: учебные "Страна Шекспира", Лингвострановедческий словарь "Шотландия", "Школа будущего", социальные проекты "Да здравствуют урны!" и "Библиотека - как центр бумажных, электронных и Интернет ресурсов для учащихся". Работы ребят размещены на сайтах "Мой университет", "Сеть творческих учителей", "1-ое сентября". Важной сферой компетентности в отечественном образовании является самостоятельность, самоорганизация, самообучение. В настоящее время существует дефицит специалистов, умеющих работать в группах, эффектно презентировать результаты собственной работы, искать необходимые материалы и представлять их анализ и т.д. Соответственно, можно выделить следующие ключевые компетентности:
Компетентность учения (перевод обучения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой).
Коммуникативная компетентность.
Информационная компетентность.
Организационная компетентность.
Все выше перечисленные формы и методы корреспондируют со списком ключевых компетенций, так как направлены на самостоятельное решение поставленных перед учащимися задач. Возьмем к примеру в качестве задачи проект "Да здравствуют урны". Схема решения задач состоит следующим образом:
Ориентационно-мотивационный - зачем решать эту задачу; постановка целей. В данном случае учащиеся провели опрос среди жителей по вопросу "Достаточно ли урн на улицах?" Затем выбрали три основных улицы и подсчитали количество урн.
Понимание условий ситуации. Результаты опроса жителей, анкетирование и подсчет урн представили перед ними ситуацию с урнами в районе, где они живут.
Определение проблемы, её описание и анализ.
Моделирование решения: планирование решения, поиск способов и средств.
Реализация способа решения.
Корректировка.
Рефлексия. Проверка и описание результатов. Рефлексия результатов решения проблемы в районе позволила выйти на уровень города и продолжать реализацию проекта.
Предполагается, что каждая самостоятельная задача формирует определенные надпредметные компетенции. В случае данного проекта формируются следующие:
- Умение решать проблемы,
- Способность принимать правильные решения,
- Персональная ответственность,
- Способность работать в команде ради достижения цели,
- Умение работать с информацией,
- Умение определить причины,
- Умение анализировать.
Хотелось бы обратить особое внимание на компетентность решать проблемы.
Считается, что решение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов. Это связано с тем, что в условиях реальной жизни компетентность в решении проблем является основой для обучения, для эффективного участия в жизни общества, для организации своей личной деятельности в жизни. Поэтому предлагается использовать задания, в которых рассматриваются различные ситуации, обычно не используемые в процессе обучения. К ним относятся ,например, проблемы, связанные с личной и школьной жизнью учащихся, с жизнью общества. И я считаю, что внеклассное чтение "Focus on Literature" является тем средством, которое позволяет использовать сюжеты, связанные с различными сторонами жизни учащихся и обществом в целом, а также использование различных общеучебных интеллектуальных умений, овладение которыми необходимо для решения проблемы.
Словосочетание личностные достижения стали популярными в педагогической среде. Что можно считать достижением? В самом общем плане достижение понимается как решенная проблема. Следовательно, личностное достижение - это решенная личностно значимая проблема. В приложении к школе личностные достижения будут находиться в поле образовательного процесса и включать академическую успеваемость, фонд умений, который обеспечивает ученику ориентацию в социуме, познавательную творческую активность школьника, зафиксированную в виде какого-то документа, личные социальные достижения внутри и вне школы, подвергающиеся фиксации. Одним из средств оценивания и учета (в т.ч. творческих успехов) является портфолио. "Портфолио" - это модель аутентичного оценивания, которое нацелено на выявление:
- Обьективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- Пробелами в подготовке;
- Трудностей усвоения
- Уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
- Положительных мотивов учения;
- Интереса к предмету;
- Развитие мыслительной деятельности;
- Критического отношения к учебной деятельности.
Кроме этого аутентичное оценивание способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Создание портфолио можно начать с одного учебного предмета, одним учителем, что я и сделала. Разработала модель языкового портфолио и предложила желающим создать при помощи языкового портфолио собственную траекторию образования.
В целом можно сделать вывод, что основное "умение" или "компетентность", наличие которого необходимо сформировать - это уметь самостоятельно осуществлять мышление: проводить анализ, обобщать, делать вывод на основе самостоятельно извлеченной информации, аргументировать свою точку зрения. Или, другими словами, осуществлять мышление в деятельности и для деятельности.
Мониторинг своей деятельности и учащихся.
При компетентностном подходе и личностно ориентированном образовании необходимо оценивать умения ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь. Как было сказано выше, самостоятельное мышление и коммуникативная компетентность накоплений достижений учителя являются приоритетными или выражаясь современным языком - "вызов времени". Это запрос от взрослого профессионального делового мира, который остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников школы. Именно поэтому провожу бальное оценивание устных и письменных ответов учащихся по следующим таблицам (см приложение). Обычно на уроках ученики, слушая ответ и пользуясь этими таблицами, дает оценку своему однокласснику, а затем ученик сам оценивает свой ответ. Если большое расхождение в баллах, необходимо обсудить объективность оценивания. Такая работа учит учащихся объективности, умению отстоять свою точку зрения, формирует коммуникативную компетентность.
Мониторинг своей деятельности провожу через портфолио. Портфолио веду с 2004 года. Практически это был "сундук" накоплений достижений учителя.
В последнее время ключевым словом моего портфолио стало самооценка деятельности, представленной в нем. Меняется концепция формирования портфолио: от портфолио накоплений достижений учителя к портфолио самооценки своей деятельности, а в конце года самооценка работы по теме "Портфолио как ресурс формирования учителем самооценки своей деятельности ". Для этого я составила шкалу оценивания портфолио, так как считаю необходимым для учителя владеть рефлексией и самооценкой своей деятельности. Учитель владеющий этим научит своих учащихся.