Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действийи чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю,успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и др. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон дских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач.
Второе отличие общения сверстников от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным В. В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.
Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданностьникакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальностьи самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы "переломы". От 2 до 7 лет отмечаются 2таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимостисверстникав жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре.
Второй "перелом" внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей,дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов развития общения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками(М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, 1989).
Общение детей разворачивается не само по себе, в хаотичном порядке, а имеет определенные этапы, которые следуют один за другим.
Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка и является условием эмоционально экспрессивного развития. Для общения со сверстниками характерны яркая эмоциональность, отсутствие регламента в общении. Все это придает коммуникативной деятельности особую эмоциональную насыщенность, где ребенок может в полной мере проявить свое экспрессивное "Я".
Общение выступает своеобразным институтом социализации эмоций, переживаний. Именно в общении ребенок имеет возможность упражняться в проявлении своих переживаний, используя как вербальные, так и невербальные средства общения: речь, мимика, жесты. В общении со сверстниками создаются благоприятные условия для обогащения и дифференциации эмоций и чувств, через общение проходит развитие эмоционально- экспрессивных представлений. За счет речевого общения происходит увеличение активного и пассивного словаря, обозначающего эмоциональные состояния.
Благодаря речи у детей развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, происходит овладение средствами выражения своего эмоционального состояния к сверстнику.
Общение со сверстниками является необходимым условием благоприятного развития личности. Развивая навыки общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками, мы способствуем социальному, нравственному, эмоционально-экспрессивному развитию ребенка.
Работая по данному направлению был составлен комплекс занятий, направленных на развитиеэмоционально- экспрессивной сферы старших дошкольников через речевые ситуации.Вот пример одного из таких занятий (для подготовительной группы).
"Мое поведение в конфликте".
Задачи:
- Учить поддерживать интерес собеседника к взаимодействию;
- Развивать стремление к конструктивному общению;
- Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.
Оборудование: не требуется.
Ход урока
Вводная часть.
1. Упражнение на релаксацию "Огонь-лед".
По команде педагога: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: "Лед!"- дети застывают в позе, в которой их застала команд. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.
Основная часть.
2. Упражение "Разыгрывание конфликта".
Дети делятся на пары, в которых они принимают роли разных предметов (предъявляются карточки: вилка и ложка, парта и пенал, стол и солонка, алая губная помада и синие тени и т.д.) разыгрываются конфликты. Обсуждается, кто из ребят как себя проявил в конфликте: наступал или оборонялся?
3. "Как разрешаются конфликты".
Педагог задает детям конфликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, придумывают и проигрывают варианты их продолжения. Примеры конкретных ситуаций:
Воспитатель Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.
Мама лишила Толю на неделю компьютера за то, что он обозвал продавца в магазине.
Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.
4. Игра "Как общаться между собой".
Вначале следует беседа.
"Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями и сестрами, затем в детском саду, в школе. Чем старше мы становимся, тем лучше понимаем, кто нам нравится, кто- нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем- нет. Чтобы лучше понять человека, с которым хочешь дружить, нужно представить себя на его месте, хотя бы только в игре".
Далее детям предлагается ролевое проигрывание ситуаций (роль мальчика выполняет девочка, а роль девочки- мальчик).
Ситуации:
Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.
Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой на занятии. Как ему сказать ей об этом?
На прогулке мальчик упал и поранил коленку. Девочка хочет подойти к нему и помочь. Как ей это сделать?
Заключительная часть.
Рефлексия:
Педагог задает вопроcы:
Кому понравилось сегодняшнее занятие поднимите руку.
Теперь те, кому не понравилось?
Кому было сложно? Почему?