Цели:
- Ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе; формировать умение изменять глаголы по числам.
- Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, памяти, внимания.
- Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.
Оборудование: учебник "Русский язык" 3 класс, Рамзаева; карточки для групповой работы; таблица "Части речи", "Вопросы глаголов в ед. и мн. ч.", опорная схема со словами, магнитофонная запись с голосами птиц.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Ребята! Сегодня к нам в гости пришли учителя 3-их классов. И я надеюсь, что вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
- Запишем дату и вид работы.
- Скажите, какие орфограммы есть в слове - девятнадцатое ? В названии месяца? В словах классная работа?
- Запишите.
II. Актуализация опорных знаний.
Чистописание: ж х хжх жхж жж хх
Ж..знь д..ётся на добр: д..ла.
- Прочитайте предложение.
- К чему оно призывает?
- Объясните, как вы понимаете словосочетание - добрые дела - ? (делать только добро: помогать родителям, товарищам, хорошо учиться; любить всё живое:)
- Списать. Вставить пропущенные буквы. Объяснить пропущенные орфограммы. Указать части речи.
- Проверка сигнальными карточками.
- В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему? (жизнь - мягкий знак звука не обозначает)
- А в каком слове звуков больше, чем букв? Почему? (добрые - -е- обозначает после гласной -ы- два звука)
- Подчеркните главные члены предложения.
- Поэтому для птиц зимой надо сделать кормушки и положить туда корм: семечки, зерно, сало для синиц, тыквенные и арбузные семечки. А весной и летом эти птицы в нашем саду будут есть всех вредителей растений.
- За правильный ответ - вы будете насыпать в кормушки корм, который вы принесли.
III. Словарная работа.
Письмо по памяти.
Прочитайте слова, записанные на листе.
- Пьёт
- Льёт
- Бьёт
- Шьёт
- Вьёт
- Вьюга
- Прочитаем хором.
- Каким правилом объединены эти слова? (разделительный ь).
- Почему в этих словах надо писать разделительный ь?
- Что показывает он в этих словах? (согласный не сливается с гласной).
- Какое слово лишнее? Почему? (вьюга - сущ., остальные - глаголы)
- Запомните эти слова.
- Запишите их в строчку в тетради.
- Проверьте. Кто не допустил ни одной ошибки и записал все слова?
- Молодцы!
- Теперь я допишу несколько слов.
Лошадь пьёт.
Дождь льёт.
Ветка бьёт.
шьёт
вьёт
вьюга
- Прочитайте и скажите, что написано на доске? Обоснуйте ответ. (Записаны предложения. Они выражают законченную мысль)
- Какими частями речи являются слова в предложениях? (это существительные и глаголы)
- Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Докажите.
(существительные - лошадь, дождь, ветка - употреблены в ед. числе, они обозначают один предмет)
- Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ.
(Глаголы - пьёт, льёт, бьёт - употреблены в ед. числе, они обозначают действие одного предмета).
- На какой вопрос отвечают глаголы в ед. ч.? (Что делает?)
- Запишем на доске и в тетрадях:
Ед. ч.
Лошадь (что делает?) пьёт.
Дождь (что делает?) льёт.
Ветка (что делает?) бьёт.
- Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов.
(Лошади пьют. Дожди льют. Ветки бьют.)
- В каком числе употребили существительные и глаголы? (во множественном числе)
- Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов)
- На какой вопрос отвечают глаголы во мн. ч.? (что делают?)
- Запишем на доске и в тетрадях:
мн. ч.
Лошади (что делают?) пьют.
Дожди (что делают?) льют.
Ветки (что делают?) бьют.
- Сформулируйте вывод по плану:
Как изменяются глаголы?
В каком числе употреблены глаголы?
Что обозначают глаголы в ед. ч.?
Что обозначают глаголы во мн. ч.?
(Глаголы изменяются по числам. Они употреблены в ед. и мн. числе. Глаголы в ед. ч. обозначают действие одного предмета. Глаголы во мн.ч. обозначают действия нескольких предметов).
- Прочитаем правило в учебнике на с.204.
- Сможете ли вы сейчас сформулировать (назвать) тему урока?
- Тема нашего урока "Изменение глагола по числам". Будем учиться изменять глаголы по числам в зависимости от имени существительного; правильно ставить вопросы и определять число глагола.
- Глаголы в ед. и мн.ч. отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на
с. 204. (сначала самостоятельно, потом вслух: девочки - в ед.ч., мальчики читают вопросы во мн.ч.)
V. Упражнение в определении числа глаголов.
- Выполним упражнение 547, с. 204.
- Прочитайте задание. Что надо сделать?
- Прочитаем текст. О какой примете весны здесь говорится? Найдите однокоренные слова. (скворечники, скворцы)
- Для чего ребята повесили скворечники? (Скворцы выведут птенцов, и будут есть вредных насекомых)
- Сейчас будет работа в парах. 1-й ряд - записывает первое предложение,
2-й ряд - 2-е предложение, 3-й ряд - 3-е предложение. Перед глаголами в скобках писать вопрос. Указать число глагола. Каждое предложение разобрать по членам (пам.№ 6). Подчеркнуть главные члены предложения.
- Проверка.
- В каком числе стоят все глаголы?
- Почему все глаголы стоят во мн.ч.? (обозначает действия нескольких предметов)
VI. Физминутка с заданием:
1) Я буду называть глаголы. Если этот глагол стоит в ед.ч., то встаёт 1 в., если во мн.ч. - то 2 в.
Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.
2) Игровая физминутка.
VII. Групповая работа по карточкам.
Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.
Списать текст, употребив глаголы в нужной форме. Над глаголами указать число.
В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (ж..лтеет, ж..лтеют) от з..л..тых лютиков.
- Прочитайте получившиеся предложения.
- Покажите сигнальные карточки с буквами и числом, объясните орфограммы и выбор формы числа глагола.
VIII. Коллективная работа.
Игра "Пятый лишний".
- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу.
На доске слова в 2 столбика:
дерево лиса
солнце лисий
тропинка лисица
берегите лес
река лисёнок
(В первом столбике лишнее слово - берегите -, т.к. это глагол, а все остальные имена существительные. Во втором столбике лишнее слово - лес -, т.к. другие слова имеют корень - лис - и другое значение)
- Получилось предложение: Берегите лес!
- Запишите самостоятельно, подчеркните орфограммы, укажите число глагола.
мн.ч.
(Берегите лес!
- По цели высказывания какое это предложение? (побудительное, т.к. советует что-то сделать, побуждает к действию)
- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?
(не ломать ветки деревьев, не жечь костры в лесу, не мусорить, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)
- Человек многое может. От человека, т.е. от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, "болеть душой за нашу планету Земля.
- Кто объяснит, что значит выражение болеть душой? (это беспокоиться, переживать, тревожиться)
- Да, болеть душой - это испытывать тревогу, страдать, беспокоиться. К этому я вас и призываю: "болеть душой" за всё вокруг. Народная мудрость гласит: "Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети".
IX. Мини-сочинение "Лес".
- Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу. Послушайте голоса леса (включить магнитофонную запись).
- Откройте глаза. Расскажите о лесе, в котором вы побывали. (Я люблю лес. В лесу тихо красиво. Там живут разные звери. Берегите лес!)
X. Итог урока:
1. Что вы узнали об изменении глагола? (Глаголы изменяются по числам).
2. Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?
XI. - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Кто считает, что он хорошо работал? Поднимите руки.
XII. Д/з: упражнение 548, с. 204.