Измерение глаголов по числам

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе; формировать умение изменять глаголы по числам.
  • Развитие орфографической зоркости, речи, мышления, памяти, внимания.
  • Воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.

Оборудование: учебник "Русский язык" 3 класс, Рамзаева; карточки для групповой работы; таблица "Части речи", "Вопросы глаголов в ед. и мн. ч.", опорная схема со словами, магнитофонная запись с голосами птиц.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Ребята! Сегодня к нам в гости пришли учителя 3-их классов. И я надеюсь, что вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

- Запишем дату и вид работы.

- Скажите, какие орфограммы есть в слове - девятнадцатое ? В названии месяца? В словах классная работа?

- Запишите.

II. Актуализация опорных знаний.

Чистописание: ж х хжх жхж жж хх

Ж..знь д..ётся на добр: д..ла.

- Прочитайте предложение.

- К чему оно призывает?

- Объясните, как вы понимаете словосочетание - добрые дела - ? (делать только добро: помогать родителям, товарищам, хорошо учиться; любить всё живое:)

- Списать. Вставить пропущенные буквы. Объяснить пропущенные орфограммы. Указать части речи.

- Проверка сигнальными карточками.

- В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему? (жизнь - мягкий знак звука не обозначает)

- А в каком слове звуков больше, чем букв? Почему? (добрые - -е- обозначает после гласной -ы- два звука)

- Подчеркните главные члены предложения.

- Поэтому для птиц зимой надо сделать кормушки и положить туда корм: семечки, зерно, сало для синиц, тыквенные и арбузные семечки. А весной и летом эти птицы в нашем саду будут есть всех вредителей растений.

- За правильный ответ - вы будете насыпать в кормушки корм, который вы принесли.

III. Словарная работа.

Письмо по памяти.

Прочитайте слова, записанные на листе.

  • Пьёт
  • Льёт
  • Бьёт
  • Шьёт
  • Вьёт
  • Вьюга

- Прочитаем хором.

- Каким правилом объединены эти слова? (разделительный ь).

- Почему в этих словах надо писать разделительный ь?

- Что показывает он в этих словах? (согласный не сливается с гласной).

- Какое слово лишнее? Почему? (вьюга - сущ., остальные - глаголы)

- Запомните эти слова.

- Запишите их в строчку в тетради.

- Проверьте. Кто не допустил ни одной ошибки и записал все слова?

- Молодцы!

- Теперь я допишу несколько слов.

Лошадь пьёт.

Дождь льёт.

Ветка бьёт.

шьёт

вьёт

вьюга

- Прочитайте и скажите, что написано на доске? Обоснуйте ответ. (Записаны предложения. Они выражают законченную мысль)

- Какими частями речи являются слова в предложениях? (это существительные и глаголы)

- Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Докажите.

(существительные - лошадь, дождь, ветка - употреблены в ед. числе, они обозначают один предмет)

- Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ.

(Глаголы - пьёт, льёт, бьёт - употреблены в ед. числе, они обозначают действие одного предмета).

- На какой вопрос отвечают глаголы в ед. ч.? (Что делает?)

- Запишем на доске и в тетрадях:

Ед. ч.

Лошадь (что делает?) пьёт.

Дождь (что делает?) льёт.

Ветка (что делает?) бьёт.

- Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов.

(Лошади пьют. Дожди льют. Ветки бьют.)

- В каком числе употребили существительные и глаголы? (во множественном числе)

- Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов)

- На какой вопрос отвечают глаголы во мн. ч.? (что делают?)

- Запишем на доске и в тетрадях:

мн. ч.

Лошади (что делают?) пьют.

Дожди (что делают?) льют.

Ветки (что делают?) бьют.

- Сформулируйте вывод по плану:

Как изменяются глаголы?

В каком числе употреблены глаголы?

Что обозначают глаголы в ед. ч.?

Что обозначают глаголы во мн. ч.?

(Глаголы изменяются по числам. Они употреблены в ед. и мн. числе. Глаголы в ед. ч. обозначают действие одного предмета. Глаголы во мн.ч. обозначают действия нескольких предметов).

- Прочитаем правило в учебнике на с.204.

- Сможете ли вы сейчас сформулировать (назвать) тему урока?

- Тема нашего урока "Изменение глагола по числам". Будем учиться изменять глаголы по числам в зависимости от имени существительного; правильно ставить вопросы и определять число глагола.

- Глаголы в ед. и мн.ч. отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на

с. 204. (сначала самостоятельно, потом вслух: девочки - в ед.ч., мальчики читают вопросы во мн.ч.)

V. Упражнение в определении числа глаголов.

- Выполним упражнение 547, с. 204.

- Прочитайте задание. Что надо сделать?

- Прочитаем текст. О какой примете весны здесь говорится? Найдите однокоренные слова. (скворечники, скворцы)

- Для чего ребята повесили скворечники? (Скворцы выведут птенцов, и будут есть вредных насекомых)

- Сейчас будет работа в парах. 1-й ряд - записывает первое предложение,

2-й ряд - 2-е предложение, 3-й ряд - 3-е предложение. Перед глаголами в скобках писать вопрос. Указать число глагола. Каждое предложение разобрать по членам (пам.№ 6). Подчеркнуть главные члены предложения.

- Проверка.

- В каком числе стоят все глаголы?

- Почему все глаголы стоят во мн.ч.? (обозначает действия нескольких предметов)

VI. Физминутка с заданием:

1) Я буду называть глаголы. Если этот глагол стоит в ед.ч., то встаёт 1 в., если во мн.ч. - то 2 в.

Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт.

2) Игровая физминутка.

VII. Групповая работа по карточкам.

Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.

Списать текст, употребив глаголы в нужной форме. Над глаголами указать число.

В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (ж..лтеет, ж..лтеют) от з..л..тых лютиков.

- Прочитайте получившиеся предложения.

- Покажите сигнальные карточки с буквами и числом, объясните орфограммы и выбор формы числа глагола.

VIII. Коллективная работа.

Игра "Пятый лишний".

- Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом столбике, и вы прочитаете предложение-просьбу.

На доске слова в 2 столбика:

дерево лиса

солнце лисий

тропинка лисица

берегите лес

река лисёнок

(В первом столбике лишнее слово - берегите -, т.к. это глагол, а все остальные имена существительные. Во втором столбике лишнее слово - лес -, т.к. другие слова имеют корень - лис - и другое значение)

- Получилось предложение: Берегите лес!

- Запишите самостоятельно, подчеркните орфограммы, укажите число глагола.

мн.ч.

ерегите лес!

- По цели высказывания какое это предложение? (побудительное, т.к. советует что-то сделать, побуждает к действию)

- Что вы можете сделать для спасения природы? Как и чем можете помочь ей?

(не ломать ветки деревьев, не жечь костры в лесу, не мусорить, не разорять птичьи гнёзда и т.д.)

- Человек многое может. От человека, т.е. от нас, зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять, "болеть душой за нашу планету Земля.

- Кто объяснит, что значит выражение болеть душой? (это беспокоиться, переживать, тревожиться)

- Да, болеть душой - это испытывать тревогу, страдать, беспокоиться. К этому я вас и призываю: "болеть душой" за всё вокруг. Народная мудрость гласит: "Кто посадит дерево - того благословят внуки, кто срубит - того проклянут дети".

IX. Мини-сочинение "Лес".

- Закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу. Послушайте голоса леса (включить магнитофонную запись).

- Откройте глаза. Расскажите о лесе, в котором вы побывали. (Я люблю лес. В лесу тихо красиво. Там живут разные звери. Берегите лес!)

X. Итог урока:

1. Что вы узнали об изменении глагола? (Глаголы изменяются по числам).

2. Что обозначают глаголы в единственном и во множественном числе?

XI. - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Кто считает, что он хорошо работал? Поднимите руки.

XII. Д/з: упражнение 548, с. 204.