Развитие речи в процессе работы над изложением в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Первая цель учителя начальных классов - сформировать основные общеучебные навыки, главный из которых - умение адекватно понимать текст. Уровень сформированности такого навыка обычно проверяется сначала устным, а затем и письменным изложением прочитанного. Однако и сам процесс формирования его невозможен без пересказа, то есть того же изложения.

Письменные упражнения в таком виде работы начинаются со 2 класса, где дети занимаются сначала коллективным составлением связного текста по излагаемому материалу, а затем делают это самостоятельно.

При этом перед учеником стоят две задачи:

  • усвоить прочитанное;
  • выразить усвоенное собственной связной речью.

Наиболее существенным является навык усвоения прочитанного, правильного понимания частей и соотношения их. А между тем дети, особенно обладающие хорошей памятью, как правило, достаточно легко запоминают последовательность событий, но мало задумываются о причинно-следственных связях частей текста. Иными словами, они воспроизводят исходный текст чисто механически, причем учитель относительно этого может долгое время оставаться в неведении.

Как избежать бездумных и бесполезных усилий? Один из приемов - упражнения по принципу складывания пазлов. На партах у детей - разрезанный на отдельные фрагменты (предложения или абзацы) отпечатанный исходный текст. Учитель предлагает составить из имеющихся перед ними кусочков рассказ: для этого фрагменты нужно разложит в определенном порядке. Можно при этом обратить внимание и на простейшие межфразовые средства связи (так называемые "скрепы") между предложениями: местоимения, лексические повторы, указательные слова. Более "продвинутый" вариант - сделать то же самое на мониторе, интерактивной доске или планшете.

После подобных упражнений легче, насколько показывает опыт, излагаются и тексты, воспроизводимые "на слух".

В начальной школе, где письменная речь учащихся развита еще слабо, следует проводить изложение, близкое к тексту. Работа проводится в следующей последовательности:

А. Учитель выбирает небольшой рассказ повествовательного характера и после краткой вступительной беседы читает его.

Б. После чтения идет разбор и запись неизвестных учащимся слов и оборотов речи.

В. Затем учитель вместе с классом составляет план рассказа. Учитель записывает план на доске, учащиеся - в своих тетрадях.

Г. Вторичное чтение рассказа проводится в связи с планом. Прочитав первую часть рассказа, учитель указывает в плане заголовок следующей части и так продолжает чтение.

Можно также обсудить с учащимися, как озаглавить рассказ, и выделить несколько лучших вариантов. Дети, имеющие навык в подыскании заглавий, сумеют сделать это самостоятельно.

При такой детальной подготовке ученики не могут затрудняться письменным пересказом. Даже слабоуспевающие дети вполне справляются с заданием.

Привожу текст рассказа "После пожара" и план работы с ним.

После пожара

На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.

Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек - ёжик. Правый бок его обуглился. Зверек привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.

1. Знакомство с содержанием текста. Текст записан на доске (можно использовать и печатные ксерокопии на каждой парте, но предпочтительнее, чтобы дети видели единый прописанный вариант).

2. Подготовительная работа к передаче текста:

- Что случилось на лесной вырубке?

- Какими оказались последствия пожара?

- Кто пришел на помощь ёжику?

- Как он ухаживал за пострадавшим?

- Что должны помнить люди, чтобы не полыхали пожары в наших лесах?

3. Лексико-орфографическая подготовка.

4. Обсуждение названия рассказа.

5. Составление плана:

1. Пожар на лесной вырубке.

2. Пострадавший ёжик.

3. Больной идет на поправку.

6. Вторичное чтение рассказа (проводится в связи с планом).

7. Пересказ по частям и всего рассказа.

8. Запись текста.

9. Самопроверка.

*** Разрешаю во время письменной работы пользоваться орфографическим словарем и получать консультации от учителя в отношении правописания.

К 3-4 классу, по мере развития навыка следить за логикой развития событий, есть смысл перейти и к более трудному упражнению: не читая последний абзац, предложить ученикам самим придумать конец истории. Такого рода задания обычно привлекательны для детей, учителю же они дают возможность проверить, насколько точно ребенок уловил последовательность и взаимосвязь частей рассказа, его основную мысль.

После того как рассмотрены разные версии окончания прочитанной истории, учитель озвучивает и авторский вариант концовки. Нередко случается, что кто-то "угадал" замысел писателя и придумал такой же конец. В этом случае, сравнивая ученическую работу с оригиналом, не стоит упускать возможность обратить внимание детей на то, какими средствами пользуется писатель, чтобы текст оказался связным и законченным.