Информатизация образования - это не только установка компьютеров в образовательном учреждении или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Информатизация школы вызвана необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах деятельности школы, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации без помощи компьютерных технологий и средств связи, с другой стороны.
Информатизация школы является велением времени, и вопрос о необходимости использовании компьютера в школе решен. Появились такие новые понятия, как информационная культура, компьютерная грамотность и компетентность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), единое информационное образовательное пространство и др.
Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребностям развития общества. Поэтому нами были выделены следующие основные направления информатизации:
- оснащение школ необходимой компьютерной техникой;
- создание условий для обучения педагогов эффективной работе с компьютером, использованию компьютерной техники и возможностей Интернет-технологий в учебном процессе, повышения квалификации педагогов;
- создание системы электронных образовательных ресурсов, методического и дидактического обеспечения ИКТ;
- создание условий для самореализации учащихся и педагогов в условиях внедрения новых сетевых форм учебной и внеучебной деятельности;
- перевод управления образованием на уровень использования новых технологий и сбора данных с помощью компьютеров;
- создание единого информационного пространства образовательного учреждения.
Процесс информатизации школы - это поиск новых способов жизни, который привёл к пониманию того, что управление образовательным процессом оптимально в условиях единого информационного пространства, создание которого в современном образовательном учреждении является насущной необходимостью.
Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился критически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую.
Модель информационной деятельности школьного информационного пространства в настоящее время можно представить совокупностью различных процессов:
- преподавание информатики в школе;
- интеграция информационных технологий в преподавание предметов;
- информатизация внеклассной работы;
- информационное управление школой.
Анализ работ отечественных специалистов в области информатизации образования и педагогов-практиков позволяет выделить следующие составляющие единого информационного пространства школы: физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
1. Физическая, или "неэлектронная", составляющая. Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, библиотека (медиатека) т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации.
2. Информационная, или "электронная", составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
Особо в "электронной" составляющей единого информационного пространства школы следует выделить интранет - функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения. Интранет помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой и т. п.
Важным "электронным" элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, методические центры, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета.
3. Психологическая составляющая учитывает:
- тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
- волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
- психологическую готовность к изменению парадигмы образования, переходу от философии "давать знания" к философии "учить добывать знания".
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
- общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
- выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
- желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Проблема создания единого информационного пространства лицея решается путём реализации проекта "Развитая информационная среда образовательного учреждения "INFO_лицей_7.ru". Данный проект позволяет решить насущные задачи, стоящие перед всеми участниками образовательного процесса.
Хотелось бы остановиться только на задачах, которые стоят перед системой управления образовательного учреждения:
- разработка механизма повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса;
- отражение деятельности лицея на сайте лицея;
- создание единой информационной базы данных лицея, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса;
- оперативное получение и анализ информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
- доступ к сведениям о сотрудниках, учащихся, родителях;
- ведение расписания уроков, школьных и классных мероприятий;
- ведение электронного классного журнала;
- мониторинг движения учащихся;
- создание системы школьного документооборота;
- автоматизированное составление отчётности для управления образования.
Данные задачи успешно решаются путём внедрения в работу ОУ программного продукта "INFO_лицей_7.ru", который включает в себя:
- модуль коммуникации (сайт, почта, форум, доска объявлений);
- электронное расписание;
- модуль тестирования;
- возможность создания коллекций электронных ресурсов;
- модуль дистанционного обучения;
- электронные журналы, отражающие не только выставление оценок, но и учет посещаемости;
- модуль информационного контроля питания учащихся;
- модуль библиотеки;
- модуль дополнительных образовательных услуг.
Кроме того все участники учебно-воспитательного процесса получают единую среду обмена информацией в рамках ОУ (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу.
Плюсы при использовании данной информационной среды и как следствие создания единого информационного пространства в ОУ очевидны:
- Информационная пропаганда деятельности школы затрагивает все основные аспекты деятельности школы и управляема нами.
- Значительно повышается самооценка учителя.
- Открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к школе и статус самой школы.
- Возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе on-line повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка.
- Создание единой информационной среды позволяет анализировать, прогнозировать, корректировать процессы жизнедеятельности школы в ускоренном темпе. Время принятия решений значительно сокращается.
- Повышается объективность информации.
- Любая отчетность формируется автоматически.
- Доступ к информации возможен из любой точки мира.
- Разграничение прав доступа, защита персональных данных ребёнка и, как следствие, соблюдение его прав.
- Максимальная безопасность ребёнка.
- Дистанционное обучение.
Основными результатами информатизации системы школьного образования должны стать:
- Повышение показателей обученности учащихся
- Более полная реализация концепции личностно-ориентированного образования
- Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий.
- Автоматизация документооборота
- Автоматизация процесса управления школой
- Повышение информацинной и общей культуры учащихся и педагогов.
- Свободное общение учащихся и педагогического коллектива на специализированных сайтах в Интернете, с помощью электронной почты.
- Появление, закрепление и развитие общественной потребности в непрерывном образовании, адаптирующейся к изменениям социально-экономической ситуации, поддерживаемой ресурсами информационно-образовательного пространства.
Уверены, что успешному и скорому достижению данных результатов будет способствовать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.
Литература:
- Виноградова Е.А. Создание единого информационно - образовательного пространства в образовательном учреждении. ИКТ - новая технология управления в образовательном учреждении // https://urok.1sept.ru/articles/538755/
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.