Технологии: мультимедийный проектор (урок сопровождается показом слайдов), интерактивная доска.
Цели урока:
- повторить изученное о глаголе; пунктуацию между однородными членами и в сложном предложении; подготовить учащихся к мини сочинению на тему "Моя звезда";
- развивать образное и логическое мышление и речь; чувство языка, языковой памяти; способствовать расширению кругозора учащихся;
- формировать школьника как личность, развивать его эмоции, самостоятельность мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
Тип урока - творческая мастерская
Методы обучения - словесно-иллюстративные, эвристические
Оборудование - мультимедийный проектор (урок сопровождается показом слайдов), интерактивная доска, рисунки учащихся, словарь речевых оборотов.
Ход урока
Организационный момент. (Отгадывание темы и сообщение целей урока)
Учитель. Здравствуйте, садитесь. Сегодняшний урок - творческая мастерская. Составьте словосочетание из данных звуков: [а], [д], [з], [и], [в],[з], [а], [й], [м], [а] и вы отгадаете тему урока.
Ученик. Это словосочетание моя звезда, значит и тема нашего урока "моя звезда".
Учитель. Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Ученик. Двадцать первое апреля.
Классная работа.
Творческая мастерская "Моя звезда".
Учитель. На протяжении урока Вам предстоит собрать материал о звезде и написать сочинение о том, какой вы представляете звезду, что вы думаете о звезде.
Проверка домашнего задания.
Учитель. Дома Вы должны были вспомнить встречу со звездой, рассказать об этой встрече в 3 - 5 предложениях и проиллюстрировать свой текст. Посмотрим, что у вас получилось. (Приложение. Работы учащихся).
Ученик. 2- 3 ученика зачитывают свои работы.
Подготовка к сочинению.
Учитель. Все вы обратились в воспоминаниях к прекрасному звёздному небу (показ слайда №1). Никто не вспомнил, например, о необычном по форме животном моря (показ слайда №2). Слово звезда многозначное(показ слайда №3).Но сегодня на уроке мы будем говорить о небесной звезде.(показ слайда № 1)
Назовём слова - ассоциации к слову звезда. Запишем столбиком с маленькой буквы 5-6 слов, которые связаны в нашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.
Ученик. 2 ученика работают на доске(работа на интерактивной доске)
звезда
ночь
тайная
космос
Вселенная
благодать
Учитель. Кто хотел бы прочитать свои слова?
Ученик. 2 ученика зачитывают свои слова.
Учитель .Нарисуем силуэт своей звезды. Для этого Вам понадобится лист белой бумаги и фломастеры.
Ученик. Один ученик рисует на интерактивной доске, другие на альбомном листе.
Учитель. Посмотрим, какие звёзды у вас получились. Поднимите, покажите нам свои работы. Молодцы (учитель несколько рисунков вывешивает на доску). Итак, у нас получилось своё звёздное небо.
Вы нарисовали звезду. Символом какого образа, идеи может быть знак, изображающий звезду? Запишите, символом каких ценностей является для Вас ваша звёздочка?
Ученик. 2 ученика работают у доски, остальные в тетрадях. (работа на интерактивной доске)
Символ красоты,:, счастья, тайны, недосягаемости, мечты, надежды,:.
Учитель. Кто хотел бы рассказать о своих мыслях?
Ученик. 2 ученика зачитывают свои слова-символы.
Работа по пониманию звезды как знака.
Учитель. (показ слайда № 4) В каждом из нас - своя звезда, своя надежда. Звезда, как нравственный стержень, не позволяет человеку оступиться, потерять надежду. Образ звезды часто появляется в творчестве художников: писателей, живописцев, графиков, композиторов, режиссёров. Вспомним стихотворения, включающие слово звезда. (опережающее задание)
Ученик 1. Образ звезды встречается в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу".
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит:
Ученик 2. В стихотворении Афанасия Фета:
Какое счастие: и ночь и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звёздами;
А там-то : голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
Ученик 3. В стихотворении Ивана Бунина:
Звёзды ночью вселенней, нежнее,
Соловьи осторожней поют:
Я люблю эти тёмные ночи,
Эти звёзды, и клёны, и пруд.
Ты, как звёзды, чиста и прекрасна:
Радость жизни во всём я ловлю -
В звёздном небе, в цветах, в ароматах:
Ученик 4. Ольга Фокина
Звёздочка моя ясная:
Песни у людей разные,
А моя - одна на века;
Звёздочка моя ясная,
Как ты от меня далека!
Ученик 5. Николай Рубцов. В горнице.
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды:
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе:
Ученик 6. Николай Рубцов. Звезда полей.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою:
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом,
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром:
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей:
(показ слайда № 5 сопровождается народной песней "Гори, гори, моя звезда")
Собирание материала к сочинению.
Учитель. Послушаем, как рассказывают о своём мировосприятии взрослые люди. Постараемся понять их. Запишем для себя те строчки, которые запомнились, затронули душу. Они пригодятся вам при написании сочинения.
Ученик 1. Читает текст слайда № 6(остальные учащиеся записывают строчки, которые их заинтересовали).
Текст № 1.
Звезда - вечность.
Что для меня звезда? Звезда на чёрном бездонном ночном небе - это всегда непостижимая загадка, тайна. Она завораживает, чарует, увлекает, уводит за собой в какие-то неизвестные бескрайние просторы. Зовёт своим далёким светом. Заставляет задуматься о вечном, оторваться от маленьких земных забот и представить неизмеримость мира.
Вот тогда ощущаешь себя песчинкой в мире Вселенной.
Текст № 2.
Ученик 2. Я хотела бы быть звездой. Для родителей. Хочу, чтобы они гордились мной. Изо всех сил буду стараться светить как можно ярче, чтобы у них было больше радости.
Текст № 3.
Ученик 3. (читает текст слайда № 7) 1) Мне хочется стать звездой для себя. 2)Самооценка, самоуважение, самостоятельность помогут мне в жизни. 3) И тогда потянутся ко мне остальные звёзды и звездочки, а в мире появится ещё одно созвездие.
Текст № 4.
Ученик 4. Счастье для меня - звезда, к которой человек стремится всю жизнь; звезда, которая согревает сердце, дает силы жить и творить.
Трое учащихся показывают инсценировку стихотворения.
(показ слайда № 8; перед доской вывешивается сияющая звезда)
Елена Станиславовна Наумова.
Разговор с сыном о звезде.
Однажды мой сын
Мне сказал по секрету:
- Я звездочку с неба
Достану во-о-н эту.
Сачком ли, крючком ли,
Другим ли предметом -
Увидишь,
Достану я звёздочку эту.
Когда вы уснёте,
Залезу на крышу,
А с крыши высокая звездочка ближе.
Я спорить не стала:
- Допустим, ты сможешь,
Достанешь ты звёздочку эту.
И что же?..
- Её поселю над кроваткой своею.
И будет нам с нею вдвоём веселее.
- А если в твоём уголке
Вся в печали
По звездному небу она заскучает?
Но сын не сдавался:
- На кухне поселим.
На кухне теплее, светлее, вкуснее:
Я тихо вздохнула:
- И даже на кухне
Без неба звезда твоя
Сразу потухнет.
Орфографическая и пунктуационная работа.
Учитель. Напомню, вам нужно написать сочинение. При написании его вам никак нельзя обойтись без глаголов. Поэтому вернёмся к тексту № 1, 2.
(показ слайда № 6). Запишите 4 глагола (инфинитив, глагол настоящего, будущего, прошедшего времени), встретившиеся вам в первом и втором тексте. Какие правила правописания глагола вы должны вспомнить?
Ученик. Инфинитив - восхищаться.
Наст. время - сверкает.
Буд. время - помогут.
Прош. время - заледенела.
Учитель. Обратимся к тексту № 3. Объясните постановку знаков препинания во 2 и 3 предложениях.
Ученик. Второе предложение простое, осложнено однородными подлежащими, а третье сложное, союзное, сложносочинённое.
Словарь речевых оборотов, которые могут быть использованы в творческой работе(листы вывешиваются на доску с тем, чтобы в дальнейшем все могли использовать их при выполнении творческого задания).
Далёкая, загадочная, золотая, манящая, недоступная, неповторимая, светлая, таинственная, удивительная, прекрасная, путеводная, яркая, ясная : звезда.
Великолепие, волшебство, красота, загадочность, неповторимость, притягательность : звезды.
Восхищаться, любоваться:; быть,
стать : звездой; верить : в звезду;
глядеть : на звезду; не отрывать взгляда : от звезды; сидеть : под звёздами.
Звезда волнует, глядит, горит, дарит надежду; льёт таинственный свет; манит, мигает, освещает путь; исчезла, спряталась, упала; украшение ночного неба.
Творческая работа.
Итог урока.
Ученик. Выслушать 2-3 работы. (Приложение. Работы учащихся).
Учитель. Выставление оценок. Оценивает работу класса.
Задание на дом.
Учитель. Подготовить ответы на контрольные вопросы. Вспомнить, в каких ещё произведениях встречался вам образ звезды.