Актуальность.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап знакомства, когда знания о культуре взаимоотношений с природой систематизируются и обобщаются. Знакомя детей с окружающим через рассказывание экологических сказок, наблюдений на прогулках и в группе мы закладываем основы экологической культуры.
Цель: Уточнить представление детей о птицах, об их условиях жизни.
Мы предположили, что используя интегрированное занятие, по экологическому воспитанию на тему "Зимующие птицы" является доступным, познавательным для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить узнавание птиц по внешнему виду, повадкам, пению.
- Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.
- Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через игру.
- Формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулках; рассматривание картинок с изображением птиц; разучивание стихотворений и примет о птицах. Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц. Изготовление медалей " Юный птицелюб".
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц (зимующие и перелетные); маски птиц; корм для птиц: зерна овса, пшеницы, семечки, не соленое сало; изображение севера и юга (макеты); аудиозапись с голосами птиц; рисунки гнезд разных птиц; медали "Юный птицелюб".
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Занятие-путешествие. Мы собрались в музыкальном зале, чтобы говорить о птицах. У нас в гостях ворон (игрушка). Он прилетел к нам, чтобы узнать, что вы знаете о птицах. Наступила зима - самое трудное для птиц время года. Птицы нуждаются в нашей помощи. Давайте вспомним названия птиц. Вот первая остановка "Отгадай-ка".
-Ребята загадаю вам загадки. Будьте внимательны.
1. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Как зовут ее? (Синичка)2. Уличный мальчишка,
В сером армячишке.
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)3. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красной зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)4. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)5. Все я вижу. Все я знаю.
Не узнаю - не беда,
Можно выдумать всегда,
Что творится в лесу-
На хвосте принесу. (Сорока)
Воспитатель: Ворон, ребята приготовили стихотворения о птицах. Давайте послушаем.
1) Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится:
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень:
Тири-тири, тень - тень - тень.
2) Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
-Киньте крошки воробью-
Я вам песенку спою.
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень-
Буду пень вам целый день.
Чик - чирик!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прочитали очень интересные стихотворения. А сейчас мы пойдем к следующей остановке.
Остановка называется "Поиграй-ка".
- Давайте проверим, знаете ли вы, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.
Поиграем в игру "Найди свой дом":
Каждый ребенок берет карточку с изображением птицы и бегает по поляне (по залу) . Через некоторое время воспитатель произносит слово "стоп". В зависимости от того, какая птица изображена на карточке, дети встают рядом с символом изображения севера или юга. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется. После игры дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята скажите, где птицы строят свои гнёзда? (на деревьях, на земле, на скалах). Посмотрите на рисунки и скажите, гнёзда каких птиц вы видите? <Рисунок 1,2,3,4>
- Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм. Особенно трудно птицам приходится во время метели и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться, поближе к жилищу людей. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Стайки воробьев регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, следующее остановка "Птичья столовая". Подойдите, ребята, к столу.
- Знаете ли вы, как надо вести себя рядом с кормушкой для птиц? (Нельзя шуметь, громко разговаривать). Какими разными могут быть кормушки для птиц. Посмотрите и скажите, из чего они сделаны. Какой корм можно насыпать в кормушки для птиц? (Семена подсолнуха, тыквы, арбуза, овес, пшено, не соленое сало, семена сорных трав, хлебные крошки).
-Сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. А сейчас прослушаем запись с голосами птиц.
Проводится дидактическая игра "Голоса птиц".
-Голоса, каких птиц вы услышали? (Кукушка, дятел).
Чтение стихотворение А.Яшина.
1. Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.2. Сколько гибнет их -
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Идем дальше. Остановка "Приметы".Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз. Надо теплее одеваться). Ребята тоже знают приметы. Слушаем.
Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева - к морозу.
Ворона сидит на верхушке дерева - к морозу.
Воробьи громко чирикают - к оттепели.
Вороны и галки садятся на низко растущие ветви - к ветру.
Воспитатель. Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие). Назовите их. (Ворона, сорока, воробей). Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные). Назовите их. (скворец, ласточка, чайка).Чем похожи все птицы?(Перья, крылья, клюв).Чем отличаются?(Размером, цветом перьев, формой клюва и хвоста).Назовите птиц, которых можно встретить в нашем городе зимой.(воробей, ворон) Воспитатель:
А сейчас все встали в круг, наденем маски птиц и поиграем в игру "Птицелов". <Рисунок 5>
Выбираем "птицелова" считалкой. Он встает в центр круга, ему завязывают глаза.
Птицы идут по кругу, говорят слова:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Птицелов идет!
Птицы улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Птицы останавливаются. Птицелов подходит к одному игроку, тот издает крик птицы. Прицелов угадывает название птицы и имя игрока.
- Молодцы, ребята! Хорошо, что среди наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать птиц возле кормушек, одну из кормушек мы подвесим у нас на участке и будем подкармливать птиц. Пусть с утра до вечера на них суетятся птицы.
Вот и закончилось наше путешествие. Теперь мы знаем зимующих и перелетных птиц. Можем узнать их по внешнему виду, можем различать их по пению, и знаем какую помощь можно оказать, птицам в холодное время года.
Берегите птиц, ведь они приносят пользу для человека. Ребята, ворон каждому из вас вручает медаль "Юный птицелюб".
Использованная литература:
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль,2001.
- Четыре времени года. Книга для воспитателей детского сада./ Сост.В.В.Бианки, А.А.Клыков, С.А.Веретенникова. - Москва, 1978.