Задачи:
- Повторить понятие «географическое положение материка».
- Определить географическое положение Австралии.
- Выяснить черты сходства и различия в географическом положении Австралии и Африки.
- Рассказать о плавании А.Тасмана и Д.Кука, о заселении Австралии.
- Продолжить обучение учащихся навыкам работы с картами – изучение рельефа и полезных ископаемых материка.
Средства обучения: глобус, физическая карта полушарий, физическая карта Австралии, презентация.
Содержание урока:
1. Географическое положение
Учитель: Австралия – это удивительный материк со своеобразной природой.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там очевидно ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от Северной жары,
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот:
Ее исток на Лондонском причале,
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ;
Австралия – страна наоборот.
Учитель: Почему поэтесса назвала
Австралию страной наоборот? Чтобы ответить на
этот вопрос – давайте выясним географическое
положение материка.
– Что значит географическое положение? (Это
положение материка по отношению к:
А) экватору,
Б) нулевому меридиану,
В) океанам и морям, омывающим материк
Г) к другим материкам – удален от других
материков или нет?
Е) определение крайних точек материка и их
координат.)
Ученики определяют по картам атласа координаты крайних точек, один ученик у доски определяет координаты и записывает на доске.
Северная точка м. Йорк 10oю.ш.; 142oв.д.
Южная точка м. Саут Пойнт 39oю.ш.; 146oв.д.
Западная точка м.Стип Пойнт 26oю.ш.; 113oв.д.
Восточная точка м. Байрон 28oю.ш.; 153oв.д.
Ученики определяют протяженность Австралии с
запада на восток в градусах и километрах по 260ю.ш.,
если в 10– 100 км.
С запада на восток:
153o – 113o = 40o; то 100 * 40 = 4000 км.
С севера на юг по 142o в.д.
39o – 10o = 29o
1o = 111 км, 111* 29 = 3219 км
Учитель: Давайте рассмотрим очертания
береговой линии материка. По картам ученики
определяют омывающие материк океаны, моря,
заливы, проливы.
Большой Барьерный риф протягивается на 2 тыс. км.
Площадь суши приблизительно равна 210 тыс. км2.
До сих пор нет точной карты этой группы островов,
и рыбаки пользуются опытом предков, которые
некогда отыскали между рифами проливы, ведущие
на морской простор.
В водах Барьерного рифа водится 1,5 тыс. видов рыб.
Здесь живут гигантские черепахи, морской орлан.
Удивительная красота рифов – царство тишины,
ярких красок. На глубине кораллы горят красками,
которым есть лишь одно название –
фантастические: восемь оттенков зеленого, пять –
фиолетового, десять – красного – от
нежно-розового до карминового, черный, желтый,
коричневый, белый.
Гигантская двухметровая тридакна с волнистыми
краями закрывается при легком прикосновении.
Самой страшной угрозой рифу за последние годы
стала морская звезда «терновый венец». Каждую
неделю морская звезда поедает 1м2
кораллового рифа. На Большом Барьерном рифе
выступает 600 островов 2445 рифов. Одно из важных
условий образования рифов – это чистые, соленые,
теплые воды.
Учитель: Назовите наиболее крупные острова и полуострова материка?
Уч-ся называют и показывают по карте острова Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, полуостров Арнемленд, Кейп-Йорк.
Учитель: Береговая линия изрезана
слабо. Найдите и назовите моря, заливы, проливы,
омывающие материк
Так почему же Австралия страна наоборот.
Учащиеся подчеркивают, что расположена в южном
полушарии материки имеют противоположные
времена года., спасает Юг от Северной жары.
2. История открытия
– Как давно люди узнали о новом материке? Как шло исследование?
Рассказ учеников + Презентация.
Австралия была открыта европейцами позже других материков. Этому препятствовали ее отдаленность и обособленность от Европы. Материк открыла экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана. Восточное побережье Австралии открыл во второй половине 18 века английский мореплаватель Джеймс Кук. С конца 18 века начинается освоение Австралии. Английское правительство поначалу ссылала сюда преступников. Европейцев привлекали хорошие пастбища в районе современного Сиднея в 18 веке высадились англичане. «Первый флот» (11 судов) доставил сюда 850 каторжан и около 200 солдат и офицеров. Под грохот пушек и кандальный звон началась колонизация Австралии. Он исследовал северные и северо-западные берега материка и в 1642-1643 гг. и открыл остров, названный его именем – Тасмания. А.Тасман доказал, что Австралия – самостоятельный материк, а не часть какой-то неведомой южной земли.
3. Особенности рельефа материка
– Что такое рельеф? Какие существуют основные
формы рельефа?
Посмотрите на карту «Строение земной коры»,
охарактеризуйте её и определите, на какой
литосферной плите находится Австралия? (На
Индо-Австралийской плите).
На границе плит – в районе сейсмических поясов
происходят часто землетрясения и извержения
вулканов.
Рассказ учителя о трагических событиях, которые произошли 26 декабря 2004 г. в Индийском океане около о. Суматра, на северо-востоке Индо-Австралийской плиты.
Рано утром в Индийском океане произошло
сильное подводное землетрясение, силой около 9
баллов, породившее гигантские волны – цунами.
Произошёл внезапный сдвиг плит –
Индо-Австралийская плита зашла глубже под
Бирманскую. В результате океаническое дно
деформировалось, вытолкнув на поверхность
огромные массы воды. Высота волн была до 10 метров,
масса поднятой цунами воды достигала 100 млрд. тон,
скорость движения на прибрежной полосе
достигала 720 км/час. Цунами обрушились на
Юго-Восточное побережье Азии, гигантский вал
докатился даже до восточного побережья Африки. В
результате катастрофы погибло около 300 тыс.
человек.
На побережье Австралии также наблюдалось
поднятие уровня воды в океане, разрушений и
пострадавших нет.
– Посмотрите на карту «Строение земной коры» и
определите, каково тектоническое строение
материка Австралии? (В основе большей части
материка лежит Австралийская платформа, на
востоке протянулась область древней
складчатости).
– Что такое платформа и область складчатости?
– Какие равнины соответствуют Австралийской
платформе? (Центральная низменность, Большая
Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория).
– Какие горы характерны для области древней
складчатости? (Большой Водораздельный Хребет).
– Какой рельеф преобладает в Австралии? (Равнинный,
так как в основе большей части Австралии
расположена платформа).
– Есть ли на материке Австралия вулканы и
разломы, как в Африке? (Австралия – спокойный
материк, здесь нет действующих вулканов,
землетрясений и разломов).
Подробнее знакомятся с объектами рельефа Австралии, совершив путешествие по материку. Заслушиваются сообщения ребят, подготовленные по дополнительной литературе.
4. Полезные ископаемые.
После каждого выступления ученики обозначают на контурной карте изученные географические объекты.
Особенности рельефа Австралии:
- На материке Австралия преобладает равнинный рельеф, так как в основании лежит платформа.
- Единственная горная система расположена на востоке – это разрушенные средневысокие горы.
- Австралия – спокойный материк, нет действующих вулканов, землетрясений, современного оледенения.
- Материк Австралия богат полезными ископаемыми.
5. Закрепление
По плану определяются черты сходства и различия рельефа Австралии и Африки.
Слайд 32.
Признаки сравнения рельефа.
- Преобладающие формы рельефа.
- Виды равнин по высоте.
- Виды гор по высоте.
- Процессы, изменяющие рельеф.
- Полезные ископаемые
- Вывод
Тестовая работа:
1. В рельефе преобладают равнины.
2. Самая высокая вершина материка – вулкан
Килиманджаро.
3. В основании большей части материка находится
платформа.
4. На северо-западе материка расположена область
новой складчатости.
5. Низменности занимают треть материка,
расположены в центре и на побережье.
6. На востоке материка протянулся разлом.
7. Материк богат полезными ископаемыми.
8. На востоке протянулись средневысокие горы.
9. Это спокойный материк.
10. Для материка характерны вулканизм и
землетрясения.
Ответы: 1,3,5,7,8,9.
Учитель подводит итог урока. (Задаёт домашнее задание и выставляет оценки).
Домашнее задание: в презентации
Литература:
- Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской и др. «География материков и океанов». Волгоград, 2002 г.
- География в кроссвордах/ сот. С.Н.Труднева. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/ сост. С.Г. Зубанова. Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007.
- Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 7 класс к учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс»/ Л.Е. Перлов. – М.: «Издательство «Экзамен». 2007.
- Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.
- Физическая география: Справ. Пособие для подгот. Отд. И поступающих в вузы/ Г.В. Володина, И. В. Душина, С. Г. Любушкина и др.; Под ред. К.В. Пашканга. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1995.