Цели урока:
- Закрепление, углубление знаний о причастии; проверка компетентности учащихся.
- Формирование самостоятельности, умения вести самоконтроль; создание активизирующей речевой среды.
- Развитие навыков коллективной деятельности.
Ход урока
Сообщение цели урока и её мотивация. Групповой зачёт. Личный зачёт. Итоги.
Оборудование урока.
Обобщающие таблицы. Карточки с личными зачётными заданиями. Портфолио учащихся.
Подготовительная работа.
На первом уроке по теме было объявлено, что тема “Причастие” будет повторена в виде зачёта с обучающей целью. Сформировано 2 группы. Назначены консультанты – ассистенты (десятиклассники). С их помощью подготовлены “Личные зачётные листы”, листы учёта знаний группы. В случае необходимости ассистенты оказывают помощь учащимся. Вопросы даны заранее. Домашнее задание – подготовить и вложить в “Портфолио” примеры из литературы предложений с причастиями, причастными оборотами.
I. Сообщение цели урока и её мотивация.
– Отгадайте загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
– Это причастие, над изучением которого мы трудились много дней. Сегодня увидим, чему же научились. Ведь тема “Причастие” – одна из самых сложных и важных для повышения грамотности и культуры речи, вы убедились, что причастия обогащают нашу речь, помогают точно выразить мысли и чувства.
Ваша оценка будет зависеть от вас и от ваших товарищей. Работаем под девизом: “Один за всех, все за одного”. Ассистенты выставят оценки, полученные вами, в ваши “Личные зачётные листы”. Так, они уже оценивают ваши домашние задания, представленные вами в портфолио.
II. Групповой зачёт
- Дайте определение причастия
- Дайте определение причастного оборота и расскажите о пунктуации при нём.
- Конкурс “Подари вопрос сопернику”.
- Взяв билет с вопросом, адресуйте его любому члену группы соперников. (По 4 вопроса каждой группе).
- Расскажите всё о слове, имеющем данную структуру:
- Найдите в данном тексте (карточки на столах каждой группы) причастия. Дайте им наиболее полную характеристику.
- Тест для групп (выполняют коллективно на бланке).
Составьте предложение, где бы это слово входило в причастный оборот. Запишите и объясните знаки препинания.
III. Личный зачёт
Каждый получил карточку с личными зачётными заданиями. Выполняются поочерёдно 3 задания на отдельных листочках и сразу сдаются ассистентам на проверку. В случае необходимости обращаются к ним за помощью.
Личное зачётное задание
|
Выполне..ая работа, (не)сжатая рожь, (не)замеченная пограничником собака, роман (не)написан. Это вулкан потухший много веков назад вновь набирает силу. |
Часто мы видим падающие листья.
IV. Подведение итогов зачёта ассистентами
Десятиклассники при участии учителя проверили работы, занесли оценки в “Личные зачётные листы”, распределив всё в портфолио учащихся. Подводя итоги, они делают общую оценку группам, выделяют лучших в личном зачёте, высказывают мнение об уровне подготовки учащихся.
Учитель завершает подведение итогов.
Самоанализ урока в 7-м классе “Причастие”
На изучение темы “Причастие” отводится 34 урока. Это 32-й урок. Впереди диктант и анализ диктанта.
Урок Повторительно-обобщающего типа, ведущая цель которого состоит не столько в проверке усвоения темы, сколько в данной учащимся возможности применить знания в новой обстановке, улучшить свою компетентность в этой теме.
К зачётам ребята привыкли, не боятся их. Этот зачёт проходил в форме состязания групп, что соответствует возрасту и особенностям учащихся: все они коммуникабельны, независимы, приблизительно одинаковы по уровню обучаемости.
Перед уроком ставились следующие цели:
- Образовательная: закрепление, углубление знаний, проверка компетентности учащихся;
- Развивающая: формирование самостоятельности, умения вести самоконтроль; создание активизирующей речевой среды;
- Воспитательная: развитие навыков коллективной деятельности.
Исходя из целей урока, спланирована его структура: постановка перед учащимися целей и задач урока, зачет, включающий групповую и индивидуальную работу, итоги.
Задания подбирались с учетом способностей ребят, различались по способу сложности.
Лидеры групп отвечали за подготовку товарищей, организованную работу на уроке.
Наиболее сильное положительное влияние на формирование конечного результата урока должна была оказать коллективная работа групп по выполнению единого теста.
На уроке прослеживалась сложенная работа обеих групп, но особенно первой: они четко отвечали на теоретические вопросы, быстрее справлялись с заданиями, лучше выполнили тест.
После группового зачета учащиеся были уверенно перешли к выполнению личных зачетных заданий, как показала проверка, в целом справились с ними.
Работа ассистентов на таком уроке необходима. И сегодня их помощь была очевидна на всех этапах урока, особенно при проверке подведении итогов.
Считаю триединую цель урока реализованной.