Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с русской художественной культурой, с особенностью и оригинальностью традиционного русского народного костюма, сообщение новых знаний о символике в орнаменте, об оформлении - декорировании костюма. Использование технологии деятельностного метода.
Ход урока
- Приветствие. Самоопределение к деятельности. Мотивация на учебу.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Постановка учебной задачи.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Рефлексия.
- Ребята! Давайте поприветствуем гостей, друг друга. Пожелаем друг другу на уроке удачи и творчества. Девиз нашего урока: “В наш мир народною тропою”.
Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка:
- “Встречают по одежке - провожают по уму”?
- Да!
- А как Вы ее понимаете?
- Ответ.
- А какие сведения об одежде, костюме Вы помните? О какой одежде мы уже говорили на уроках?
- Ответ: Сарафан, рубаха, порты, кокошник, душегрея и т.д.
- Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.
- Ответ: Повседневная, праздничная, обрядная (Рис.1,2,3; Рис. 4,5,6,7; Рис.8,9,10) .
Рис. 1 и 14
Рис.2 и 16
Рис. 3
Рис. 4 и 13
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10 и 24
- А какой элемент был общим и необходимым в любо костюмном ансамбле?
- Ответ: Рубаха.
- А как она оформлялась?
- Ответ: С использованием орнамента.
- Какой орнамент использовался?
- Ответ: Геометрический, растительный (Рис.11,12).
Рис. 11
Рис. 12
- Хорошо, я предлагаю Вам выполнить на заготовках орнамент, обозначающий плодородие и знак солнца.
Работа с заготовками.
- Ребята! А почему у нас получился разный орнамент? Ведь задание было у всех одинаковое .
- Ответ: Так как не знаем, не проходили.
- Какова наша цель?
- Ответ: Научиться рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.
- Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?
- Ответ: Чтобы костюм был красивым.
- Какова же тема нашего урока?
- Ответ: Научиться красиво рисовать костюмы.
- Да, тема нашего урока “Красота русского народного костюма”.
- Какое было задание?
- Ответ: Нарисовать орнамент, используя символику.
- Почему не справились?
- Ответ: Не знаем, не умеем.
- Где вы можете найти этот материал?
- Ответ: В библиотеке, книгах, интернете, сообщениях, собирать материал и т.д.
- Прежде чем приступить к работе над картинами В.Васнецов, В.Суриков, Венецианов, Аргунов и другие художники долгие часы проводили в музеях и библиотеках, изучая летописи, костюмы, быт народа.
Показ репродукций (Рис.13-20).
Рис.15
Рис.17
Рис. 18
Рис.19
Рис. 20
А сейчас мы работаем со статьей “Русский народный костюм” из книги В.М.Соловьева “Русская культура”.
Читаем статью (Приложение 1).
- А сейчас,ребята, возьмите лист № 2 и заполните таблицу самостоятельно (Приложение 2).
- Заполняем таблицу.
А теперь, внимание на экран: проверяем таблицу, озвучиваем (Приложение 2).
Моё сообщение о костюме:
“ Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была признана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный (Рис.21,22,23).
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечны разнообразием. Но орнамент возник не как украшение, а как оберег, имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди.
Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.
- Показ - демонстрация отделки на экране (Рис.24, Приложение 3).
Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?
Показ на доске с комментариями (Рис.24, Приложение 3).
- А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках рубахи.
Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия.
Показ лучших работ (Приложение 3). Выявление причин ошибок.
Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д. (Рис 25,26,27,28).
Рис. 26
Рис. 27
Рис.28
- Так какова же тема нашего урока?
- Ответ.
- Цели?
- Ответ.
- Достигли мы цели?
- Ответ.
- Оцените деятельность класса, оцените свою деятельность на уроке:
1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.
2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.
3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.
Задание на дом: для первой группы учащихся: нарисовать праздничный костюм,
для второй и третьей группы учащихся: еще раз прочитать статью и нарисовать рубашку мужскую или женскую.