Интегрированный урок "окружающий мир + математика + ИЗО" по теме "Времена года"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


1-й класс

Предмет: «Окружающий мир»

Тема: «Когда наступит лето?»

3-й класс

Предмет: «Математика»

Тема: «Единицы времени. Год, месяц»

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о годовом цикле – временах года, месяцах их последовательности; учить выделять характерные признаки времен года.
2. Развивать познавательную активность через использование дополнительных источников информации, внимание, эрудицию, творческий потенциал и логическое мышление.
3. Воспитывать умение видеть красоту каждого времени года, художественный вкус.

Цели:

1. Формировать у детей представление о годе, месяце, неделе, познакомить с табелем-календарём.
2. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи  с единицами времени;
3. Воспитывать умение видеть красоту каждого времени года, художественный вкус.

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, как результат вращения Земли вокруг Солнца; научиться узнавать время года по характерным признакам.

Планируемые достижения учащихся:

Познакомиться с единицами измерения времени: год, месяц;
знать название самого короткого месяца; число дней в году и число месяцев;
уметь работать с табелем-календарем.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 1 класс, рабочая тетрадь, рисунки сказочных персонажей муравья и черепахи, рисунки с изображением времен года, годового круга теллурий, календари, мультимедиа проектор, компьютеры, клей. Оборудование: учебник «Математика» Моро М.И. 3 класс;
календари, мультимедиа проектор, компьютер

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (слайд 2) (* – по щелчку)

Вышел старик-годовик. (*) Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. (*) Махнул старик-годовик первый раз – (*)и полетели первые три птицы. (*)Повеял холод, мороз. (*)
Махнул старик-годовик второй раз – (*) и полетела вторая тройка. (*) Снег стал таять, на полях показались цветы. (*)
Махнул старик-годовик третий раз – (*) полетела третья тройка. (*)Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. (*)
Махнул старик-годовик четвёртый раз – (*) и полетели ещё три птицы. (*) Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. (*)

У. Что за птицы выпускал старик-годовик?
Д. Это птицы – месяцы.
У. Сколько раз махал рукавом старик-годовик?
Д. Старик – годовик махал 4 раза.
У. Почему он машет только 4 раза?
Д. 4 взмаха символизируют смену времён года.

II. Сообщение темы и целей урока

У. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Д. Времена года и месяцы.
У. Совершенно верно, сегодня 1 класс будет знакомиться со временами года, учиться определять их по характерным признакам и запомнить  последовательность каждого  месяцах, а 3 класс будет учиться работать с табелем-календарём и решать задачи с единицами времени.

III. Изучение нового материала

– Вы мне сказали, что у нас существуют 4 времени года, каждое из которых, имеет свои характерные признаки. Красота времён года находит отражение в творчестве великих композиторов, таких как Пётр Ильич Чайковский «Времена года», многих поэтов и художников.  На протяжении всего нашего урока мы будем  работать с картинами великих художников, которые нам помогут в достижении наших целей.

Слайд 3.

У. Назовите время года

Д. Зима.
Д. Весна.
Д. Лето.
Д. Осень.

 

У. Назовите имя художника запечатлевшего это время года и как называется картина.
Д. Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»
Д. Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
Д. Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу»
Д. Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

Слайд 4.
У. Почему происходит  смена времен года?
Д. Потому что,  Земля постоянно движется вокруг Солнца.
Слайд 5.
У. Назовите самую большую единицу времени.
Д. Год.   
У. Сколько месяцев в году?
Д. 12.  
У. Как месяцы распределены по временам года?
Д. Декабрь, январь, февраль – Зима;
Март, апрель, май – Весна;
Июнь, июль, август – Лето;
Сентябрь, октябрь, ноябрь – Осень.
У. Одинаковое ли количество дней в месяцах?
Д. Нет.
У. Назовите самый короткий месяц.
Д. Февраль.
У. Сколько в нем дней?
Д. 28.
У. Действительно, в феврале 28 дней, но 1 раз в четыре года в феврале бывает 29 дней, такой год называют високосным, в нём 336 дней.
Слайд 6.
У. Вернёмся к нашей сказке-загадке (чтение учителем). – А птицы были непростые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. – Кто отгадает эту загадку?
Д. Птица – это месяц, у которого 4 недели, в каждой неделе 7 дней.
Слайд 7.В старину  люди, отмечая дни, делали зарубки. Вот как выглядит (*) старинный деревянный календарь, применявшийся в Вологодской, Архангельской и Пермской губерниях.
При раскопках учёные археологи находят древние каменные (*) и глиняные (*) календари, сделанные много веков назад.
Был найден мраморный календарь, на котором указывались месяцы, недели и дни (*).
Знаменитый Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, тоже не смог прожить без календаря. Он сделал календарь на стволе дерева. (*) Каждый прошедший день  Робинзон отмечал зарубкой.
В Древней Руси календари делали уже из бумаги. (*) Календари были рукописные, без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения, связанные с астрономией и счётом времени. Вы тоже сегодня постарались и принесли много разных календарей. После урока вы сможете поближе познакомиться с выставкой календарей.
Шло время календари менялись (слайд 8). Более удобным в использовании стал считаться табель-календарь. А почему?  Вы мне ответите  после того, как мы с ним поработаем.
Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» (компьютер или ноутбук должен быть у каждого учащегося или один на два человека) Работа с учебником

У. В учебнике на странице 86 у вас изображён табель-календарь. Что записано в календаре с левой стороны?
Д. Название дней недели.
У. Как распределены числа?
Д. По дням недели.
У. Что расположено горизонтально и выделено другим шрифтом?
Д. Названия месяцев.
Далее работа по заданиям №1 и №2 страница 86.
У. Перед работой с календарём я сказала, что более удобным в использовании  считается табель-календарь. Можете ли вы теперь согласиться с этим утверждением?
Д. Да, так как все месяцы удобно расположены, название дней недели записаны слева, числа расположены по дням недели и по неделям. Выходные и праздничные дни выделены красным цветом.  Можно быстро найти, в какой день недели у меня будет день рождение или сосчитать сколько недель осталось до каникул.
У. Выполняем №3 стр.87 (устно)

Физкультминутка. Слайды 9-12.
IV. Работа с учителем

У. В первой половине урока мы говорили с вами про времена года, а теперь вам  Муравьишка загадает загадки (слайды 13-24), а вы попробуйте отгадать,  о каком месяце будет говориться в загадке. (После каждого ответа подготовленные учащиеся   рассказывают о данном месяце) (Материал взят из пособия Тихомировой Е.М. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс).  Возьмите в руки ваши фишки. (Работа продолжается с опорой на годовой круг.) Вы будете ставить их на годовой круг, изображённый в учебнике на странице 10.
У. Какие месяцы вы закрыли синими фишками?
Д. Декабрь, январь, февраль, так как это зимние месяцы и синий цвет помогает передать морозную свежесть.
У. Какие месяцы вы закрыли зелёными фишками?
У. Какие месяцы вы закрыли красными фишками?
У. Какие месяцы вы закрыли жёлтыми фишками?
Слайд 25.
У. Перечислите все времена года.
Д. Весна (*), лето (*), осень (*), зима (*).
У. Сколько получается времён года? Д. Четыре.
У. Времена идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.
Cлайды 26-29
На полотнах великих художников Муравьишка заметил ошибки. Найдите их, пожалуйста. (Ответы детей). Конечно же, это были проделки нашего Муравьишки, который  решил проверить вашу внимательность.
Слайд 30.
– В разные времена года носят разную одежду. Подумайте, в какое время года  можно надевать такую одежду.  

IV. Самостоятельная работа

№ 4, № 5
№ 6, №7 – по цепочке у доски

Задание на карточке – найдите в толковом словаре  В.Даля значение слова «календарь»

V. Работа в тетради

Задание 1 (стр. 9 №1)
Задание 2 (стр.10 №4)
(Взаимопроверка)

V. Работа с учителем

1. Проверка самостоятельной работы и дополнительного задания
У. Что такое календарь?
Д. «КАЛЕНДАРЬ  (календы, у римлян, первый день месяца) роспись всех дней в году, с показанием и других, к сему относящихся сведений; месяцеслов»
У. Какие бывают календари? Д. Отрывные, настенные, карманные, настольные.
2. Ответы на вопросы учителя.
– Сколько месяцев составляет 1/4 часть года?
– Что больше 1/2 года или 1/3?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 31

У.  Проверим, как вы усвоили новый материал.   Закончите фразы.  (Показывается слайд с заданием).
В году … месяцев. В году… дней. Самый короткий месяц – …  В году … зимних месяца, … весенних месяца, … летних месяца, … осенних месяца.    … – год кончает, а … начинает. (После ответов детей проводится проверка задания)

Слайд 32

У. По мелодии отгадайте время года.
У. Работы, каких художников помогли нам узнать о временах года.
Д. И. Э. Грабарь, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Б. В.Щербаков,
У. Прикрепите на доску свои карточки-настроения после сегодняшнего урока (Солнышко – было интересно, много нового узнал, облачко – были затруднения, тучка с дождиком – урок не понравился).

VII. Домашнее задание

Подобрать пословицы о каждом месяце, например: «Декабрь снежный и холодный – будет и год плодородный».
«У февраля два друга – метель и вьюга».

Слайд 33

Спасибо за урок.

 

Используя календарь, сосчитайте, сколько дней длится каждое время года.