“Я люблю математику не только потому,
что
она находит применение в технике, но и потому,
что она красива”.
Петер Ропсе
Цели урока: [Приложение 1]
- Продолжать вырабатывать у учащихся умения и навыки решения задач с использованием деления натуральных чисел;
- Развивать внимание, зрительную память, логическое и образное мышление, активность учащихся на уроках;
- Продолжить развитие устной и письменной речи на уроках математики;
- Прививать интерес и любовь к предмету;
- Продолжить учиться видеть связь математики с реальной действительностью;
- Продолжить учиться применять свои знания в нестандартных ситуациях.
План урока: [Приложение 1]
- Организационный момент.
- Скорость, время, расстояние – повтор формул.
- Устная работа.
- Составление задачи по рисунку.
- Викторина.
- Задача от дяди Степы-милиционера.
- Олимпиадная задача.
- Итоги урока.
Оборудование: картинки-пояснения к задачам; ксерокопии листов с домашним заданием; презентация к уроку; костюм для дяди Степы-милиционера.
Перед началом урока предлагается высказаться 5-6 ученикам словами великих людей о математике. (Высказывания ученики ищут дома и в библиотеке, это их домашнее задание)
Ход урока
1. Повторить, как найти расстояние, время, скорость, и решить задачи.
Дорогие ребята, в 4-м классе вы решали много задач по математике связанных с движением, для решения этих задач вы пользовались формулами нахождения скорости, времени или расстояния при равномерном движении. Эта формула выглядит так: <Рисунок 8> [Приложение 1]
S = V·t.
В данной формуле S – это путь, V – скорость, а t – время. Эта формула справедлива только для случаев, когда движение было с постоянной, т.е. не изменой скоростью.
Давайте рассмотрим пример [Приложение 1], грузовик ехал из одного города в другой 3 часа с постоянной скоростью 60 км/ч. [3] Тогда для того, чтобы узнать расстояние между городами нужно умножить 3 на 60 и получим 180 км.
Теперь рассчитаем, с какой скоростью следовало ехать грузовику, чтобы проехать этот путь за 2 часа. Для этого из формулы нужно выразить скорость:
V=S/t = 180/2=90 км/ч.
Аналогично предыдущему примеру узнаем время, за которое автомобиль преодолел то же расстояние, двигаясь со скоростью 120км/ч:
t=S/V = 180/120=1,5ч.
2. Устные упражнения.
На доске оформляются краткие и наглядные условия задач, полный текст задачи ребята видят на слайде презентации [Приложение 1]
1. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км?[2] (Решить задачу двумя способами.)<Рисунок 1> [Приложение 1]
2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода? [4] <Рисунок 2> [Приложение 1]
3. По рисунку составить задачу на движение и решить ее
. [1]Рисунок задачи на слайде презентации [Приложение 1]
4. Викторина
(3 ряда – каждому ряду выдается по тексту задачи (всего 3 задачи) и карточки для наглядного составления краткой записи на доске, а также тексты всех трех задач выводятся на слайде [Приложение 1]). Ученикам необходимо решить задачу, представить наглядную краткую запись-схему у доски и предоставить ее решение.
Первый ряд: “Автомобиль “Москвич” за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля “Москвич” и страуса. [2] <Рисунок 3>
Второй ряд: “Скорость распространения света самая большая в природе – 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время ее увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца равно 150000000 км? [1] <Рисунок 4>
Третий ряд: “Пройденный путь пешехода S, его скорость v и время движения t связаны соотношением S = vt. Если пешеход за 4 часа прошел 24 км, то его скорость равна….? [3] <Рисунок 5>
5. Входит дядя Степа-милиционер
(Один из учеников класса, желательно посильнее который, с ним заранее разбираются задачи, и он их дома решает) и предлагает задачу из сборника задач по основам безопасности дорожного движения. <Рисунок 9>
Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу? [5] <Рисунок 6>
Решение:
1) 15 м = 1500 см
2) 1500 : 20 = 75 см/с.
Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.
6. Решить олимпиадную задачу.
[Приложение 1]Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся? [6] <Рисунок 7>
Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.
Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.
Запасная задача! (в зависимости от способностей учеников, если останется 3 минутки свободного времени на уроке) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться? [2]
Решение:
1) 95 – 76 = 19 км/ч
2) 95 : 19 = 5 раз.
Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.
Итог урока: выставление оценок наиболее отличившимся ученикам, вручение памятных дипломов каждому ряду за умение работать в группах.
Домашнее задание: [Приложение 1] ученикам раздаются ксерокопии заданий.[2,3]
- Помогите французским девочкам. Однажды Жаннин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жаннин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жаннин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)
- Задача от дяди Степы. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?
- Задание от “Знающего человека”. Заполнить таблицу.
- Составить по одной анаграмме.
Объект |
Скорость v |
Время t |
Расстояние S |
“Волга” |
100 км/ч |
5 ч |
|
“Ока” |
60 км/ч |
420 км |
|
“Москвич” |
3 ч |
240 км |
|
Пчела |
60 км/ч |
180 км |
|
Стрекоза |
2 ч |
200 км |
|
Стриж |
100 км/ч |
4 ч |
|
Меч-рыба |
100 км/ч |
300 км |
|
Земля (вокруг Солнца) |
30 км/ч |
24 ч |
|
Черепаха |
6 мин |
18 м |
|
Улитка |
7 ч |
35 км |
|
Верблюд |
8 км/ч |
5 ч |
|
Почтовый голубь |
50 км/ч |
150 км |
Ответы для учителя.
Задача № 1
Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.
Задача № 2
Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.
Список литературы:
- Решение задач / Клустер Д. И. – М.: Просвещение. – 2005.
- Задачи на движение/ Павлов Е. С. – красноярск. – 2002.
- Решение задач на движение/ Кузнишина Т. Л. – Новосибирск. – 1990
- Сборник задач/ Кравцова Е. Е. – М.: Просвещение.-2008.
- Справочник по безопасности дорожного движения/ Сильянов В. В. – М.: Технополиграфцентр. – 2001
- Сборник олимпиадных задач по математике/ Горбачев Н.В. – М.: МЦНМО. - 2004