Цели урока:
Коррекционно-образовательные:
- Развитие познавательных процессов.
- Актуализация накопленного словаря.
- Совершенствование навыков связной речи.
- Развитие слухоречевого восприятия, памяти и внимания.
- Овладение простыми и сложными видами звукослогового анализа и синтеза.
- Совершенствование навыков правильного грамматического и звукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения.
- Развитие умения логически мыслить и делать умозаключения.
- Формирование навыков осознанного восприятия пространства.
- Развитие умения пластической интерпритации музыкального произведения и овладение свободой движений.
- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи.
Воспитательные:
- Развитие творческих способностей детей, воображения и артистизма.
- Воспитание нравственно-эстетических чувств.
- Формирование желания выполнять задания педагога качественно.
- Воспитание чувства удовольствия от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: декорации, костюмы для инсценирования сказки “Муха-Цокотуха”, куклы из настольного театра “Теремок”, карточки с цифрами, “волшебная коробочка”
Ход занятия
1. Организационный момент:
Дети входят в зал под музыку, встают в круг. Проводится коммуникативная игра С. Каратаевой “Здравствуй дружок”.
2. Основная часть:
Логопед (в костюме Бабушки-Загадушки): Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. А чтобы попасть туда нам нужен какой-нибудь сказочный транспорт. А ну-ка, какой сказочный транспорт вы знаете? (ступа, печь, метла, ковер-самолет)
Логопед: Мы полетим в сказку на ковре-самолете (Исполняется песня “Сказка, сказка, приходи”, музыка и слова Е. Соколовой).
Логопед: Вот мы и попали в сказочную страну, и сейчас я проверю, много ли вы сказок читали. Я прочитаю несколько коротких отрывков из сказок, а вы угадайте, как эти сказки называются :
“…Жили-были муж да жена. Была у них дочка Машенька, да сын Ванюнка. Вот раз собрались отец с матерью в город и говорят Маше: – “Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, братца береги…” (“Гуси-лебеди”)
“…И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе…” (“Снегурочка”)
“…Ходил заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат. Но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод…” (“Мешок яблок” В. Сутеев)
“…вдруг откуда – т.о. шакал на кобыле прискакал: “Вот вам телеграмма от Гиппопотама!” (“Айболит” К. Чуковский)
“…Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…” (“Сказка о рыбаке и рыбке” А. Пушкин)
Логопед: Молодцы, ребята, много сказок знаете. Хотите стать героями настоящей сказки? Тогда отгадайте мои загадки : “Целый день летает, всем надоедает, ночь настанет, тогда перестанет (Муха). Не зверь, не птица, нос, как спица, летит – кричит, сядет – молчит, кто его убьет свою кровь прольет (Комар). Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет (Паук)”
Логопед: Все загадки отгаданы, и вы, ребята стали героями сказки “Муха-Цокотуха”
Инсценировка первого фрагмента сказки “Муха-Цокотуха” [ см. Приложение ]/
Логопед: ребята, вам жалко Муху-Цокотуху? Хотите ей помочь? Если вы правильно выполните мои задания, то Муха спасется от паука.
Речевая игра “Придумай название”: наша Муха-Цокотуха жила в городе, где было много улиц. А названий у этих улиц не было. Давайте поможем жителям города придумать названия улиц
– На улице, где жила Муха было много дубов, назовём её…Дубовая улица
– Комар жил на улице, где было много берез, назовем её …Березовая улица
– На улице, где жили бабочки было много цветов, назовем ее … Цветочная улица.
– На улице. Где жил паук находится аптека, назовем ее …Аптечная улица
– Блошки жили на улице около реки, назовем ее… Речная улица.
Логопед: Молодцы, ребята, помогли жителям правильно назвать улицы.
Речевая игра “Собери семейку слов”: У Мухи – Цокотухи в городе было много родственников. А вы уже знаете, что бывают и слова – родственники. Как они называются? Правильно – родственные или однокоренные слова. Помогите мне собрать семейки слов, но сначала отгадайте загадки: “Весной бежит, журчит, зимой лежит, молчит (вода). Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег)”
Подберите однокоренные слова к словам “вода” и “снег”
Логопед: ребята, вы очень хорошо справились с моими заданиями, продолжим наше путешествие по стране сказок. Мы поедем дальше на поезде (звучит музыка Т. Суворовой “Поезд”). Вот вам билеты, надо правильно сесть в вагоны по порядку и назвать, в каком вагоне вы едете (выдаются карточки с цифрами )
Логопед: Сказочная страна большая, ехать нам долго. Чтобы было не скучно, давайте решим задачи:
– Три синички на кормушке.
Две синички на кадушке.
Мы умеем прибавлять: всех синичек будет…(пять)– Пять ежей с лукошками.
Три ежа с гармошками.
Сколько между сосен
Ежей гуляет?... (восемь)– Сидя около окошка пузыри пускала кошка.
Как пустила десять штук – два решили лопнуть вдруг.
Сосчитайте поскорей, осталось сколько пузырей?– Четыре улитки гуляли по саду.
Вдыхали улитки ночную прохладу.
Гуляли улитки всю ночь до зари.
Одна потерялась – осталось их… (три)
Логопед: Мы снова попали в сказку, только герои этой сказки заколдованы. Помогите мне их расколдовать, произнесите слова правильно: КА – ГУ – ШЛЯ (лягушка), ХА – МУ (муха), ЛИ – А (лиса). ЛОВК (волк), ВЕД – МЕДЬ (медведь). Из какой сказки эти герои? (выставляются фигуры из настольного театра к сказке “Теремок”)
Логопед: Герой сказки “Теремок” тоже хотят с вами поиграть:
Задания от героев сказки “Теремок”:
“Подбери слово к схеме” – поставить фигурку героя сказки к нужной схеме слова
“Зашифруй слово” – назвать гласные звуки в словах
“Прочитай слова” – чтение слов на индивидуальных карточках.
Логопед: Умницы, ребята. А теперь давайте узнаем, чем же закончилась сказка “Муха-Цокотуха”
Инсценировка второго фрагмента сказки “Муха-Цокотуха” [ см. Приложение]
3. Организация окончания занятия:
Пальчиковая гимнастика “Драже” (музыка П. И. Чайковского “Фея драже”), скатать пальцами правой руки из полоски бумаги конфетку – драже, положить в коробочку, под волшебную музыку бумажные драже превращаются я настоящие конфеты)
4. Подведение итогов занятия
Приложение : инсценировка сказки “Муха-Цокотуха”
Фрагмент 1
Ведущий (ребенок): Муха-муха, Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Муха: Чтобы мне купить такое? Может платье голубое, может туфли, может юбку…., так, подумаю минутку. Нет, пойду я не базар и куплю там самовар. Потому что день рожденья буду нынче я справлять. Всех букашек, таракашек сладким чаем угощать.
Муха летит на базар (муз . Гаврилина)
Входят Коробейники, обходят зал:
1-ый коробейник – Ярмарка! Ярмарка! Удалая ярмарка! Только у нас! Только у нас! Самый лучший в мире квас!
2-ой коробейник: Уважаемая публика! Покупайте бублики! Бубны, ложки, балалайки, покупайте, покупайте!
Появляется Муха, рассматривает товар, останавливается у самовара: Здесь хорош любой товар, но мне нужен самовар (Покупает самовар и улетает).
Муха накрывает на стол: всё готово, стол накрыт, самовар уже кипит. Вот придут мои друзья, как рада им поверьте я!
Под музыку С. Прокофьева “Марш” идут тараканы с барабанами
1-ый: Кто шагает дружно в ряд? Тараканий наш отряд! Кто шагает дружно в ногу? Тараканам дай дорогу!
2-ой: Тра – та – та ! Тра – та – та слышен гром со двора!
3-ий: Я не девочка, не мальчик, я веселый тараканчик. Не во сне, а наяву на земле сто лет живу!
Ведущий: Пришли к Мухе тараканы, принесли ей барабаны.
Тараканы усаживаются за стол
Приходят блошки (музыка Шуберта “Музыкальный момент).
Ведущий: приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. А сапожки не простые. В них застежки золотые.
Блошки: вот они сапожки. Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, наденем калошки.
Ведущий: приходила к Мухе Бабушка – пчела, Мухе – Цокотухе меду принесла.
Пчелка исполняет песню
Ведущий: Бабочки – красавицы пришли на день рожденья. Им должно понравиться цветочное варенье.
1-ая бабочка: кто, кто будет дарить подарок?
2-ая бабочка: я посчитаю – бабка – липка сядь на травку, приколю тебе булавку. Коль булавку не найдешь. То сама искать пойдешь. Ра, два, три, четыре. Пять – выходи, тебе искать.
Все герои встают в круг и говорят хором: поздравляем, поздравляем! Счастья, радости желаем. Помогать тебе во всем слово честное даем.
Появляется Паук: сам плетет он мухам сети. А за ним плетут и дети. И сидит в углу. Молчок. Ждет добычу паучок.
Ведущий: вот какой – то старичок – паучок нашу Муху в уголок поволок.
Муха: дорогие гости помогите, паука – злодея зарубите! И поила я вас, и кормила я вас. Не покиньте меня в мои последний час.
Ведущий: но жуки – червяки разбежались По углам, по щелям затерялись.
Фрагмент 2
Ведущий: вдруг откуда – то летит маленький комарик, и в руке его горит маленький фонарик.
Комарик: где убийца? Где злодей.? Не боюсь его когтей!
Танец – сражение паука с комаром (“марш Тореадора” Бизе)
Комарик: я злодея зарубил, я тебя освободил, и теперь душа – девица на тебе хочу жениться.
По “Свадебный марш” Мендельсона все герои выходят и обходят парами зал
Все хором: Слава, слава Комару – победителю! Эй, Сороконожки, бегите по дорожке, зовите музыкантов, будем танцевать!
Все герои водят хоровод вокруг танцующей Мухи.