Тип урока: Урок сообщения новых знаний, но при этом почти весь урок построен на практической деятельности учащихся.
ЦЕЛЬ УРОКА: Повышение познавательной активности и творческих способностей учащихся для развития интереса к предмету, активизации мотивации к обучению в целом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки. Познакомить учащихся с органическим миром природных зон Северной Америки. Развивать умения работать с картами и атласом.
- Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации (анализ карт).
Воспитательная:
- Содействовать формированию идеи познаваемости мира и его закономерностей. Формировать умение работать в паре.
Развивающая:
- Развивать у учащихся интерес к предмету, используя на уроке компьютерные технологии. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
- Развивать коммуникативные способности.
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.
- Развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.
- Развивать чувство уверенности в своих возможностях, помогать осознать свою значимость в достижении общей цели.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Вступительная часть - компьютерная презентация используется для погружения учащихся в тему урока, для эмоционального настроя на урок.
- Центральная часть урока - выполнение практической работы: анализ карты осадков, карт температуры января и июля, карты природных зон Северной Америки, определение природных зон, нанесение на контурную карту границ природных зон, типичных растений и животных.
- Заключительная часть - решение кроссворда "Северная Америка"; подведение итогов; выставление оценок за кроссворд и за лучшие работы в контурной карте.
- Совместное подведение итогов позволило определить степень усвоения темы.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:
- Работа учащихся в парах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- атласы; контурная карта Северной Америки с границами природных зон (одна на парту); набор фигурок животных и растений, клей-карандаш, цветной карандаш (один набор на парту); презентация "Природные зоны Северной Америки".
- Мне не удалось найти в интернете фигурки животных и растений подходящего размера. Я сделала ксерокопии животных и растений из атласов 6, 7 и 8 классов. Фигурки вырезали дети заранее.
- Показ в течение всего выступления учащихся компьютерной презентации с фотографиями природы, растений и животных природных зон Северной Америки помогает наиболее полно сформировать образ природы этого континента.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Актуализация нового материала (сообщение учащимся цели и задач урока, назначение наборов предметов на партах).
Изучение нового материала.
На экране появляется панорама некой природной зоны и её характеристики: количество осадков, температуры и т.д. Учащиеся должны определить название этой зоны проанализировав карту осадков, карты температуры января и июля, карт природных зон Северной Америки в атласе. Они должны обвести ярким карандашом границы этой зоны в контурной карте. Первые две природные зоны уже знакомы учащимся - это пустыни и субтропические леса. Определив название третьей зоны и нанеся её границы на контурную карту, учащиеся видят на следующем слайде животных и растений, характерных для этой зоны. О незнакомых учащимся видах рассказывает учитель. Теперь они должны выбрать из предложенного набора фигурок растений и животных те, которые встречаются в этой зоне, и наклеить их на контурную карту в соответствующих границах.
Подведение итогов. Решение кроссворда. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Как показала практика для достижения наилучшего результата и получения высшей оценки более "сильный" ученик в паре помогал более "слабому".
КРОССВОД "СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА"
Вопросы:
- Обитатель лесов Северной Америки, который спит, зацепившись хвостом за ветку.
- Безлесное пространство в центральной части Северной Америки.
- Обитатель лесов Северной Америки, который для защиты от врагов использует жидкость с едким запахом.
- Дерево тропических лесов с большими резными листьями.
- Растение пустыни, накапливает влагу в стволе.
- Крупное травоядное животное, которое почти полностью было истреблено.
- Дерево, из сока которого производят сладкий сироп.