Цели:
- продолжить знакомство родителей друг с другом;
- способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных (толерантных) и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогов школы;
- развитие коммуникативных навыков.
Ход собрания
1. Организационная часть.
Участники собрания входят в класс под музыку и рассаживаются, образуя один большой круг. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и цели, предлагает родителям быть искренними, открытыми.
2. Игровые задания для знакомства родителей и установления коммуникативных, доброжелательных отношений между ними.
Задание 1. “Давайте познакомимся”
Классный руководитель держит в руках игрушку-символ “Сердце класса”, называет свое имя и передает “сердце” родителям. Теперь каждый родитель называет свое имя или имя и отчество (так, как бы он хотел, чтобы к нему обращались) и имя своего предыдущего соседа, а затем передает “сердце” следующему за ним родителю; и т.д., пока “сердце” не окажется в руках учителя.
Задание 2. “Наши дети”
Классный руководитель предлагает встать и пожать друг другу руки тем родителям, у которых в классе учится сын. Затем встают и жмут друг другу руки родители, у которых учится дочь.
Таким образом, образуется 2 круга. В каждой группе родители называют имя своего ребенка и его любимое занятие (хобби).
Задание 3. “Разминка”
Классный руководитель убирает один стул и встает в круг. По его сигналу некоторые родители должны пересесть на другое место, кто-то один не успевает занять стул (стульев на 1 меньше, чем участников), он встает в круг и дает свое задание.
Варианты заданий:
1) пересаживаются все те, кто любит сладкое;
2) у кого есть сын (дочь);
3) кто умеет вязать;
4) у кого больше 2-х детей в семье;
5) кто любит читать.
3. Актуализация знаний по теме “Толерантность”.
-Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались накануне праздника “День толерантности”. Что же это за слово – толерантность? Какими чертами должен обладать толерантный человек?
- Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старших, здоровых и больных;
- Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы он мог стать полезным и нужным нашей стране
- Как по-другому мы можем назвать День Толерантности? (День Взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия)
- А как вы думаете, вы сами-люди толерантные? (Да, нет, не знаю)
- Мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.
Но для начала хочу познакомить вас с результатами анкетирования ваших собственных детей на тему “Толерантный ли ты человек?”. (Вопросы анкеты приведены в беседе-презентации “О толерантности”,слайды данной презентации также используются для иллюстрации во время собрания)
4. Тренинг-практикум
- Включаем Машину Воображения - превращаемся в детей!
Упражнение “Комплименты”
- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда это заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас тот из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как желающие побывают на “волшебном стуле”, учитель обсуждает, что “дети” почувствовали во время упражнения.
- Понравилось вам это упражнение?
- Почему?
- Что нового узнали друг о друге?
- Были ли комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные комплименты?
- Действительно, каждый человек неповторим, индивидуален. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы все были одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Упражнение “Волшебный микрофон”
- Часто дети, которые учатся в одном классе даже несколько лет, очень мало знают друг о друге, не знают кто и чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно непохожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо, то и терпимост ь- толерантность - непросто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить, не ущемляя как своих интересов, так и интересов других людей.
Каждый, кто получает микрофон, отвечает на два вопроса.
(Например:
- Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?).
- О чем вы мечтаете? и т.д.).
Упражнение “Нарисуй себя”
Все получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
- Что общего у всех человечков?
- Чем они отличаются?
- Да, все мы разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все - ЛЮДИ, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
Упражнение “Звали, зовут, будут звать…”
“Ученики” рассаживаются в круг, и все по очереди, начиная с ведущего-учителя, произносят (например):
“Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич”.
- Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Творческая работа “Толерантный мир”
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из журналов и детские рисунки с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе (“От улыбки…”, “Вместе весело шагать”, “Солнечный круг” и т.п.)
Предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Можно воспользоваться шаблоном газеты, предлагаемой на портале “Солнышко”- http://www.solnet.ee/parents/p1_s11.html
(После оформления коллажа – стенгазеты - она вывешивается в классе или в рекреации.)
5. Рефлексия. Итог собрания.
- Сегодня мы с вами узнали друг о друге много нового. Передавая по кругу наше “Сердце класса”, ответьте, пожалуйста, на два вопроса:
- Зачем нам нужно стремиться узнавать новое друг о друге?
- Пригодятся ли вам в будущем знания и упражнения, полученные сегодня?
- К большому сожалению, еще не всегда мы и наши дети бываем толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника “День толерантности” не будет, точнее, он будет каждый день, все будут уважительны друг к другу, никто никого не будет обижать. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет их отстаивать, все люди научатся договариваться между собой.
6. Решение родительского собрания.
- Провести коллективное творческое дело (КТД) в целях сплочения коллектива.
- Строить отношения друг с другом (и взрослые и дети) на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты?//Учительская газета. - №40.
- Новые подходы к работе с родителями/ сост. Л. Н. Тимофеева, Л.Ф. Галактионова. - Псков, 1990.
- Перегибов Г. Азбука воспитания (советы родителям)//Воспитание школьников. -2001. - №7, 8.
- Ты меня понимаешь?/ сост. Т.В. Васильева, под ред. М.А. Гулиной. Пб.: Акцидент, 1994.