Сложение чисел с переходом через десяток

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный с применением ИКТ.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий по изучаемой теме.

Задачи:

Образовательная:

  • организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приемом для случаев вида 7 + 4 и помочь уяснить практическую значимость материала;
  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Развивающая:

  • развивать умения в использовании научных методов познания /наблюдения/;
  • развивать умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
  • развивать речь, память, логическое мышление, аналитические способности, внимание, интерес к предмету.

Воспитательная:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать сообща, в парах, чувство товарищества;

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология проблемно-диалогического обучения (подводящий диалог).

Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика: Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 3.- М.: Издательский Дом РАО, Баласс.2008г.), картинки для игры, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

Организация работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем наш урок!
А чтоб он пошёл нам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны -
И успех к вам придёт обязательно!

- Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов. Так как общий наш успех будет зависеть от каждого из вас.

Мы начинаем наш урок с хорошим настроением, и надеюсь, что наше настроение сохраниться до конца урока.

На предыдущих уроках мы вместе с нашими героями Петей Зайцевым, Вовой Колесниковым и Катюшей Персиковой путешествовали по стране изучения чисел от 10 до 20. Эта страна ещё не вся нами изучена. Продолжим путешествие дальше? И так, в путь!

Презентация.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Слайд № 2

1. Игра "Третий лишний": - вторник, среда, май; - треугольник, квадрат, луч; - четыре, один, плюс.

2. Числовой ряд. Слайд № 3

Рассмотрите данные ряды чисел:

- В чём сходство между рядами? В чём различие?

- Как из предыдущего числа получается последующее?

- Какое следующее число в каждом ряду?

- Назовите наибольшее и наименьшее число в последнем ряду.

- Расскажите всё, что знаете о числе 10.

- На сколько 10 меньше 16? На сколько 16 больше 10?

- Уменьшите 10 на 1. Увеличьте 10 на 8.

- Как можно получить число 10?

Откройте тетради запишите дату.

3. Математитческий диктант.

- Первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма? (10)

- Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равна разность? (7)

- Назовите число, которое меньше 10 на 8. (2)

- На сколько надо увеличить 5, чтобы получить 10? (5)

- Запишите данные ответы в порядке возрастания.

- Что получилось? (Проверка с доски). Слайд № 4

- Ребята, а эти числа непростые. Давайте посмотрим, что зашифровано под каждым числом? (Труд).

Вспоминаем пословицу о труде. (Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Эти пословицы и станут девизом нашего урока.

- На сколько надо уменьшить числа 16, 15, 13, 17, чтобы получить 10?

- Ребята, вы не забыли, что на уроке мы должны ещё и помогать своим друзьям? Спешим на помощь.

Откроем учебники на с. 20 №1.

- Кому понадобилась помощь?

- Помогите ему и быстрее. Он уже заждался. (Взаимопроверка)

- Молодцы! Все оказали помощь правильно.

- А теперь внимание на доску. Это задание они получили все, не только Вова. И снова потребуется ваша помощь.

(На доске появляются одна за другой 4 тучки). Слайд № 5

Примеры решают самостоятельно. Ответы проверяются на слайде.

- Сколько получилось в последнем примере? (Ответ на ушко). Как получили ответ? (При сложении единиц в этом выражении нужно будет сделать переход через разряд.) вырезать

(Возникает проблема, так как не все учащиеся могут решить данный пример.)

- Определите тему урока. (Сложение чисел с переходом через разряд.)

- Какие цели поставим перед собой? (Научиться решать примеры с переходом через разряд).

III. Открытие нового.

1. Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд "по частям".

Решаем пример 7 + 5 с помощью графической модели:

(Щелчок мышкой - появляется выражение 7+5=); Слайд № 6

- Сколько единиц не хватает в первом слагаемом до 10? (Трёх единиц).

- Где можно взять эти три единицы? (У второго слагаемого).

- Что для этого нужно сделать? (Разбить второе слагаемое на части)

- На какие части разбили второе слагаемое? (3 и 2.)

Следующий щелчок - красные шарики заполняют модель числа 10.

- Сколько получилось полных десятков? Сколько осталось единиц?

(1 десяток и 2 единицы.)

- Чему же равна сумма чисел 7 и 5? (12)

- Подумайте и объясните, почему первое слагаемое дополнили до 10? (Удобно выполнять вычисления.)

Вывод.

- Давайте выведем алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:

1) Дополнить до круглого десятка

Прибавить оставшееся число.

IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.

1. Откроем учебники. Найдём №3.

Рассмотрим рисунки Пети и прочитаем записи. Расскажем, как же Петя нашёл значение каждого выражения.

- Как он прибавлял к 9 2? (С помощью графической модели). Слайд № 7

2. А теперь давайте поможем Кате найти значение выражений, №4.

А). Первый пример объясняет один ученик.

Б). Работа в паре. (Второй пример решают в паре.)

Проверка с доски.

Слайд № 8

- На какие части разбили второе слагаемое? (3 и 1) Почему?

- Сколько сначала добавили к 7? (3) А затем? (1)

- Чему же равна сумма чисел 7 и 4?

В) Самостоятельная работа. (Один ученик у доски.)

Решение примера, не используя графическую модель. Проверка.

V. Физкультминутка. Игра на внимание.

- Петя, Катя и Вова решили поиграть с вами в прятки. Если покажется Петя, вы хлопаете в ладоши; если покажется Вова, топаете ногами; если покажется Катя, пожимаете плечами. (Поочерёдно показываю картинки.)

- Итак, просмотрите ещё раз записи на доске и в книге. Какой можно сделать вывод? Как складывали?

Вывод: чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, надо сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а потом добавить остальные единицы.

VI. Работа с учебником. Слайд № 9

№ 5 с.21.

- Сравните числовые выражения. Объясните Вове, насколько значение одного выражения больше или меньше значения другого.

1). Первый пример коллективно.

2). Самостоятельная работа. (2 и 3 примеры)

Проверка с доски.

2. Физкультминутка для глаз. (Использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене). Слайд № 10 (Учитель водит указкой по кругам разного цвета)

Посмотрите вверх на луг.
Вправо, влево бежит жук,
Летит куда - то стрекоза,
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель,
Работой занят муравей.

- Ребята, а, сколько насекомых бегало по нашему лужку.

VII.

1. Повторение и закрепление пройденного.

- Ребята, мы научились с вами складывать однозначные числа с переходом через разряд. Давайте поможем нашим друзьям заполнить таблицу. (Первые два примера вместе, а дальше самостоятельно). Слайд № 11

- Ребята, что вы заметили при сложении чисел с переходом через разряд?

Вывод: первое слагаемое не изменяется, второе - последовательно увеличивается на единицу, значит, сумма тоже последовательно увеличивается на единицу.

- Молодцы, ребята! А какая же математика без задач?

2. Давайте поможем Пете решить задачу. С. 21 №7.

Назовите составные части задачи? (Условие, вопрос, решение, ответ).

- Читаем задачу про себя.

- Читаем вслух.

- Прочитайте условие.

- Читаем вопрос задачи.

- О чём говорится в задаче?

- Это что части или целое?

- Что надо найти?

3. Составляем схему к задаче. Слайд № 12

- Каким правилом вы будете пользоваться при решении этой задачи? (Находим целое).

- Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

Проверка по эталону. Слайд № 13

4. Задача на развитие логического мышления.

- Как переложить две палочки так, чтобы получилось два квадрата? Слайд № 14

VIII. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, путешествуя по страницам нашей книги?

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Что мы не умели?

- А теперь научились?

- Давайте вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:

1). Дополнить до круглого десятка

2). Прибавить оставшееся число.

- Вам было трудно на уроке?

- Все задания были трудными для вас? А какие?

- Вы преодолели трудности?

- Что было интересно?

- Вы помогали нашим героям находить значения выражений, решать задачу. Они благодарят вас за помощь и говорят вам: "Спасибо!"

- Давайте в заключение урока вернёмся к нашему алгоритму самооценки и оценим свою работу.

- Ребята, кому было на уроке легко, у кого все получалось - возьмут себе зелёные смайлики.

Слайд № 15

У кого возникали проблемы, было что-то непонятно, тяжело - возьмут для себя жёлтые смайлики.

Кому было очень сложно, и кто еще затрудняется прибавлять числа с переходом через разряд возьмут для себя красные смайлики.

- Оцените нашу общую работу.

- Что мы нарисуем в дневниках?

- А теперь я хочу оценить работу всего класса на уроке. Хотите узнать моё мнение?

Я предлагаю вам отгадать кроссворд. И по вертикали вы прочитаете слово, которое я говорю всем вам. Слайд №16

  • Сколько ног у паука?
  • Сколько солнышек на небе?
  • Второй по счёту весенний месяц.
  • 12 месяцев что это?
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
  • А - это буква, 5 - это:
  • Разбежались по опушке в белых платьицах подружки? Что это?

- Как понимаете значение слова опушка?

Я благодарю всех за работу. Урок окончен.

Приложение.