Тип урока: комбинированный.
Вид урока: нестандартный с применением ИКТ.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий по изучаемой теме.
Задачи:
Образовательная:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с вычислительным приемом для случаев вида 7 + 4 и помочь уяснить практическую значимость материала;
- создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Развивающая:
- развивать умения в использовании научных методов познания /наблюдения/;
- развивать умения осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
- развивать речь, память, логическое мышление, аналитические способности, внимание, интерес к предмету.
Воспитательная:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать сообща, в парах, чувство товарищества;
Педагогические технологии: информационно-коммуникационные, технология проблемно-диалогического обучения (подводящий диалог).
Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Моя математика: Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 3.- М.: Издательский Дом РАО, Баласс.2008г.), картинки для игры, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.
Организация работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок!
А чтоб он пошёл нам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны -
И успех к вам придёт обязательно!
- Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнулись друг другу и пожелали успехов. Так как общий наш успех будет зависеть от каждого из вас.
Мы начинаем наш урок с хорошим настроением, и надеюсь, что наше настроение сохраниться до конца урока.
На предыдущих уроках мы вместе с нашими героями Петей Зайцевым, Вовой Колесниковым и Катюшей Персиковой путешествовали по стране изучения чисел от 10 до 20. Эта страна ещё не вся нами изучена. Продолжим путешествие дальше? И так, в путь!
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Слайд № 2
1. Игра "Третий лишний": - вторник, среда, май; - треугольник, квадрат, луч; - четыре, один, плюс.
2. Числовой ряд. Слайд № 3
Рассмотрите данные ряды чисел:
- В чём сходство между рядами? В чём различие?
- Как из предыдущего числа получается последующее?
- Какое следующее число в каждом ряду?
- Назовите наибольшее и наименьшее число в последнем ряду.
- Расскажите всё, что знаете о числе 10.
- На сколько 10 меньше 16? На сколько 16 больше 10?
- Уменьшите 10 на 1. Увеличьте 10 на 8.
- Как можно получить число 10?
Откройте тетради запишите дату.
3. Математитческий диктант.
- Первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 4. Чему равна сумма? (10)
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равна разность? (7)
- Назовите число, которое меньше 10 на 8. (2)
- На сколько надо увеличить 5, чтобы получить 10? (5)
- Запишите данные ответы в порядке возрастания.
- Что получилось? (Проверка с доски). Слайд № 4
- Ребята, а эти числа непростые. Давайте посмотрим, что зашифровано под каждым числом? (Труд).
Вспоминаем пословицу о труде. (Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Эти пословицы и станут девизом нашего урока.
- На сколько надо уменьшить числа 16, 15, 13, 17, чтобы получить 10?
- Ребята, вы не забыли, что на уроке мы должны ещё и помогать своим друзьям? Спешим на помощь.
Откроем учебники на с. 20 №1.
- Кому понадобилась помощь?
- Помогите ему и быстрее. Он уже заждался. (Взаимопроверка)
- Молодцы! Все оказали помощь правильно.
- А теперь внимание на доску. Это задание они получили все, не только Вова. И снова потребуется ваша помощь.
(На доске появляются одна за другой 4 тучки). Слайд № 5
Примеры решают самостоятельно. Ответы проверяются на слайде.
- Сколько получилось в последнем примере? (Ответ на ушко). Как получили ответ? (При сложении единиц в этом выражении нужно будет сделать переход через разряд.) вырезать
(Возникает проблема, так как не все учащиеся могут решить данный пример.)
- Определите тему урока. (Сложение чисел с переходом через разряд.)
- Какие цели поставим перед собой? (Научиться решать примеры с переходом через разряд).
III. Открытие нового.
1. Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд "по частям".
Решаем пример 7 + 5 с помощью графической модели:
(Щелчок мышкой - появляется выражение 7+5=); Слайд № 6
- Сколько единиц не хватает в первом слагаемом до 10? (Трёх единиц).
- Где можно взять эти три единицы? (У второго слагаемого).
- Что для этого нужно сделать? (Разбить второе слагаемое на части)
- На какие части разбили второе слагаемое? (3 и 2.)
Следующий щелчок - красные шарики заполняют модель числа 10.
- Сколько получилось полных десятков? Сколько осталось единиц?
(1 десяток и 2 единицы.)
- Чему же равна сумма чисел 7 и 5? (12)
- Подумайте и объясните, почему первое слагаемое дополнили до 10? (Удобно выполнять вычисления.)
Вывод.
- Давайте выведем алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:
1) Дополнить до круглого десятка
Прибавить оставшееся число.
IV. Первичное закрепление. Работа с учебником.
1. Откроем учебники. Найдём №3.
Рассмотрим рисунки Пети и прочитаем записи. Расскажем, как же Петя нашёл значение каждого выражения.
- Как он прибавлял к 9 2? (С помощью графической модели). Слайд № 7
2. А теперь давайте поможем Кате найти значение выражений, №4.
А). Первый пример объясняет один ученик.
Б). Работа в паре. (Второй пример решают в паре.)
Проверка с доски.
Слайд № 8
- На какие части разбили второе слагаемое? (3 и 1) Почему?
- Сколько сначала добавили к 7? (3) А затем? (1)
- Чему же равна сумма чисел 7 и 4?
В) Самостоятельная работа. (Один ученик у доски.)
Решение примера, не используя графическую модель. Проверка.
V. Физкультминутка. Игра на внимание.
- Петя, Катя и Вова решили поиграть с вами в прятки. Если покажется Петя, вы хлопаете в ладоши; если покажется Вова, топаете ногами; если покажется Катя, пожимаете плечами. (Поочерёдно показываю картинки.)
- Итак, просмотрите ещё раз записи на доске и в книге. Какой можно сделать вывод? Как складывали?
Вывод: чтобы сложить однозначные числа с переходом через десяток, надо сначала дополнить до 10 первое слагаемое, а потом добавить остальные единицы.
VI. Работа с учебником. Слайд № 9
№ 5 с.21.
- Сравните числовые выражения. Объясните Вове, насколько значение одного выражения больше или меньше значения другого.
1). Первый пример коллективно.
2). Самостоятельная работа. (2 и 3 примеры)
Проверка с доски.
2. Физкультминутка для глаз. (Использование офтальмологического тренажёра, расположенного на стене). Слайд № 10 (Учитель водит указкой по кругам разного цвета)
Посмотрите вверх на луг.
Вправо, влево бежит жук,
Летит куда - то стрекоза,
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель,
Работой занят муравей.
- Ребята, а, сколько насекомых бегало по нашему лужку.
VII.
1. Повторение и закрепление пройденного.
- Ребята, мы научились с вами складывать однозначные числа с переходом через разряд. Давайте поможем нашим друзьям заполнить таблицу. (Первые два примера вместе, а дальше самостоятельно). Слайд № 11
- Ребята, что вы заметили при сложении чисел с переходом через разряд?
Вывод: первое слагаемое не изменяется, второе - последовательно увеличивается на единицу, значит, сумма тоже последовательно увеличивается на единицу.
- Молодцы, ребята! А какая же математика без задач?
2. Давайте поможем Пете решить задачу. С. 21 №7.
Назовите составные части задачи? (Условие, вопрос, решение, ответ).
- Читаем задачу про себя.
- Читаем вслух.
- Прочитайте условие.
- Читаем вопрос задачи.
- О чём говорится в задаче?
- Это что части или целое?
- Что надо найти?
3. Составляем схему к задаче. Слайд № 12
- Каким правилом вы будете пользоваться при решении этой задачи? (Находим целое).
- Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.
Проверка по эталону. Слайд № 13
4. Задача на развитие логического мышления.
- Как переложить две палочки так, чтобы получилось два квадрата? Слайд № 14
VIII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, путешествуя по страницам нашей книги?
- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Что мы не умели?
- А теперь научились?
- Давайте вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через разряд:
1). Дополнить до круглого десятка
2). Прибавить оставшееся число.
- Вам было трудно на уроке?
- Все задания были трудными для вас? А какие?
- Вы преодолели трудности?
- Что было интересно?
- Вы помогали нашим героям находить значения выражений, решать задачу. Они благодарят вас за помощь и говорят вам: "Спасибо!"
- Давайте в заключение урока вернёмся к нашему алгоритму самооценки и оценим свою работу.
- Ребята, кому было на уроке легко, у кого все получалось - возьмут себе зелёные смайлики.
Слайд № 15
У кого возникали проблемы, было что-то непонятно, тяжело - возьмут для себя жёлтые смайлики.
Кому было очень сложно, и кто еще затрудняется прибавлять числа с переходом через разряд возьмут для себя красные смайлики.
- Оцените нашу общую работу.
- Что мы нарисуем в дневниках?
- А теперь я хочу оценить работу всего класса на уроке. Хотите узнать моё мнение?
Я предлагаю вам отгадать кроссворд. И по вертикали вы прочитаете слово, которое я говорю всем вам. Слайд №16
- Сколько ног у паука?
- Сколько солнышек на небе?
- Второй по счёту весенний месяц.
- 12 месяцев что это?
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
- А - это буква, 5 - это:
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки? Что это?
- Как понимаете значение слова опушка?
Я благодарю всех за работу. Урок окончен.