Использование УМК С.И. Львовой и В.В. Львова для подготовки к итоговой аттестации (ГИА)

Разделы: Русский язык


ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования - УМК С. И. Львовой и В. В. Львова для подготовки к ГИА. Предпринята попытка рассмотреть и систематизировать типы заданий в учебниках по русскому языку для 5 и 6 классов с тем, чтобы понять, каким образом можно готовить школьников к итоговой аттестации уже с этого возраста. Поиск соответствий содержания УМК данных авторов с заданиями КИМов ГИА поможет сделать учебный процесс в 5 и 6 классах более целенаправленным и мотивированным.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что еще не все учителя знакомы с учебниками этих авторов. Начиная преподавание русского языка в 5 классе по учебнику Львовых, учителю будет полезно знать, как организован материал в связи с грядущими экзаменационными испытаниями.

Необходимо упомянуть, что с этими именами мы знакомы уже давно. Все, кто работал по учебнику М.М. Разумовской, знают, что ее УМК создан в соавторстве с С.И. Львовой. Уже тогда упомянутый учебник выгодно отличался от традиционных учебных программ.

Говорить об общей характеристике УМК Львовых нет необходимости, так как эти данные есть на многочисленных сайтах Интернета, посвященных преподаванию русского языка. Можно вкратце напомнить о том, что эта программа соответствует Обязательному минимуму образования по русскому языку для основной школы и другим нормативным документам, регламентирующим преподавание этой школьной дисциплины. Изданы учебники для 5-9 классов. "Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в предъявлении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, вниманием к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся", - из аннотации к учебнику с сайта "Сообщество взаимопомощи учителей" (pedsovet.su). Программа Львовых ориентирована на интенсивное речевое развитие учащихся, реализован культурологический аспект.

Успешность изучения русского языка школьниками по предлагаемой программе доказана многолетней практикой учителей-филологов разных школ. Вот некоторые эмоциональные отзывы:

Книги С.И. Львовой и В.В.Львова - это удачная попытка показать всю красоту и необходимость родного языка, освоение которого продолжается всю человеческую жизнь. Ребенок одновременно учится говорить, мыслить, слушать, а вскоре и читать, и эти процессы взаимосвязаны и неразрывны. Малыш сначала улыбается, потом говорит "мама" и только затем делает первые шаги. Слово сопровождает его всю жизнь и помогает выразить все эмоции и состояния. Оно - неразрывная его часть, его помощник, а зачастую, единственный преданный друг.

Своим уникальным подходом к обучению авторы учат чувствовать язык, понимать его гармоничность и соразмерность. В них нет просто отвлеченных сухих правил, а видна панорамная картина окружающего мира, в котором у всего свое место. Изучение грамматики и правил правописания превращается в увлекательную игру под названием "путешествие в глубины родного языка", а значит, и познания себя самого и мира вокруг.

Организован данный материал следующим образом: проведено сопоставление умений, проверяемых на экзамене (содержательные разделы спецификации), с содержанием программы по русскому языку в 5, 6 классах, приведены примеры из учебников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Содержательный раздел "Речь, слушание, адекватное понимание устной и письменной речи" предполагает, что учащиеся должны уметь письменно воспроизвести текст с заданной степенью свернутости. Для этого необходима сумма определенных навыков: учащиеся должны уметь

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их разбора,

- определять тему, основную мысль текста,

- определять функционально-смысловой тип текста,

- определять стиль речи.

Для формирования перечисленных навыков УМК Львовых для 5-6 классов предусмотрены следующие виды заданий:

- фонетический, морфемный, морфологический, орфографический, пунктуационный и этимологический разборы,

- 5 класс - дана информация об основных признаках текста: наличие темы, основной мысли, законченность, грамматическая связь предложений.

- 6 класс - учимся составлять простой и сложный план, задания сформулированы следующим образом: "прочитайте и озаглавьте текст, определите его основную мысль",

- пятиклассники получают представление о типах речи и их признаках, в 6-ом классе говорим о типичном строении и языковых особенностях текстов разных типов.

- уже в 5 классе введено понятие о пометах, указывающих на стилистическую окраску слова, рассматриваются различные речевые ситуации.

Рассмотрим одно из заданий из учебника для 6 класса: "Определите тему текста, основную мысль, тип и стиль речи, озаглавьте стихотворение, сравните свой заголовок с авторским. Выучите текст, запишите по памяти"

МИГ В.ШЕФНЕР

Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.

Очевидно, что, выполняя подобные задания, шестиклассники уже демонстрируют наличие навыков, необходимых для сдачи экзамена в 9 классе.

2. Далее сопоставим задания КИМов ГИА с упражнениями из школьных учебников.

Задания А1 - А7 необходимо выполнить, анализируя содержания прочитанного текста. Эти навыки формируются уже в средней школе.

А 1: какое из высказываний содержит ответ на вопрос: "Почему дед Ларион и заяц живут вместе?" 5 класс: чем, по мнению автора, тополь и таволга похожи? 6 класс: напишите изложение по тексту К. Паустовского "Заячьи лапы".

А 2: каково отношение автора к рассказанной дедом истории? 5 класс: какие слова использует автор, чтобы более точно передать свое настроение? 6 класс: какие слова помогают понять отношение автора к герою?

3. Выполнение задания С1 предполагает создание сжатого изложения по прочитанному тексту. Для формирования навыков, необходимых для выполнения этого задания, в учебниках 5-6 классов предусмотрены следующие упражнения:

- каждый учебный раздел снабжен рубрикой "Теоретические сведения". С данным текстом работаем с помощью приема 5П: просмотровое чтение, придумываем вопросы, подчеркиваем важную информацию, перечитываем, пересказываем текст,

- упражнение: "изложите содержание текста, опираясь на выписанные вами слова,

- упражнение: "выделите основную информацию и попробуйте передать ее двумя-тремя предложениями".

С1: прослушайте текст и напишите сжатое изложение, передайте содержание каждой микротемы. Шестиклассники знакомятся с понятием микротемы.

ФРАГМЕНТ УРОКА В 6 КЛАССЕ

Урок 31 (1 четв.) Тема: Основные признаки текста.

ЦО: формировать представление об абзаце как о смысловой и композиционной единице текста, дать понятие о микротеме, тренировать учащихся в сжатом изложении текста.

1. Теоретические сведения: микротема - маленькая тема, в письменной речи оформляется с помощью абзаца.

2. Упр 196. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и основную мысль. Определите, сколько микротем в тексте.

3. Упр 197. Прочитайте текст. Выявите наличие всех признаков текста. Придумайте заголовок. Одним или двумя предложениями передайте содержание текста.

4. Содержательные разделы "Лексика и фразеология" представлены заданием А 4: укажите, в каком значении употребляется в тексте слово поведал. В каком из перечисленных предложений есть слово с переносным значением? 5 класс: сведения о 5 способах объяснения лексического значения слова. 5-6 класс: упражнения: "объясните лексическое значение выделенных слов, проверьте себя по толковому словарю", "рассмотрите рисунки, вспомните фразеологизмы, составьте с ними предложения".

5. Умения, проверяемые на экзамене (содержательные разделы): выразительность русской речи.

  • упр: в прямом или переносном значении употреблено прилагательное золотой в этом тексте? Проверьте свой ответ по толковому словарю
  • вопросы и задания из серии "Вспомните!": что такое эпитет? Словами каких частей речи обычно выражен эпитет? Приведите примеры предложений с эпитетеми.
  • 5-6 классы: реализуется деятельностный подход к обучению, школьники создают тексты, используя изученные средства художественной выразительности.

6. Содержательный раздел: синтаксис.

Уже в пятом классе школьники получают представление о предложении и словосочетании как единицах синтаксиса. Знают характерные признаки простого и сложного предложений. Далее изучают строение словосочетаний, простое осложненное предложение, типы сложных предложений.

7. Умения, проверяемые на экзамене (содержательные разделы): орфография. В КИМах ГИА эти умения проверяются с помощью следующих заданий: В2 - безударные гласные в корне, В3 - правописание приставок, В4 - правописание суффиксов. В учебнике для 5 класса есть теоретические сведения о классификации орфограмм корня, о группах приставок, материал организован так, чтобы формировать навык морфемного разбора слова (однин из приемов - поморфемное письмо). В 6 классе проводится работа по повторению, расширению, систематизации полученных в 5 классе знаний, организована работа по формированию навыка правописания суффиксов прилагательных и причастий.

8. Умения, проверяемые на экзамене (содержательные разделы): речь, создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Для выполнения задания типа С2 (создание текста рассуждения либо на лингвистическую тему, либо на нравственно-философскую) необходимы понимание роли языковых единиц, умение строить текст-рассуждение, читательский опыт, некая нравственная позиция школьника.

Учащиеся учатся рассуждать на лингвистическую тему с первых уроков: материалы рубрики "Теоретические сведения" необходимо пересказывать. В учебный материал включены следующие задания: 6 класс: упр 690. Григорович в беседе с Достоевским говорит, что "звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение." Вопросы: Как вы понимаете выражение Григоровича "дорисовывает движение"? О каких формах глагола так сказал писатель? Докажите, что он прав. Признаки рассуждения как типа речи даны уже в 5 классе. Пятиклассники знакомятся и с типичным строением текста рассуждения (тезис, аргументы, вывод), и с типичными языковыми особенностями разных типов текстов. 6 класс: закрепление этих умений, расширение и систематизация информации.

Презентация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Человек не создает язык, но открывает его, как открывают новый материк", - замечательные слова Э.Аветяна. Учебники Львовой создают все условия для таких открытий, тем более, что ребенок - прирожденный лингвист, он получает удовольствие от увлекательного процесса. Изучение языка - самодостаточный творческий процесс познания и открытий, увлекательный сам по себе.

Остается добавить, что УМК Львовых не ограничиваются учебниками для школьников:

  1. Русский язык. Тематические тесты и упражнения. 5 класс. По программам Разумовской, Львовой, 2011 г.Мальцева Л.И.
  2. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 5 класс. Часть 2. Рабочая тетрадь по русскому языку, 2011 г.
  3. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс. Пособие для учащихся, 2010 г. Черепанова Л.В.
  4. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку, 2010 г. Прохватилина Л. В.
  5. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-11 классы, 2009 г. Львова С.И.
  6. Львова С.И. Русская орфография. Самоучитель: Пособие для учащихся 5-9 классов
  7. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 - 9 кл.: Пособие для учителя
  8. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл.: Пособие для учителя