Цели:
- начать формирование знаний по теме "Электрические явления". Учащиеся должны углубить знания о явлении электризации , свойствах наэлектризованных тел;
- развивать экспериментальные умения, умение делать выводы по результатам экспериментов;
- показать учет и использование знаний о электризации тел в жизни.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новый раздел - "Электрические явления". Мы остановимся на вопросах, связанных с электрическим током, узнаем его природу, характеристики, действия.
История изучения электричества уходит далеко в прошлое. В пятом веке до н.э. к греческому ученому Фалесу обратился один человек с просьбой объяснить необычное явление, которое наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном, сделанным из янтаря. Девочка заметила, что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе пушинки, соломинки, нитки и другие мелкие частички. Веретена из янтаря у меня нет, а браслет из янтаря имеется. Приблизим янтарь к мелким телам - нет никакого взаимодействия. Натрем янтарь о шерсть и снова приблизим - пушинки и соломинки притянулись к янтарю. Фалес пришел к выводу, что янтарь, потертый о шерсть, электризуется. По-гречески янтарь - "электрон", отсюда и название "электричество". Итак, явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией.
Откройте тетради, запишите тему урока "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"
Попробуем все сведения об электризации получить из опыта. Каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться, все результаты записывайте в тетрадь. На выполнение опытов отводится 5-7 минут. (Ученики получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения. Столы, за которыми сидят ученики, рекомендую поставить ,если это возможно, "амфитеатром", т.к. во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт всему классу, не выходя к демонстрационному столу, что сэкономит время урока).
Задание 1.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из эбонита и сухой мех. Что вы наблюдаете? Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом? Сделайте вывод об электризации меха и эбонита . Каким способом можно наэлектризовать мех и эбонитовую палочку.
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, эбонитовая палочка , кусочек меха
Задание 2.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из стекла и кусочек шёлка. Что вы наблюдаете? Потрите стеклянную палочку о шёлк и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с шёлком и стеклянной палочкой? Сделайте вывод об электризации шёлка и стеклянной палочкой. Каким способом можно их наэлектризовать?
Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, палочка из стекла и кусочек шёлк
Задание 3.
Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из пенопласта и кусочек полиэтилена. Что вы наблюдаете?
Потрите палочку из пенопласта о полиэтилен и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с полиэтиленом и пенопластом? Сделайте вывод об электризации пенопласта и полиэтилена . Каким способом можно их наэлектризовать?
Задание 4.Укрепите на острие кусок водопроводной трубы(посредине трубы просверлено несквозное отверстие для острия) и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую палочку. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые тела.
Оборудование: штатив с остриём, кусок водопроводной трубы, просверленный посредине, эбонитовая палочка, кусок меха.
Задание 5. Поднесите наэлектризованную о шёлк стеклянную палочку к струйке воды , вытекающей из водопровода. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о электризации воды.
Задание 6. Зажгите свечу и поднесите к ней наэлектризованную трением о бумагу пластмассовую палочку. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о электризации пламени свечи.
Задание 7.
Уравновесьте пластмассовую линейку на электрической лампе ,ввёрнутой в патрон, и приблизите к ней другую такую же линейку. Что вы наблюдаете? Затем наэлектризуйте трением о фланель поочередно эти линейки и опыт повторите. Что вы наблюдаете? Как взаимодействуют заряды одного рода?
Оборудование: электрическая лампа на подставке, две пластмассовые линейки ,кусок фланели.
Задание 8.
Линейку из оргстекла уравновесьте на электрической лампе, ввёрнутой в патрон и преподнесите к ней кусок фланели. Что вы наблюдаете? Затем наэлектризуйте трением о фланель линейку и повторите опыт. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод: одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Как взаимодействуют заряды 2-х различных видов?
Оборудование: электрическая лампа на подставке, линейка из оргстекла, кусок фланели.
Заканчиваем работу, переходим к обсуждению результатов.
Фалес считал, что электризоваться может только янтарь. А что наблюдали ребята, выполнявшие 1-ое задание.
Ученик А: Мы поочерёдно поднесли к гильзе из фольги кусок меха и эбонитовую палочку. Никакого взаимодействия не наблюдалось. Затем потёрли палочку о мех и снова поднесли их к гильзе. Мы заметили, что гильза притягивается как к эбонитовой палочке, так и к меху.
(Ученики показывают опыт всему классу).
Учитель: Тело, которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела, называют наэлектризованным, заряженным или имеющим эклектический заряд.
Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным.
Можно ли наэлектризовать другие тела трением?
Ученик В: Да, можно. Например, после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк притягивают лёгкую гильзу из фольги.
Учитель: Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным.
Ученик С: А мы к гильзе поднесли пенопласт, потёртый о полиэтилен. Гильза притянулась и к пенопласту и к полиэтилену.
Учитель: В рассмотренных опытах мы наблюдали действие электрических сил на мелкие тела. Посмотрим, действуют ли электрические силы на более тяжелые тела.
Ученик Д: В нашем опыте к тяжёлой водопроводной трубе, укреплённой на острие, мы поднесли наэлектризованную палочку. Мы увидели, что труба медленно поворачивается к палочке.
Учетель: Во всех рассмотренных случаях наэлектризованная палочка притягивала твёрдые тела. Могут ли электризоваться жидкости и газы?
Ученик Е: Если к струйке воды поднести наэлектризованную палочку, то она искривиться., т.к начнёт притягиваться к палочке.
Ученик Ж: Наэлектризованная палочка притягивает и пламя свечи. Пламя отклоняется при приближении заряженной палочки.
Учитель: На самом деле, электризуются все тела.
Рассмотрим свойства заряженных тел более подробно. Выясним, как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака . Ребята проводили такой эксперимент. Что же у них получилось?
Ученик З: Две линейки из оргстекла мы наэлектризовали трением о фланель, тем самым сообщив им заряды одного знака. Первую линейку укрепили на лампочке, укреплённой в патроне, вторую, держа в руке, поднесли к первой. Мы заметили, что палочка, находящаяся на лампочке отталкивается от той, которая в руке. Таким образом, тела, имеющие заряды одного вида, отталкиваются.
Учитель: Возникает вопрос, одинаков ли вид заряда, приобретаемый линейкой и кусочком фланели путём трения? Послушаем ответы ребят
Ученик И: Мы приблизили кусочек фланели к наэлектризованной им линейке. Мы увидели, что линейка притягивается к фланели. Значит заряды на линейке и кусочке фланели разных видов. Тела, имеющие заряды разного вида, притягиваются друг к другу.
Учитель: Заряды одного знака (оба положительные или оба отрицательные) называют одноимёнными, а заряды разных знаков- разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные -притягиваются.
В жизни мы часто встречаемся с явлением электризации тел и не задумываемся об этом. Так обстоит дело с электрическим котом.
Ученик Д: Вы наверное слышали, что существует на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное? Оказывается, "электротехнические способности" есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый кот годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот- неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется. В сухой морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления, чтобы его шубка стала вполне сухой. Вымойте руки, вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку, а правой рукой быстро гладьте кота "по шерсти": от головы к хвосту. Скоро вы почувствуете в руках легкое покалывание и услышите тихий треск. Если делать этот опыт в темноте, то, когда глаза привыкнут, вы увидите, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками. Кота этот опыт не особенно беспокоит. Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент. И тогда вместо искр в вашу руку вонзятся острые когти!
Знаменитый американский изобретатель Эдисон, тот самый, что изобрел фонограф, сделал много важных изобретений и в области электротехники. Он изобрел лампочку накаливания, патрон к ней, выключатель и создал первую систему электрического освещения. Так вот, еще мальчишкой Томми Эдисон делал опыты с электричеством, добытым из котика. Можно сказать, что это симпатичное животное мурлыкало у колыбели электротехники.
Ученик Е: Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху. При этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли, о воздух, а также за счет столкновения частиц друг с другом. В воздухе можно видеть искры.
Ученик Ж: В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется, поэтому воздух в производственных помещениях увлажняют, делая его проводником электричества. Благодаря этому заряды на бумаге не скапливаются, а "стекают" с нее, предохраняя от порчи.
Ученик 3: Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических отпечатков. При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные частицы золотой пыли, наносимой на купюру, создавая видимые отпечатки.
Учитель: В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста
Тест.
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
1. Тело, которое наэлектризовано:
:нагревается.
:охлаждается:
:приходит в движение.
:притягивает к себе другие тела.
2. Электрические заряды бывают:
:положительными.
:отрицательными.
:положительными и отрицательными.
:разными.
3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?
Тела с зарядами одного знака притягиваются.
Тела с зарядами разного знака отталкиваются.
Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются.
4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Нет правильного изображения.
5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?
№ 3; № 1.
№ 3; № 2.
№ 1; № 3.
№ 1; № 2.
6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?
№ 1 и № 3.
№ 2 и № 4.
№ 2 и № 4.
№ 2и № 3.
7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела?
Притянутся в обоих случаях.
В том и другом случае оттолкнутся.
Притянутся; оттолкнутся.
Оттолкнутся; притянутся.
8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд?
№ 1.
№ 2.
№ 3.
Затем можно разобрать в качестве закрепления материала №1169, №1170 В. И. Лукашик, Е. В. Иванова "Сборник задач по физике".
Подвести итоги урока и задать домашнее задание.
Список использованной литературы.
- Л.Гальперштейн "Забавная физика" Москва, "Детская литература" 1993 г.
- Л.В.Тарасов "Физика в природе" Москва "Просвещение" 1988 г.
- В.А.Касьянов "Физика 10 класс" Москва "Дрофа" 2001 г.
- Н.М.Шахмаев,А.В. Бунчук. Физика. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-3-еизд., испр.-М.:Мнемозина,2009.
- http://www.220-volts.ru/i