Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Художественная образность вещи делает ее приятной для применения. Художественная образность в прикладном творчестве своеобразна и выступает в виде условных символов, эмблем, графических изображений.
Программа М.Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, включающим в себя все виды искусства.
Главный смысловой стержень программы – связь
искусства с жизнью человека, роль искусства в
повседневном его бытии, в жизни общества,
значение искусства в развитии каждого ребёнка.
Этот фундамент позволяет ставить новые,
современные задачи, соответствующие
потребностям сегодняшнего образования и
культуры в целом.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежды, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность.
В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становиться чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Моя цель: показать яркую самобытность и богатство русской национальной культуры. Развивать от урока к уроку у учащихся потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывая чувство сопричастности к материально- духовному наследию наших предков.
Мы почти не знаем, на какой земле живём. Не в смысле её место нахождения или статуса. Я говорю о её почти бесконечном прошлом.
Это дало толчок к моей проектной деятельности, связанной с изучением малой родины – фино-карельской культурой.
Проводя тонкую ниточку между двумя культурами, которые жили на одной территории. При этом этот особый мир, издавна существовавший и поныне рядом существующий.
«Я хочу, чтобы все знали: земля, на
которой мы сейчас живём, по которой ходим, не
замечая её древней силы и не осознавая её
глубинной памяти, это – наша земля.
Для многих она стала родиной, каждый нашёл или
находит в ней что-то своё, пронзительное, новое и
волнующее».
Этнограф Ольга Игоревна Конькова
Темы уроков:
1. «Древние образы в народном искусстве».
2. «Убранство русской избы и финского дома».
3. «Внутренний мир русской избы, финского дома».
4-5. «Конструкция и декор предметов народного
быта. Художественная роспись по дереву на
основе традиций народного
искусства русского севера».
6. «Образы и мотивы в орнаментах русской народной
вышивки».
7. «Народный праздничный костюм русских и
финоугорских культур».
8. Обобщение темы. «Народные праздничные обряды»
(урок-путешествие).
Урок №8 Обобщение темы «Народные праздничные обряды» (урок-путешествие)
Цели и задачи:
- Образовательная. Подведение итогов за четверть представлением учащимся о своеобразии, уникальности языка и образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства, о гармонии человека с природой. Познакомить с фино-карельской культурой.
- Развивающая. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству и малой родине.
- Воспитательная. Воспитать умение работать дружно в поисковой группе по сбору информации. Воспитать бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.
Порядок проведения
1. Организационный момент посиделок.
2. Закрепление понятий о символах и образах в
славянской и финской культурах.
3. Систематизация знаний о мировоззрении двух
культур.
4. Путешествие в другую страну.
Оборудование и материалы:
1. Оборудование класса под убранство русской
избы, утварь, изделия народных промыслов, одежда.
2. Выставка работ учащихся по теме «Русское
народное искусство».
3. Музыкальное оформление (Народные песни,
Вечериночная песня).
4. Сопроводительный наглядный ряд на компьютере.
5. Информационно-педагогическое оснащение урока.
ХОД УРОКА
Класс подготовлен к проведению игры: на ширме
импровизированный угол русской избы; скамейки
стоят вдоль ширмы; предметная утварь – сложена в
беспорядке.
Звучит народная музыка.
Определенно место для показа наглядного ряда.
Девицы входят в класс и рассаживаются на
скамейках, делясь секретами, рассказывая сказки,
страшные истории про нечистую силу, чудеса, о
которых доводилось слышать кому-то из
присутствующих.
Презентация. Слайд с фрагментом зимнего пейзажа. (2, 3)
Входят парни, шумною толпой. Обстукивая об пол обувь, как бы оббивая остатки снега.
Убранство русской избы (ландшафт)
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом.
И каждый со своим лицом.
1-й парень, разводя руками, выходит вперёд.
Слайд с изображением избы.(4, 5, 6)
– Новая жизнь – новый дом. И строительство его
спешки не терпит, всему свой черёд и свой порядок,
который установили деды и прадеды, нарушить
устой – не будет тебе житья в новом доме.
– Что означало построить дом, избу для человека в
этом беспредельном мире?
Человек, чувствуя себя не защищенным от
космических сил и стихий, стремился создать свой
мир, порядок. Чтобы привлечь к дому силы света,
добра, а от злых сил уберечься.
– А что вы знаете о картине мира избы?
- крыша дома связывалась в народных представлениях с небом,
- клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а
- подклет (погреб) – с подземным миром.
2-й парень, играя пальцем руки, показывая то на глаза, то на мир вокруг.
– А чем смотрела изба на этот мир?
Слайд с изображением окон с наличником.(7, 8, 9)
Дом смотрел на мир окнами – очами, оно
связывало мир домашней жизни с внешним миром. В
связи с этим возник такой важный элемент
заклинательного декора, как наличник,
насыщенное различными символами и образами.
Парни, выбирая себе дружку, рассаживаются на
лавках.
3-й парень, встаёт, указывая рукой наверх.
Слайд бревна-охлупень (10)
– Обратим внимание на крышу избы, которую
венчает горделивый силуэт коня – бревно-охлупень.
Теперь настало время раскрыть, расшифровать
смысл этого образа.
– Для чего сажал русский человек конька на крышу
дома? Только ли ради украшения, или в этом был
какой-то более глубокий смысл?
(Образ коня на крыше олицетворял солнце, движущие по небу, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.)
– В каком образном строе сумели запечатлеть свои наблюдения о движении солнца по небосводу наши предки? (В образном строе фронтона)
Слайд с изображением крыши избы с причеленной, полотенцем (11, 12, 13)
Резная доска, спускающаяся по краю крыши –
причелина. Причелина с левого края кровли
содержала символы восходящего утреннего солнца;
с правого края – вечернее заходящее солнце.
Резная доска, крепящиеся на пересечении двух
причелин – полотенце – полуденное солнце в
зените.
Таким образом, дом становился, словно маленькой
Вселенной, символизируя связь человека с
космосом. Построенный на священной земле
предков, освящённый специальным магическим
обрядом, защищённый символикой солнца и небесных
сил, находящиеся под покровительством домового,
дом готов принять новую семью и положить основу
новому.
Фасады русских изб и финских домов (14)
4-ый парень, выходя вперёд всех , подбоченись одной рукой и выпятив грудь предлагает девушкам отгадать загадки о знаках трёх стихий, которые украсили дом. Девушки, отвечая, показывают карточки с заготовленными небесными, земными и подземными знаками.
Загадки:
Небесные знаки:
- Ложкой краски весь мир красит.
- Один костёр весь мир согревает.
- Взглянешь – заплачешь, а краше его на свете нет (знаки круга, колеса, розетки)
- Мчатся кони табуном, ходит небо ходуном (знак – колесо с шестью спицами)
Земные знаки:
- Два быка бодутся, вместе не сойдутся (Небо и земля)
(знаки – квадрат, прямоугольник, ромб с крестом,
решёткой, точкой внутри)
(вода небесная, земная и подземная)
- В небе родился, в земле схоронился ;
- Шёл домовяз в землю увяз;
- Между гор, между дол бежит белый конь (знак – змейка, чёрточки)
Внутренний мир избы (сундук и его содержимое)
1-я девица встаёт, выходит вперёд. Направляется к сундуку со словами:
– Но сруб так и останется срубом, как бы
богатым орнаментом его не украшали. Домом он
станет только тогда, когда его согреет тепло
очага и умелая хозяюшка. Идет украшать избу,
рассказывая про полотенце.
– Вот перед нами образец исконного русского
творения – Полотенце ( крюковник, накрючник,
накутник, набожник, перебирка,рушник, плат,
платок)
Слайд с вышитыми полотенцами. (15, 16, 17)
– А кто из вас знает, как назывались на Руси полотенца и для чего они предназначались? А где они весели?
Слайд с вышитыми полотенцами. (18)
Крюковник, накрючник – Полотенце для
украшения стен избы по праздничным дням и в дни
совершения обрядовых действий.
Накутник – укреплялся в угол под образами.
Набожник (иконник, оброзник) – полотенце
вывешивалось так, чтобы прикрыть иконы сверху и с
боков, но не закрывать лики.
Перебирка – использовалось для украшения
избы в праздничный день, укладывалось на колени
гостей во время праздничного застолья.
Плат – полотенце для украшения икон,
зеркала, стен к праздничному дню.
Платок – полотенце на икону,
– Полотенца использовались для праздничного убранства избы. Они вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам. Во время свадеб, на крестинном обеде, по случаю возращения с воинской службы сына или долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу. Их надевали на деревянные гвозди – «крюки», «спички», вбитые в стены.
Слайд с вышитыми полотенцами, украшающими избу. (19)
– Где ещё использовалось полотенце, помимо украшения избы?
Слайд с вышитыми полотенцами(20)
– В день свадьбы полотенце использовалось
невестой в качестве фаты, предохраняя её от
дурного глаза, порчи в самый ответственный
момент жизни. Полотенце применялось в обряде
«соединения молодых» перед венцом: им связывали
руки жениха и невесты « на веки вечные, на годы
долгие». Полотенцем одаривали бабку-повитуху,
принимавшую роды, кума и куму, крестивших
младенца. Особую роль полотенце играло в
погребально-поминальной обрядности.
Полотенце выступало в них в качестве оберега. В
основе их лежали древние мифологические
представления славян, и такая символика
исключала использование его для вытирания рук,
лица, пола.
Слайд с различными прялками. (21, 22, 23, 24)
– А кто знает, каким образом и кто заготавливал
полотенца к праздникам и обрядам?
девица берёт прялку и идёт к лавке для работы
пряхи, которая располагалось перпендикулярно
рабочему месту хозяина.
– Прялка – неизменные спутницы крестьянских
женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец
в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец
дочери. Прялку – подарок хранили всю жизнь и
передавали по наследству от матери к дочери, от
бабушки к внучке. Чтобы приготовить себе
приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-7
лет.
– По обычаю, полотенца являлись необходимой
частью девичьего приданного. Полотенце вообще
играло большую роль в обрядовой жизни русской
деревни.
Слайд с женской половиной избы – печью. (25,26,27)
2-я девица находит
полотенец – рукотейник и уносит его к
расположению печи.
– Был ещё один вид полотенца, который не
использовался в обрядах и праздниках – это
рукотейник, утирка, утиральник и т.д. Оно весело –
Как вы думаете где? правильно, у рукомойника
глиняный кувшин с двумя сливными носиками по
сторонам. Под ним стояла деревянная лохань
для грязной воды. И всё это располагалось рядом с
печью.
Слайд с внутренним убранством избы устелиными дорожками (28)
3-я девица подходит к сундуку,
с элементами кокетства, раскатывает половики.
– По полу тянулись радужныё домотканые
дерожки, то же, что и половик.
– А из чего русскиеженщины его изготовляли, кто
знает?
– Основу составляют толстые нити, а поперечными,
переплетающимися с основной, берутся ленты,
нарезанные из старых тряпок. Настилается в избе
по проходу от порога до передней стены,
напоминающих дорогу, стелящуюся по земле.
5-я девица берёт глиняный
горшок и несёт его на женскую половину.
– Ой, а куда же мне поставить нашего помощника в
быту и праздниках? Как называлось место возле
печи?
Слайд с видами русских печей. (29, 30, 31, 32)
– А наши помощники в быту, труде
праздниках и стояли они возле
матушки-печи, которая кормила крестьянскую семью
и её обычно ставили в углу справа или слева от
входа.
Печь – святая святых дома. Огонь, горевший в печи,
давал свет и тепло, на нём готовили пищу.
Разогретая печь служила постелью для стариков и
малышей, здесь же сушили одежду. В тёплом устье
печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут
«банились» и взрослые члены семьи. На лавке –
шесток, размещались горшки и чугунки. Место в
избе так и называлось «бабий угол».
– Какие вы знаете предметы быта и их назначение?
Слайды с предметами быта. (33, 34, 35, 36, 37, 38)
Девица показывает утварь, (зрительный ряд)
учащиеся называют её.
Горшки для приготовления каши, щей и разной
пищи. Различной формы ковши-конюхи
и ковши-утицы. А вот ковш-черпак.
Самое почётное место занимали на столе занимали
хлеб да соль. (Хлебница и солоница)
Огромная чаша-ендова, для праздничного
стола, крынка – для хранения молока, сметаны
и т.д… Затем девица разбирает, перебирая лукошки,
набирухи, короба…
– Как вы думаете, где они должны располагаться, куда ставила их хозяюшка и как они называются?
Слайд с деревянным настилом – полати. (39,40)
– В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод и вся эта утварь ставилась на полати, которые располагались на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. На полати на ночь ставили сундучок-подголовник размером в одну или две подушки. Это место было излюбленным местом для спанья, и как самый удобный наблюдательный пункт во время крестьянских праздников и свадеб.
Слайд вышитых скатертей, шкафчиком – голбец. (41, 42, 43)
– А вот скатерть – бранник, камчатка,
камчатник, накидка, настольник, натропезник,
постилуха, столешник, столешница (идёт застилать
стол) была обязательным элементом оформления
стола во время праздничных и обрядовых трапез,
который в избе считался главным предметом мебели
и стоит в красном углу. В красный угол сажали
самых дорогих гостей, а вовремя свадьбы –
молодых. В обычные дни здесь сидел глава семьи.
Шкафчик-голбец – приставной ящик сбоку
печи в виде шкафчика с дверцами.
Чугунок – сосуд, заменивший глиняную
утварь, для приготовления пищи.
Эти предметы появились немного позже в
обиходе крестьянина.
Слайд с мужской половиной избы. (44)
5-й парень берёт инструмент и направляется к мужской половине избы.
В пространстве избы было ещё одно место,
которое занимал, кто? Как называлось это место,
что делал там мужчина? А какие вы можете назвать
инструменты, которые использовал в своих работах
хозяин дома?
– Вдоль стен стояли широкие лавки, и они были не
подвижны, и каждая лавка имела своё назначение,
если вы уже заметили. У входа, от дверей до
боковой стены избы была устроена широкая лавка с
крышкой, забранная внизу досками, так называемый
«коник», « кутник». Это было место хозяина.
Здесь он отдыхал и работал.
Народный праздничный костюм (сундук).
Слайд с различными формами сундука.(45, 46, 47)
7-я девица подходит к следущиму сундуку, раскрывает, примеряя к себе одну вещь.
– Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем
больше достаток в семье, тем и сундуков в избе
больше. Если в крестьянской семье росла девочка,
то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали
приданное. Вместе с сундуком она и переезжала
после свадьбы в дом мужу.
– Кто знает название этого элемента костюма и
какова роль вышивки на нём?
Слайд различных женских рубах. (48)
– Основой женского народного костюма была рубаха, а в некоторых случаях была единственной одеждой владелицы. Девочки, женщины и старухи ходили в одних длинных цельных рубахах, подпоясанных поясом. Замужние женщины пользовались ими только на покосе или уборке льна. Нарядно украшенную рубаху– долгорукавку, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези – « окошки» для рук женщина надевала в особо торжественных случаях, например на свадьбу. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно укрощались ворот, оплечья, грудь, подол жатной рубахи и рубахи – «сенокосницы».Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица, и это непременно скажется на её потомстве.
8-я девица, примеряя к себе и вертясь, любуясь собой.
Слайд с северным вариантом одежды. (49)
– Какой наряд одевали девицы и женщины поверх
рубахи? А в каком районе носили этот наряд?
– Праздничный сарафан сшитый из дорогой
ткани, украшенный спереди узорной полосой,
тесьмой, серебряным кружевом, канителью и
серебряными пуговицами. А дополняли
нагрудной распашной одеждой – епанечкой,
а в холодную погоду надевали душегрею с
длинными рукавами. Попроще сарафаны украшали по
подолу лентами разных цветов. Так одевалась
девица на севере.
– А какой наряд носили на юге нашей страны?
Слайд с южной одеждой. (51,52)
– На юге России вместо сарафана носили понёву,
домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую
обворачивались, укрепляя её по талии поясом.
Понёву также обшивали лентами и тесьмой. К понёве
полагался передник (запон, занавеска)
Передник иногда был сплошь украшен узорными
полосками и нёс символику, связанную с землёй, он
оберегал живот (что означало «жизнь»)
9-я девица, подбегает,
демонстрируя свою косу и вплетённый в него
косник , начинает примерять головные уборы.
Другая ей держит зеркало.
Слайды с головными уборами. (52, 53, 54, 55, 56)
– Ой. Я, девица-краса и что же я могу из этого надеть, как вы думаете?
Косник ( накосник) – девичье украшение, вплетающееся в косу. А по головному убору можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение, девушка на выданье, молодая женщина или женщина в возрасте. Девичьи повязки, венцы, коруны, скреплялись сзади, оставляя косу открытыми.
– А какие головные уборы я надену после замужества? Как украшался и для чего головной убор у женщины?
– С момента замужества ходить с непокрытой
головой запрещалось. Надеть кокошник, который
в разных местах назывался по-разному: кика
рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали
жемчугом, золотыми нитями бисера, пушками. Поверх
набрасывали фату, платок. В некоторых местах
носили сороку, повойник.
Выходит 7-й парень и обращает
наше внимание:
– Вы только посмотрите, какое удивительное
сходство с верхней части женского костюма и
пластической формой фронтона русской избы и как
бы являет собой образ мира.
Выходит 8-й паренёк и
находит в сундуке элементы мужского костюма,
приговаривая: «Мы тоже не лыком шиты».
Слайды с мужскими костюмами. (57, 58, 59)
– Ой, расскажите мне, расскажите как же мы,
то одевались? Какая вещь являлась основой
костюма у
мужчины?
– Вот смотрите, основой мужского костюма
является тоже рубаха, по вороту у неё был
разрез , а если он располагался с боку, то тогда
рубаха называлась косовороткой. Рубаха
доходила до колен (белая, красная или синяя), её
носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Пояс
– обереговый знак. Распоясался – открыл себя
для нечистой силы. Ношение пояса символизировало
силу, долголетие, жизнестойкость их хозяина.
9-й паренёк и берёт из сундука порты, примеряя их к себе.
– А это как же называется, и куда же одевается? А
что же, я на ноги обую? А голову покрою или?...
Порты, были широкие и длинные, завязывали их
вокруг талии шнурком. Простой люд носил холщёвые
штаны, которые заправлялись в сапоги или
обертывали онучами (узкие длинные куски
ткани) и поверх одевали лапти. А на голову
одевали шапку или шляпу, которую украшали в
праздник лентами, тесьмой, пряжками, перьями,
искусственными или живыми цветами. (накручивает
украшая шляпу).
Слайд с разными мужскими шляпами и шапками.(60)
Прокатились посиделки,
Заглянула ночь во двор…
Мы узнали роль искусства,
Мир старинный, современный.
Всё имеет свой язык,
В каждом доме и квартире
Память рядышком живёт,
Подведём же мы итог.
– Зачем же современному человеку нужны знания
о традиционной культуре?
Память – это духовный мост, соединяющий день
сегодняшний и день вчерашний, настоящее и
прошлое. Память помогает нам полнокровно жить,
творить, утверждать новое,. Народное искусство во
всём многообразии его проявлений – это великая
память народа. Всё, что оставили нам наши предки,
должно органично войти в нас, стать частью нас
самих.
– Какие этнические черты характерны для
русского человека?
Ведь народное искусство – это сплав доброго
человеческого разума, душевной теплоты, мудрой
неуемной фантазии, искреннего откровения и
великодушия, непосредственности и частоты.
«Русский человек той поры ощущал себя
необходимой частью мироздания. Обращение, а
значит, и приобщение к могущественным силам
природы было для него делом жизненной важности,
глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление
того или иного предмета быта, в его украшение
мастер вкладывал всю душу. И, что не мнение важно,
в своих произведениях он отражал своё
представление о мире, творил как бы « модель»
познанного мира», – писал Б. Рыбаков.
Важно ли было узнать о мироустройстве наших
предков? Как можно назвать то, что мы рассказали,
показали, исследовали?
Народное искусство было своеобразной формой
всеобщего образования народа – учебником жизни.
Это и сегодня представляет собой стержень,
соединяющий современную художественную
культуру с истоками человеческой цивилизации.
– А кто же наши соседи и что мы о них знаем?
Показ слайдов с финской культурой (пейзаж, финский дом, утварь, предметы быта, костюм 62-82).
– Кто знает, где находится это место?
– Почему вы так решили, ведь у нас такие же места
или нет? В чём вы увидели разницу, а что общего?
– А как вы определили, что это не наша русская
изба?
– Разве здесь не сруб и оформление нет, а в чём
же отличие?
– А чего вы не увидели внутри жилища?
– Чем отличаются предметы народного быта от
славянских предметов?
– Какая одежда у финского народа и чем она
отлична от русского костюма?
– Что вы можете поведать о соседях наших
близких?..
– Да, ребята мы живём в разных государствах, мы разные народы, но в разные времена у разных народов суть декора одна и та же – выявлять, подчёркивать социальное положение человека, его роль в обществе. И у каждого народа неповторимые и схожие мировоззрение на этот мир. За 45 минут мы с вами совершили путешествие в прошлое, в другую страну для того чтобы понять что необходимо взять в будущее.
Решение жизненной задачи.